Указатель поворотов: Как использовать указатели поворота? – 403 — Доступ запрещён

  • 26.02.2020

Содержание

Как использовать указатели поворота?

Вы помните, в каких случаях и как нужно использовать сигналы поворотов в машине? Нет? Тогда освежите свои знания

Как использовать указатели поворота?

Водитель транспортного средства обязан заранее и четко указать свое намерение изменить направление или полосу движения, заблаговременно включив сигналы поворотов, а затем прекратить сигнализацию сразу же после маневра. Просто? Не всегда и не для всех!

 

Вы всегда должны помнить, что сигнал поворота в машине нужен не тому, кто его включает, потому что водитель знает, куда он собирается ехать. Указатель направления дает сигнал другим водителям, чтобы они знали, что мы намерены делать. 

 

Предупреждайте о своих маневрах заранее и четко

Как использовать указатели поворота?

Никогда не включайте сигнал поворота слишком поздно. Например, когда вы уже начали поворачивать или менять полосу движения. Использовать поворотники вы должны заранее, четко дав понять другим участникам дорожного движения, что вы хотите делать. Это дает другим водителям возможность заметить указатели поворота вашего автомобиля (одного-двух морганий недостаточно). В противном случае вы нарушаете пункт 8.2 ПДД РФ:

 

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

 

В большинстве случаев, когда вы поворачиваете на перекрестках, включайте поворотник заранее перед подъездом к развязке. В том числе включайте поворотник даже в том случае, если согласно Правилам дорожного движения на перекрестке возможен только поворот. Дело в том, что все водители разные. Есть внимательные, есть менее собранные. Также не стоит забывать о многочисленных водителях-новичках, которые часто нарушают ПДД, запутываясь в ребусах дорожных знаков и разметке. Так что, например, если на перекрестке можно поворачивать только направо, то все равно включайте поворотник заранее, чтобы предупредить других участников дорожного движения о своих намерениях. Ведь какой-нибудь неопытный водитель может не заметить, что движение по прямой запрещено, и не успеть снизить скорость, когда вы будете поворачивать направо. В итоге есть большой риск, что произойдет ДТП.

 

Смена направления или полосы движения

Как использовать указатели поворота? 

Точно так же как мы сигнализируем о своих намерениях повернуть, мы должны заранее предупреждать участников дорожного движения о предстоящем перестроении в другую полосу движения.

 

 

 

ВНИМАНИЕ: включение сигнала поворота не означает получения приоритета проезда. Помните, что независимо от того, что включен сигнал поворота, мы обязаны уступать транспортным средствам, которые едут в полосе движения, куда мы намерены перестроиться!

 

Картинка Намерение сменить полосу движения также должно быть обозначено сигналом поворота, однако это не освобождает нас от обязанности уступать дорогу транспортным средствам на полосе движения, в которую мы хотим перестроиться.

 

Особая ситуация возникает на перекрестках, отмеченных табличками 8.13 «Направление главной дороги». Речь идет о том, когда главная дорога на перекрестке изменяет свое прямолинейное движение в другую сторону (направо/налево и т. д.). Многие водители (даже опытные) часто не знают, нужно ли включать поворотники при сочетании знака «Главная дорога» с информационной табличкой 8.13, указывающей на изменение направления дороги с приоритетом. 

 

Многие водители в этом случае думают, что раз мы поворачиваем, оставаясь согласно табличке 8.13 на главной дороге, мы не должны включать сигнал поворота. Но на самом деле, несмотря на то что мы согласно ПДД остаемся на дороге с приоритетом, мы ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ включать сигнал поворота. Это предусмотрено пунктом 8.1 ПДД:

 

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

 

Да, при повороте на перекрестке, где висит табличка 8.13, мы, поворачивая в сторону, куда меняет направление главная дорога, хоть и остаемся на дороге с приоритетом, тем не менее выполняем маневр (поворачиваем). А раз поворачиваем, то согласно пункту 8.1 ОБЯЗАНЫ включить сигнал поворота заблаговременно. 

 

А нужно ли тогда включать сигнал поворота, если мы продолжаем движение прямо, уже в сторону второстепенной дороги? В этом случае мы не меняем направление движения, соответственно, согласно ПДД поворотники не включаем. 

