Трансмиссионные масла и их марки и характеристики: Трансмиссионные масла — Википедия – 403 — Доступ запрещён
- 05.09.2020
Трансмиссионные масла: лучшие марки и характеристики
Трансмиссия в автомобиле, особенно ее механизмы подвержены воздействию различных нагрузок. Поэтому она тоже нуждается в качественной смазке. Для этих силовых агрегатов созданы отдельные масла, которые имеют свою классификацию и маркировку. Исходя из этого каждый водитель должен знать, что представляют из себя трансмиссионные масла, их марки и характеристики.
Содержание
Технические требования к трансмиссионным маслам
Эти масла предназначены для тех узлов и агрегатов машины, которые имеют зубчатые передачи. При проведенных исследованиях и разных тестов установлено, что во время работы таких передач на их отдельные части идет нагрузка равная 200-300 МПа, а рабочая смазка иногда может прогреваться до 300 градусов по Цельсию.
Такие нагрузки и температуры даже не всегда достигаются в двигателе внутреннего сгорания. Поэтому производители масел выделяют эти смазки в отдельный ряд, и дают им свою классификацию.
Но перед тем как изучить классификацию, которую имеют трансмиссионные масла, нужно понимать какие эксплуатационные требования к ним предъявляются.
Трансмиссионные масла должны отвечать следующим требованиям:
- износостойкие, должны защищать механизмы и их зубья от сильного трения, чтобы агрегат преждевременно не вышел из строя;
- антизадирные, то есть смазка должна препятствовать спаиванию поверхностей деталей между собой, их надколам, и крошению при работе;
- антиокислительные, это требование связано с тем, при работе данных механизмов, может происходить вспенивание, и соответственно окислительные процессы в самом масле, что приводит к появлению коррозии металлических поверхностей;
- водооталкиваемость, то есть смазка и ее отдельные компоненты не должны вступать в химическую реакцию с водой, которая образовывается в результате скопления конденсата;
- не агрессивность, это требование касается того, чтобы смазочный материал, контактируя с различными резиновыми частями трансмиссий, не разрушал их.
Исходя из таких технических требований, и руководствуются производители данного продукта, когда поставляют на рынок трансмиссионное масло.
Важно знать, что до сих пор нет классификации масла, которое используется в автоматической коробке переключения скоростей. Производители просто создают продукты, которые одинаково хорошо подходят как для механики, так и для автомата.
Классификация трансмиссионного масла
На сегодняшнее время существует две международные системы, по которым идет маркировка трансмиссионного масла. Это SAE и АРІ.
SAE — это ассоциация американских автопроизводителей, которая дает оценку трансмиссионному маслу на основании ее вязкости, и поведения в условиях низких, высоких температур.
Вязкость масла, это способность его образовывать специальный шар на поверхностях трущихся деталей, который защищает их от излишнего трения, а также всевозможных повреждений (сколов, трещин, задираний). Также в это понятие входит возможность смазки выполнять свою функцию при низких или высоких температурах.
То есть летом жидкость не должна сильно растекаться, а зимой густеть или замерзать.
АРІ это ассоциация американского института нефти, которая также уделяет внимание качеству трансмиссионного масла, и имеет свою классификацию данного продукта. В основе ее лежат эксплуатационные свойства.
Если брать нашу страну, то главный документ, которого придерживаются наши производители это ГОСТ. В нем также содержатся основные классификационные характеристики трансмиссионной смазки, но они ничем не отличаются от мировых.
Важно понимать, что лучше разбираться в характеристиках трансмиссионных жидкостей, которые установлены международными правилами, поскольку все уважающие себя производители, обязательно проходят такую сертификацию. Тем более, что она проще чем ГОСТ.
Характеристика по АРІ
Характеристика по данной системе предусматривает, как было указано выше, эксплуатационные характеристики, куда входят типы зубчатых передач, удельные контактные нагрузки и рабочие температуры. Маркировка по АРІ начинается с букв GL, РG, MT. Если есть такое обозначение, значит, производитель прошел соответствующую сертификацию.