 

К сожалению, очень часто на российских дорогах ГОСТы при установке и размещении дорожных знаков не соблюдаются. Речь идет о ГОСТе Р 52290-2004. В нем прописано, что на дорожных знаках и табличках должны быть достоверные изображения и информация, которая соответствует реальной конфигурации дороги, пересечению дорог, схеме организации дорожного движения. Увы, не всегда в России этот ГОСТ соблюдается. В итоге многие дорожные знаки путают водителей. Вот вам пример, когда дорожные знаки, с одной стороны, указывают на необходимость включения сигнала поворотов при движении по главной дороге, которая уходит левее, но существующая дорога не позволяет сделать однозначного вывода о необходимости включения поворотников:

 

Как использовать указатели поворота?

Фото с сайта: instructor53.ru

 

А вот вам другой пример, когда, оставаясь на дороге с приоритетом (главной дороге), согласно существующей схеме движения, дорожной ситуации и присутствию дорожных знаков, установленных по ГОСТу, водители, оставаясь на главной дороге, не обязаны включать сигналы поворота.

 

В случае же движения в сторону второстепенной дороги в этих примерах водители обязаны заблаговременно включить поворотники.

Как использовать указатели поворота?

Фото с сайта: instructor53.ru

 

Как вы используете сигнал поворота на перекрестке с круговым движением?

Как использовать указатели поворота?

У большинства водителей не вызывает трудности разобраться, как и когда включать сигналы поворотов при проезде перекрестка с круговым движением. Например, если мы собираемся покинуть кольцевую развязку при первом же повороте, то должны использовать правый поворотник, прежде чем повернуть (выехать с круга направо). Также нет сомнений в том, что мы должны использовать сигналы поворота при перестроении в другую полосу при движении по кругу, не забыв при этом пропустить автомобили, которые едут в полосе, куда вы собираетесь перестроиться.

 

Смотрите также: Памятка: Как проезжать круговое движение по- новому?

 

Сомнения у многих водителей начинают возникать по поводу использования левого поворотника. Вы обращали внимание, что перед кругом многие водители включают левый поворотник? Как думаете, это правильно? На самом деле нет. Перед кругом водители обязаны включать правый поворотник, поскольку движение на перекрестке осуществляется против часовой стрелки, соответственно, другие траектории движения запрещены, а значит, можно включать только правый сигнал поворота. 

 

Как использовать указатели поворота? 

Фото с сайта Drive2.ru

 

Обратите внимание: когда вы выехали на круговое движение, если не собираетесь совершать правый поворот, вы согласно ПДД обязаны выключить правый поворотник и осуществлять дальнейшее движение по кругу без сигналов поворота. При съезде с круга вы заблаговременно также обязаны включить правый поворотник.

 

Подведем итог: левый поворотник при движении по кругу вы должны включать ТОЛЬКО в том случае, если собираетесь перестроиться на круге из правой полосы в левую, предварительно, естественно, пропустив автомобили, которые движутся в той полосе, куда вы собираетесь маневрировать.

Указатель поворотов Википедия

Указатель поворота — световой мигающий сигнал, обозначающий поворот в ту или иную сторону. При включении указателей поворота со всех сторон означает аварийную остановку. Согласно ПДД большинства стран мира,не исключая РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана обязателен к использованию на всех автомобилях, прицепах, мотоциклах и тракторах, а также троллейбусах и трамваях[источник не указан 431 день].

  • Включенный передний указатель поворота

  • Выдвижной указатель поворота

История[ | ]

До конца 1930-х годов привычных сегодня световых указателей поворота у автомобилей не было. Вместо них были так называемые механические, (выдвижные), стрелочные, в темное время суток подсвечиваемые встроенными огнями, а большинство водителей для информирования остальных, о виде манёвра использовали сигналы рукой[источник не указан 284 дня]. Первым серийным автомобилем получившим электрические указатели поворота стал Buick Roadmaster 1939 модельного года. После Второй мировой войны электрические указатели поворота распространились и в Европе. Первым советским автомобилем с электрическими поворотниками стал ЗИС-110.