Исходя из этого, масла делятся на 6 групп, каждая из которых предназначена для конкретной трансмиссии. Для легковых автомобилей, в независимости от того оборудована машина механической или автоматической коробкой скоростей, подходят масла которые имеют такие обозначения на этикетке — АРІ GL 4, АРІ GL 4. Другие буквенные и цифровые обозначения говорят о том, что смазка рассчитана для более мощных трансмиссий.
Но GL 4 предназначается для механической и автоматической коробки и редукторов, с умеренными нагрузками, а 5 группа подходит для автомата и механики, которая подвергается уже значительным нагрузкам. Это нужно запомнить.
Важно знать, что характеристики, разработанные этим институтом не распространяются на продукцию ориентированную только для автоматической КПП. Поэтому американские производители масла для автоматических трансмиссий, которое поставляется на Европейский рынок, в обязательном порядке на этикетке пишут слово — Dexron. Етого придерживаются также и европейские производители.
Характеристика по SAE
Если внимательно изучить характеристики по данной классификации, то масла делятся на 6 классов. Первые три можно смело отнести к зимнему варианту, так как в обозначении имеется буква W (winter) что в переводе означает зима. То есть их можно использовать при минусовых температурах. Цифровые обозначения — 75, 80, 84 W.
Если имеется маркировка SAE 90 или 140, то это говорит, что данные классы относятся к летним вариантам, а обозначение 250 говорит о том, что смазочные материалы предназначены для работы в условиях тропиков, и сильных нагрузок.
Если необходимо выбрать смазку, которая будет эффективно работать не только летом, но и зимой тогда нужно обратить внимание на продукцию, которая будет иметь маркировки: SAE 80W-90; SAE 80W-140; SAE 85W-140. В зависимости от цифровых обозначений можно рассчитать предельно допустимые минусовые и плюсовые показатели окружающей среды.
Например, возьмем SAE 80W-90. Минимальная зимняя температура будет -30 градусов, а летняя + 35.
Последнее что также присуще данной системе характеристик, это антизадирные качества. Если на емкости будут стоять такие буквенные обозначения как ЕР или HD значит производитель предусмотрел то, что такая смазка будет сохранять трущиеся поверхности под защитой и не давать им разрушаться.
При выборе таких смазочных материалов, нужно обращать внимание не только какая марка трансмиссионного масла представлена, но и на его эксплуатационные и вязкостные характеристики. А в этом поможет описанные выше системы классификаций.
Важно знать, что классификация трансмиссионных масел по системе АРІ также используется для многих армий мира.
Состав трансмиссионного масла
Последнее на что нужно обратить внимание, это на то какие составы используют для производства таких смазок.
Классификация моторных масел, как и трансмиссионных тоже касается их состава:
- минеральные, изготовленные на основании природных минералов, имеют дешевую стоимость, но требуют скорой замены;
- полусинтетические, изготавливаются путем добавления в минеральный состав специальных присадок, что увеличивает срок службы, хорошо подходят для механических КПП автомобилей 80-90 годов выпуска;
- синтетические, эти масла изготавливаются на основе молекулярного синтеза, что дает им несравненные преимущества перед всеми другими видами, плюс ко всему они обладают повышенным ресурсом, но имеют большую стоимость.
На емкостях или этикетках такой продукции производители всегда указывают состав представленного продукта.
Важно понимать, что при покупке автомобиля, новый владелец всегда должен ознакомиться с его техническими характеристиками, в которых будет указано, какое трансмиссионное масло лучше использовать.
Трансмиссионная смазка, как и моторная также имеет свою классификацию и характеристики. Поэтому отправившись за такой покупкой, автолюбитель должен владеть информацией, что лучше подойдет его трансмиссии, а какое масло использовать, вообще не стоит.
Трансмиссионные масла их марки и характеристики
Трансмиссионные масла их марки и характеристики нужно знать каждому автомобилисту. Ведь сейчас большое количество различных моделей автомобилей в массовом порядке применяет трансмиссионное масло. Поэтому каждому владельцу такого автомобиля необходимо иметь представление об основных свойствах и существующей классификации трансмиссионных смазочных материалов. Ведь от этого во многом зависит техническое состояние автомобиля и безопасность водителя во время его эксплуатации. При нарушении существующего регламента применение трансмиссионной смазки могут возникнуть существенные неполадки в работе автомобиля: преждевременный износ деталей, клин зубьев и снижение защитных свойств.