Стандарты указателей поворота[

Указатель поворота и скольжения — Википедия

Индикатор поворота, скольжения и вариометр в одном корпусе

Индикатор поворота и скольжения в авиации — комбинированный пилотажный контрольно-измерительный прибор, смонтированный для удобства пользования в одном корпусе. Индикатор поворота определяет угол поворота самолёта относительно вертикальной оси, индикатор скольжения определяет угол крена самолёта и скольжения относительно продольной оси. При повороте стрелка показывает отклонение самолёта от прямой вправо – влево, при скольжении шарик передвигается в изогнутой трубке в сторону скольжения.

Конструкция индикатора поворота и скольжения (сверху) и координатора поворота (снизу). Индикатор поворота и скольжения.

Индикатор поворота[править | править код]

Индикатор поворота использует свойства гироскопа с двумя степенями свободы для определения направления и величины угловой скорости вращения самолёта (вертолёта) относительно вертикальной оси в процессе пилотирования. Индикатор поворота посредством отклонения стрелки от центра в сторону показывает, что самолёт делает поворот. Пока самолёт летит по прямой, стрелка остается в среднем положении. Медленный поворот направо вызывает небольшое отклонение стрелки вправо, быстрый поворот вызывает значительное отклонение стрелки. Как только поворот закончен, стрелка возвращается в среднее положение независимо от того, в какую сторону направлен самолёт. Действие прибора основано на использовании небольшого гироскопа или колеса, вращающегося с очень большой скоростью.

Гироскоп обладает свойством, известным под названием прецессии[1]. Чем быстрее поворот летательного аппарата, тем сильнее будет прецессия гироскопа, растягивающая пружину и вызывающая перемещение стрелки. Как только самолёт закончит поворот, прецессия гироскопа прекращается, и пружина вернет всю систему обратно в среднее положение. Индикатор поворота снабжен амортизатором, препятствующим колебательным движениям стрелки после прекращения прецессии гироскопа. Это обеспечивает равномерное, спокойное движение стрелки.

Индикатор скольжения[править | править код]

Индикатор скольжения (инклинометр), как правило, выполняется в виде металлического шарика, помещённого в запаянную стеклянную трубку. Шарик представляет собой физический маятник, который реагирует на соотношение поперечных сил, действующих на самолёт. Если силы сбалансированы, то полёт называется координированным, и шарик находится между двумя вертикальными линиями. Перемещение шарика за пределы области, обозначенной вертикальными линиями, говорит о скольжении летательного аппарата, для устранения которого лётчику следует отклонить руль направления в ту же сторону, с которой находится шарик.

Одно из преимуществ шарикового индикатора скольжения заключается в том, что движение шарика-указателя тормозится жидкостью, заключённой в изогнутой стеклянной трубке. Это препятствует быстрым колебаниям шарика и замедляет ошибочное показание, существующее во время изменений крена самолёта, когда индикатор скольжения помещается не в центре тяжести самолёта. Другим преимуществом является то, что шарик скатывается в сторону наклона крыла во время полета по прямой и указывает, что элеронами надо действовать так, чтобы шарик снова занял среднее положение[1]. При штурвальном управлении шарик заставляют вернуться в среднее положение соответствующим движением штурвала. При управлении ручкой её следует передвинуть в таком направлении, чтобы вернуть шарик в центр.

На некоторых самолётах трубка с шариком встроена в авиагоризонт. Это удобно, так как позволяет следить за скольжением, не отрывая взгляда от авиагоризонта.

Координатор поворота[править | править код]

Координатор разворота.

Координатор поворота является развитием индикатора поворота. Для индикации на нём используется символ самолёта, а не стрелка. Он чувствителен не только к угловой скорости разворота, но и к угловой скорости крена. Координатор поворота может быть использован в случае отказа авиагоризонта.

Преимущество координатора разворота в том, что он помогает пилоту действовать на упреждение, то есть, если в горизонтальном полёте возникает момент по крену вправо, это значит, что, скорее всего, скоро начнётся правый разворот, и пилот имеет возможность заранее отреагировать отклонением элеронов[2]. Недостаток этого становится очевиден при полёте в турбулентной атмосфере. Неспокойный воздух приводит к тому, что символ самолёта только и болтается влево-вправо. Угловая скорость крена может достигать больших значений, даже если не развивается большой крен. Такое поведение мало сказывается на курсе самолёта, но в таких условиях старый и простой индикатор поворота даёт гораздо более устойчивые показания, чем координатор разворота.