Какими свойствами должно обладать трансмиссионное масло?
Основными техническими свойствами данного типа смазочного материала являются:
- Антиизносные. Способствуют снижению уровня трения основных деталей агрегата на протяжении всего периода эксплуатации, увеличивая тем самым его ресурс.
- Антизадирные. Эффективно предотвращают образование задиров и спайки поверхностей рабочих механизмов.
- Антиокислительные. Обеспечивает торможение процессов окисления самого смазочного материала и увеличивает длительность его использования.
- Антикоррозийное. Обеспечение надежной защиты всех металлических поверхностей от коррозионного процесса.
- Обеспечение нейтралитета масел при взаимодействии с каучуковыми изделиями.
В конечном итоге все вышеперечисленные свойства обеспечивают формирование на поверхности деталей плотной защитной пленки. Толщина данной пленки напрямую зависит от качества применяемого масла.
Кроме этого важными критериями смазки трансмиссионного типа является температура кипения и показатель вязкости. Чтобы правильно подобрать смазку необходимо знать международную классификацию трансмиссионных масел, которая применяется внутри страны и за рубежом.
Как правильно расшифровать международную классификацию масел?
Согласно стандарта API итоговое число дает информацию о степени нагрузки, максимальной температуре и особенности химического состава.
Для удобства использования марка масла состоит из 6 позиций:
- Цифра стоящая после буквы указывает на общую характеристику. Поэтому чем больше цифра, тем лучше по качеству и химическому составу смазывающий материал.
- Первые 4 категории группы состоят из масел по назначению: задний и передний мост, коробка передач.
- Последние 2 позиции показывают универсальность трансмиссионной жидкости с возможностью применения в нескольких моделях.
Маркировка показателя вязкости масел полностью соответствует вышеописанной системе включающей 6 позиций. Следует помнить, что если на смазке стоит буква W, то ее необходимо использовать в зимний период при отрицательных температурах воздуха. Если на корпусе емкости имеется другая буква, то это смазочное вещества нужно променять в течении весеннее-осеннего сезона.
Примеры маркировки трансмиссионной смазки, согласно международных стандартов
Типичными примерами маркировки зимних масел являются: SAE 80W и SAE 85W. Согласно такой классификации марки SAE 95 и SAE 135 являются летними вариантами смазки. Такая маркировка объясняется тем, что автомобили используются в различных погодно-климатических условиях, что напрямую влияет на работу системы смазки силового агрегата.
Марки SAE 80W-95 и 80W-135 при необходимости могут меняться.
В случае если используемые машины имеют специальный режим использования, то необходимо к стандартной маркировке применять индекс ЕР и HD.
Классификация трансмиссионной смазки для автоматики
В отличии от механики для автомата как таковой классификации не разработано. Поэтому показатель вязкости определяется по указанию конкретного производителя. Так например, американские производители проводят маркировку своих трансмиссионных смазочных материалов по системе General Motor и Ford.
Европейские автомобильные концерны используют классификацию таких марок как Dexron, «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF). Хотя основная часть выпускаемой продукции маркируется как АТF — Аutomatic Тransmission Fluid.
Как правильно прочитать информацию на рекламной наклейке
Очень часто при покупке канистры автомобилисты находят не ее корпусе множество различных символов и совсем не многие могут их охарактеризовать. Хотя на самом деле в этом нет нечего сложного, так как существует следующая трактовка данных символов:
- наименование компании производителя;
- конкретная марка смазки;
- группа смазочного материала;
- классификация согласно международных стандартов;
- кратная характеристика;
- уровень вязкости данного вещества.
Для наглядного примера можно использовать следующую маркировку: MOBIL, TAF-C, GL-6, 85W-90.
Как правильно выбрать импортный товар?
Трансмиссионные масла их марки и характеристики нужно знать при покупке импортного товара. При покупке трансмиссионки иностранного производства необходимо использовать следующие рекомендации:
- желательно тщательно изучить прилагаемую инструкцию на предмет пригодности к определенной марке автомобиля;
- лучше покупать смазку с учетом года выпуска автомобиля;
- для переднеприводных авто лучше всего подойдет смазка согласно классификации GL — 4 и 5;
- не следует покупать дешевые марки, так как есть закономерность между качеством и длительностью эксплуатации смазочного материала.
Что такое «пластическая смазка»?
Это достаточно новая марка трансмиссионного вещества, которое применяется в определенных узлах агрегата (мосты, дифференциал). При его использовании необходимо учитывать все параметры смазочных материалов и рекомендации изготовителя. Замена пластической смазки должна проводится через 110-150 тыс. км. или раз в три года.
Подведение итогов
Трансмиссионные масла их марки и характеристики являются достаточно важно информацией, без которой невозможно обеспечить нормальную работу смазочной системы автомобиля. Трансмиссионный смазочный материал очень важен для нормальной работы всего силового агрегата автомобиля. Ведь благодаря этому типу смазки обеспечивается повышенная защита наиболее важных узлов автомотора от негативных процессов, которые могут возникнуть во время эксплуатации автомобиля.
Для правильного выбора определенной марки трансмиссии необходимо четко знать существующие классификации и основные отличительные особенности этих масел. Очень важно знать, как правильно выбрать трансмиссионный смазочный материал иностранного производства.
ГОСТ 17479.2-2015 Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение (Переиздание с Поправками), ГОСТ от 12 августа 2015 года №17479.2-2015
ГОСТ 17479.2-2015
МКС 75.100
Дата введения 2017-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
(Поправка)
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2015 г. N 1140-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.
5 Настоящий стандарт соответствует международному документу SAE J306:2005* «Наземные транспортные средства. Классификация автомобильных трансмиссионных масел по вязкости» (SAE J306:2005 «Surface vehicle standard. Automative gear lubricant viscosity classification», NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 17479.2-85
7 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 11-2017), Поправкой (ИУС 8-2019)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение трансмиссионных масел для агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на масла, используемые в зубчатых передачах промышленного оборудования, а также на масла для гидромеханических и гидрообъемных передач.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 33 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ 33-2016 «Нефть и нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости».
ГОСТ 1929 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре
ГОСТ 9490 Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машине
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Обозначение трансмиссионных масел
3.1 Обозначение трансмиссионных масел состоит из групп знаков:
— первая группа знаков — буквы ТМ (трансмиссионное масло), она не зависит от состава и свойств масла;
— вторая группа знаков — цифры, характеризующие принадлежность масла к группе в зависимости от области его применения;
— третья группа знаков — цифры, характеризующие класс трансмиссионного масла в соответствии с величиной вязкости, которую определяют при высокой температуре по ГОСТ 33 и при низкой температуре по ГОСТ 1929.
Примечание — Допускается в обозначении класса трансмиссионного масла в скобках указывать класс трансмиссионного масла в соответствии с классификацией SAE J306 (см. таблицу А.1, приложение А).
4 Группы трансмиссионных масел
4.1 В зависимости от области применения трансмиссионные масла подразделяют на пять групп, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Группы трансмиссионных масел
Группа трансмиссионного масла по области применения | Состав трансмиссионного масла | Рекомендуемая область применения |
1 | Трансмиссионные масла без присадок | Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме не выше 90°С |
2 | Трансмиссионные масла с противоизносными присадками | Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме 130°С |
3 | Трансмиссионные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С |
4 | Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С |
5 | Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С |
Примечание — Допускается при обозначении масла по настоящему стандарту в скобках указывать примерную группу трансмиссионного масла в соответствии с классификацией API (см. таблицу А.2, приложение А).
4.2 При разработке новых масел и постановке на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года (по графикам, согласованным с потребителем) группу трансмиссионных масел устанавливают по результатам оценки их эксплуатационных свойств в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 — Группы трансмиссионных масел в зависимости от эксплуатационных свойств
Определяемое свойство | Группа масла | Метод испытания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания Р, Н, не менее | — | — | 2930 | 3283 | 3685 | По ГОСТ 9490 |
Противоизносное свойство по показателю износа Д при осевой нагрузке 392 Н при (20±5)°С в течение 1 ч, мм, не более | — | 0,55 | — | — | — | По ГОСТ 9490 |
5 Классы трансмиссионных масел
5.1 В зависимости от значения кинематической вязкости, измеренной при температуре 100°С и температуре, при которой динамическая вязкость не превышает 150000 мПа·с, трансмиссионные масла подразделяют на классы, указанные в таблице 3.