Вариант индикации в виде силуэта самолёта, который накреняется влево-вправо может привести некоторых людей к неверной мысли, что прибор указывает угол крена, что совсем не так.

Скольжение. Чтобы скорректировать полёт, нужно нажать левую педаль

Когда самолёт летит боком, шарик индикатора скольжения не находится в своем среднем положении. При таком положении самолёта его аэродинамическое сопротивление существенно возрастает, и обтекание крыльев воздухом становится неодинаковым: крыло, летящее немного позади, затеняется фюзеляжем и имеет меньшую подъёмную силу[3].

Кроме того, крылья современных самолетов стреловидные и поэтому у самолёта, летящего со скольжением (боком), левое и правое крыло имеют разный уголстреловидности. «Переднее» крыло имеет меньшую стреловидность, а значит большую подъемную силу, чем «заднее», что также приводит к развитию крена в сторону «заднего». Для парирования возникновения крена применяют отклонение элеронов. В результате скольжения увеличивается общее сопротивление самолета и поэтому уменьшается скорость полета. Если приборная скорость мала, скольжение может привести к выходу «заднего» крыла на критические углы атаки, сваливанию в сторону «заднего» крыла и переходу в штопор.

Указатели поворота | Устройство автомобиля

 

Какое назначение указателей поворота?

Указатели поворота служат для предупреждения водителей, пешеходов и регулировщиков об изменении направления движения автомобиля, его перестроении, остановке и т. п. На автомобилях устанавливаются световые указатели поворота, лампы которых горят мигающим светом, что позволяет их отличать от других источников света. Оранжевые лампы указателей поворота находятся в общем корпусе с подфарниками и задними фонарями автомобиля.

Что входит в устройство светового указателя поворота?

Световой указатель поворота (рис.107) состоит из переключателя 1, установленного в кабине автомобиля, прерывателя 2, контрольной лампы 16, установленной на щите приборов автомобиля, лампы 19 правого и 20 левого поворотов. В устройство прерывателя указателя поворота входит: стальной сердечник 12, набранный из отдельных пластин электромагнитной стали, на котором намотана обмотка 13. На сердечнике, закрепленном на кронштейне 15, установлены стойки с контактами 8 и 9, к которым прижимаются подвижные контакты, закрепленные на стальных якорьках 7 и 14. Якорек 7 и бусинку 4, изолированную от кронштейна 15, соединяет нихромовая струна 5. Изменяя ее натяжение регулировочным винтом 3, регулируют частоту мигания ламп 19 и 20. Обмотка 13 прерывателя включена последовательно с лампами 19 и 20 указателей правой и левой сторон автомобиля.

Рис.107. Указатель поворота.

Как работает световой указатель поворота?

При нахождении ручки переключателя 1 в нейтральном положении или выключенном включателе (замке) зажигания 17 струна 5 оттягивает на себя якорек 7 и удерживает контакты 8 в разомкнутом состоянии. Одновременно бронзовая пластина 11 с клеммой 10 также удерживает контакты 9 в разомкнутом состоянии (контрольная лампа 16 на щитке приборов не горит).

Во время поворота, например, налево (замок зажигания 17 включен) переключателем 1 замыкают контакты I и IV. Образуется электрическая цепь: отрицательная клемма батареи 18 – «масса» – лампа 20 – контакты I и IV переключателя 1 – контакт VI – зажим СЛ – обмотка 13 – добавочный резистор 6 – струна 5 – якорек 7 – кронштейн 15 – зажим Б – замкнутые контакты замка зажигания 17 – положительная клемма батареи. Лампы 20 загораются, но очень тускло, из-за того, что в их цепь включен добавочный резистор 6. Ток, проходящий по цепи, нагревает струну 5, она удлиняется и ее натяжение ослабляется. Вследствие этого сердечник 12 притягивает якорек 7, контакты 8 замыкаются, закорачивая добавочный резистор 6 и струну 5. Сопротивление в цепи уменьшается, а сила тока увеличивается, лампы 20 загораются полным накалом (ярко). В это же время намагниченный сердечник 12 притягивает якорек 14, который, замыкая контакты 9, включает контрольную лампу 16 на щитке приборов, и водитель контролирует работу указателя поворота. Отключенная струна 5 остывает, ее натяжение увеличивается настолько, что якорек 7 снова размыкает контакты 8 и тем самым включает в цепь добавочный резистор 6. Так как сила тока в обмотке 13 уменьшается, то сердечник 12 меньше намагничивается и пластина 11, воздействуя на якорек 14, размыкает контакты 9 и выключает лампу 16. Далее процесс повторяется. Частота мигания лампочек составляет 70-100 миг./мин, что и позволяет их хорошо видеть.