Таблица 3 — Классы трансмиссионных масел
Класс трансмиссионного масла | Кинематическая вязкость* при 100°С, мм/с (сСт) | Температура, при которой динамическая вязкость** не превышает 150000 мПа·с, °С, не выше |
5з | Св. 4,1 | -55 |
9з | Св. 7,0 | -40 |
12з | Св. 11,0 | -26 |
18з | Св. 13,5 | -12 |
9 | Св. 7,0 до 11,0 включ. | — |
12 | Св. 11,0 до 13,5 включ. | — |
18 | Св. 13,5 до 24,0 включ. | — |
34 | Св. 24,0 до 41,0 включ. | — |
* Определяют по ГОСТ 33. ** Определяют по ГОСТ 1929. |
Примечание — Допускается в обозначении в скобках указывать класс трансмиссионного масла в соответствии с классификацией SAE J306 (см. таблицы А.1 и А.3, приложение А).
(Поправка)
5.2 В зависимости от сезона эксплуатации трансмиссионные масла подразделяют на зимние, летние и всесезонные, которые обозначают:
— для эксплуатации в зимнее время — числовым значением с буквой «з» (зимнее). Например,»9з»;
— для эксплуатации в летнее время — только численным значением. Например, «18»;
— для всесезонной эксплуатации — дробью, при этом цифра в числителе указывает на низкотемпературные свойства масла, цифра в знаменателе — на высокотемпературные свойства масла.
5.3 Примеры обозначения трансмиссионных масел
Примеры
1 ТМ-3-18 (типа GL-3 по API, SAE 90),
где ТМ — трансмиссионное масло;
3 — группа масла по области применения трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 1;
18 — класс вязкости летнего трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 2 и 5.2, которому при температуре 100°С соответствует кинематическая вязкость в пределах от 13,5 до 24 мм/с. В скобках указана примерная принадлежность трансмиссионного масла к группе по API и классу SAE.
2 ТМ-5-9з/18 (типа GL-5 по API, SAE 75W-90),
где ТМ — трансмиссионное масло;
5 — группа масла по области применения трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 1;
9з/18 — класс вязкости всесезонного трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 2 и 5.2, в обозначении которого первая цифра обозначает низкотемпературные свойства масла (т.е. масло гарантированно работоспособно до температуры минус 40°С, так как динамическая вязкость масла при этой температуре не превышает 150000 мПа·с), а вторая — высокотемпературные свойства масла (т.е. кинематическая вязкость масла при температуре 100°С находится в пределах от 13,5 до 24 мм/с). В скобках указана примерная принадлежность трансмиссионного масла к группе по API и классу SAE.
Приложение А (справочное). Классификация трансмиссионных масел по SAE и API
Приложение А
(справочное)
А.1 Классификация трансмиссионных масел по SAE J306:2005 приведена в таблице А.1.
Таблица А.1 — Классификация трансмиссионных масел по SAE J306:2005
Класс вязкости по SAE J306 | Температура для вязкости 150000 сП,, °С, не выше | Кинематическая вязкость при 100°С, мм/с (сСт), не ниже | Кинематическая вязкость при 100°С, мм/с (сСт), не выше |
70W | -55 | 4,1 | — |
75W | -40 | 4,1 | — |
80W | -26 | 7,0 | — |
85W | -12 | 11,0 | — |
80 | — | 7,0 | 11,0 |
85 | — | 11,0 | 13,5 |
90 | — | 13,5 | 18,5 |
110 | — | 18,5 | 24,0 |
140 | — | 24,0 | 32,5 |
190 | — | 32,5 | 41,0 |
250 | — | 41,0 | — |
Определяют по стандарту [1]. Дополнительные низкотемпературные требования по вязкости могут быть введены для жидкостей, предназначенных для использования в малонагруженных синхронизированных механических трансмиссиях. Определяют по стандарту [2]. Предел устанавливают после испытаний по СЕС L-45-T-93, метод С (20 ч). Следует учитывать, что для испытаний по стандарту [1], проведенных при температурах ниже минус 40°С, прецизионность не установлена. |
А.1.1 Примеры обозначения трансмиссионных масел в соответствии с классификацией SAE J306:2005.