Какие неисправности могут быть в указателе поворотов и как их устраняют?

В световом указателе поворотов наиболее часто встречаются такие неисправности: перегорание нитей ламп накаливания; подгорание контактов прерывателя и включателя; перегорание обмотки или резистора; ослабление крепления или окисление проводов и приборов.

Перегоревшие лампы, резисторы, обмотки заменяют новыми. Подгоревшие контакты зачищают надфилем или мелкой стеклянной бумагой с последующей продувкой сжатым воздухом. Окислившиеся провода и другие места соединения тщательно зачищают и устанавливают на место, надежно закрепив их.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Приборы сигнализации. Контрольно-измерительные приборы»

автомобиль, контакт, лампа, поворот, указатель

Смотрите также:

как сделать комфортные поворотники своими руками?

Указатель поворота является неотъемлемым элементом любого автомобиля. Его предназначение заключается в обозначении стороны, в которую водитель собирается повернуть. Выход из строя поворотников может спровоцировать аварийную ситуацию на дороге, поэтому эти элементы оптики всегда должны быть в рабочем состоянии.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Предназначение прерывателя указателей поворота

В соответствии с ПДД, каждый водитель при выполнении маневра должен предупредить и уведомить об этом других автомобилистов. В то время, когда машины только стали появляться, водитель обязан был подавать такие уведомления своими руками. Если левая рука была вытянута, это свидетельствовало о намерении водителя повернуть влево, если согнута с пальцами вверх — то вправо.

Указатель поворотов начал ставиться на автомобили с ростом популярности транспортных средств. Комфортные поворотники позволяют не только облегчить процесс передвижения в темное время суток, но и предупредить других водителей об изменении движения либо об остановке авто. Световой указатель поворота во время работы обязательно должен моргать.

Для того, чтобы комфортные поворотники не работали беспрерывно, впоследствии в конструкцию оптики был добавлен прерыватель, который также называется поворотным реле. Видов таких устройств достаточно много, не функция у них одна — это передача пульсирующего сигнала на источники освещения в фарах, а также сигнализация с помощью щелчков или звуковых сигналов об их активации.

Как включать поворотники? Справа за или под рулевым колесом имеется специальный переключатель, он используется для активации оптики. При повороте направо рычаг следует повернуть по ходу движения руля, то есть вправо, при маневре влево — рычаг переключается в соответствующую сторону (автор видео — канал В гараже у Сандро).

Разновидности прерывателей и их особенности

Комфортные поворотники в соответствии со схемой подключения могут быть оснащены двумя типами реле:

  1. Термоэлектромагнитные. По своему устройству такое реле оснащается двумя контактными группами, а также боковыми якорьками, еще они обладают медной обмоткой. Пластина устройства всегда примыкает к его основанию когда повторитель указателя поворотов не включен. При активации происходит нагревание нихромовой проволоки в конструкции, в результате чего она удлиняется, происходит замыкание пластины с сердечником. Лампа начинает загораться, после чего нить остывает.
    Сама процедура охлаждения нити происходит достаточно быстро, около 1-2 раз в секунду, в результате чего прерыватель указателей поворота работает с миганием. При этом щелканье в салоне происходит за счет циклических ударов якорьков по контактам.
    Устройства такого плана ставились долгое время на авто, но нужно отметить, что для них присущи недостатки. К примеру, со временем эксплуатации нихромовая проволока будет растягиваться, в результате чего повороты просто перестают работать. Кроме того, если один из источников освещения такой системы выходит из строя, на другие лампочки увеличивается нагрузка. Именно поэтому они практически перестали использоваться.
  2. Электронные. Вежливые поворотники с электронным реле в целом функционируют по аналогичному принципу, однако в данном случае вместо проволоки применяется схема из транзисторов. В саму схему заложен специальный алгоритм, который позволяет осуществлять автоматические импульсы в определенное время. Когда на транзисторные элементы начинает поступать напряжение, они передают частотные сигналы с колебаниями. В результате прохождения импульсов по цепи ток притягивает якорь, таким образом, замыкая контакты проводов, которые подключены к фарам. Частота импульсов может быть разной.
    Основное преимущество электронных резе заключается в том, что сами по себе они более надежные и долговечные, в отличие от вышеописанных. В том случае, если на одном из участков цепи выйдет из строя источник света, остальные лампочки продолжат функционировать без высокой нагрузки. В зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства на приборной панели при перегорании источника света и включенных поворотах может гореть индикатор — это позволяет автовладельцу своевременно узнать о проблеме. Но такие устройства имеют и минусы, к примеру, это образование радиопомех, что может отразиться на функциональности других систем, а также слабая защита от короткого замыкания.