Примеры
1 SAE 75W — обозначение трансмиссионного масла для эксплуатации в зимнее время.
2 SAE 80 — обозначение трансмиссионного масла для эксплуатации в летнее время.
3 SAE 75W-90 — обозначение трансмиссионного масла для всесезонной эксплуатации, в котором первая цифра класса вязкости (75W) обозначает низкотемпературные свойства масла (т.е. динамическая вязкость масла не превышает 150000 мПа·с при температуре минус 40°С), а вторая (90) — высокотемпературные свойства масла (т.е. кинематическая вязкость масла при температуре 100°С находится в пределах от 13,5 до 18,5 мм/с).
А.2 Примерное соответствие обозначений групп трансмиссионных масел по настоящему стандарту классификациям по API и SAE J306:2005 приведено в таблицах А.2 и А.3.
Таблица А.2 — Примерное соответствие групп трансмиссионных масел по настоящему стандарту группам по API
Группа трансмиссионного масла по настоящему стандарту | Группа трансмиссионного масла по API |
ТМ-1 | GL-1 |
ТМ-2 | GL-2 |
ТМ-3 | GL-3 |
ТМ-4 | GL-4 |
ТМ-5 | GL-5 |
Таблица А.3 — Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по настоящему стандарту классам вязкости по SAE J306:2005
Класс вязкости трансмиссионного масла по настоящему стандарту | Класс вязкости трансмиссионного масла по SAE J306:2005 |
5з | 70W |
9з | 75W |
12з | 80W |
18з | 85W |
9 | 80 |
12 | 85 |
18 | 90-110 |
34 | 140-190 |
Библиография
[1] | ASTM D 2983-09 | Standard test method for low-temperature viscosity of lubricants measured by Brookfield viscometer (Стандартный метод определения низкотемпературной вязкости смазочных материалов вискозиметром Брукфилда) |
[2] | ASTM D 445-15 | Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and the calculation of dynamic viscosity) [Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (и расчет динамической вязкости)] |
УДК 621.892.21:006.354 | МКС 75.100 |
Ключевые слова: трансмиссионные масла, классификация, обозначение |
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019
Трансмиссионные масла: классификация и характеристики
Трансмиссионные масла – специальный класс машинных масел, предназначенный для использования в разных узлах трения трансмиссий транспортных средств, а также в разнообразных редукторах. Моторные и трансмиссионные масла производятся на минеральной либо синтетической основе, а затем легируются при помощи разнообразных присадок, но требования к трансмиссионным выше, так как они работают при гораздо больших нагрузках и скоростях скольжения трущихся поверхностей.

Классифицируют трансмиссионные масла либо по вязкости, либо по эксплуатационным свойствам. Так по SAE (Ассоциация автомобильных инженеров) их делят на девять классов — пять летних и четыре зимних (с индексом W). Для каждого класса указывается индекс вязкости. SAE 70W или SAE 250, например. Для всесезонных масел указывается двойной индекс (SAE 80W-90 и т.п.).
API (Американский институт нефтепродуктов) делит масла на 6 классов в зависимости от эксплуатационных свойств — GL-1…GL-6. Эти классы аналогичны применяемым в советском ГОСТе 17479.2-85 ТМ1…ТМ6. Пятая и шестая группы применяются для гипоидных передач и обладают самыми высокими смазывающими и противозадирными показателями.

Выбирая трансмиссионные масла, следует ориентироваться в первую очередь на условия их работы. Если класс будет ниже, чем нужно, механизм просто выйдет из строя, а более высокий класс масла имеет более высокую стоимость, что приведет к перерасходу средств. Также важно учитывать, при каких температурах будет работать трансмиссия, и исходя их этого подбирать смазку. SAE 85W, например, будет работать при температурах до -12°С, а 85W уже до -40°С. В автоматических коробках передач используется специальная маловязкая жидкость, поэтому ни моторное, ни трансмиссионное масла там не применяются.