Инструкция по изготовлению удлинителя поворотников

Схема для организации ленивых поворотовСхема для организации ленивых поворотовСхема для организации ленивых поворотов

Соорудить удлинитель поворотников при необходимости можно в домашних условиях. Вам потребуется схема поворотников, которую можно скачать из Сети, сделать самостоятельно или взять уже готовую на нашем сайте. В соответствии со схемой подбираются основные элементы для ее реализации.

Краткая инструкция о том, как самостоятельно сделать удлинитель поворотников:

  1. Для начала потребуется найти корпус, как вариант, можно использовать упаковку от магнитной головки старого магнитофона. Чтобы желтые или красные поворотники мигали с более длинным интервалом, необходимо точно следовать схеме. В соответствии с ней производится пайка основных элементов.
  2. Когда схема будет спаяна, из корпуса следует убрать перегородки, но ребра на торцевых частях лучше оставить, они потребуются для крепления платы. При необходимости в корпусе можно сделать дополнительные отверстия для разъемов.
  3. В корпус монтируется плата.
  4. Сам корпус закрывается, для более надежной фиксации его можно обработать клеем в местах стыка.
  5. Следующие работы проводятся в салоне. Вам нужно добраться до блока предохранителей, где установлено соответствующее реле. Панель с этого реле можно демонтировать, а к его разъему затем подсоединяются провода. Черный кабель идет на массу, зеленый с синей полоской — к зажиганию, черно-синий кабель — это левый поворот, а черно-красный, соответственно, правый.
  6. Само устройство можно зафиксировать непосредственно на реле с помощью клея или двухстороннего скотча.

Фотогалерея «Помощь в установке»

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

Видео «Замена лампочек в поворотах на светодиодные»

Как правильно установить в патрон поворотника светодиодную лампочку и какие нюансы при этом следует учесть — узнайте из видео (автор ролика — канал Homa526).

Указатель поворота — База знаний

Указатель поворота (Turn Indicator, Turn Coordinator) — гироскопический прибор, измеряющий угловую скорость разворота ЛА относительно вертикальной оси инерции.

Указатель поворота (Turn Indicator)


Очень часто этот прибор объединён в одном корпусе с другим, указывающим скольжение ЛА. Указатель скольжения (Inclinometer), как правило, выполняется в виде металлического шарика, помещённого в запаянную стеклянную трубку. Шарик представляет собой физический маятник, который реагирует на соотношение поперечных сил, действующих на самолёт. Если силы сбалансированы, то полёт называется координированным, и шарик находится между двумя вертикальными линиями. Перемещение шарика за пределы области, обозначенной вертикальными линиями, говорит о скольжении ЛА, для устранения которого лётчику следует отклонить руль направления в ту же сторону, с которой находится шарик.


Существует два несколько различающихся типа указателя поворота: (а) указатель угловой скорости разворота и (б) координатор разворота[1]


В обоих случаях гироскоп не является свободным: это скоростной гироскоп, т. е. плоскость его вращения более или менее жёстко связана с ЛА, у него нет кардановых подвесов. Он вынужден изменять ориентацию в пространстве, когда ЛА разворачивается относительно вертикальной оси инерции. Прибор измеряет величину крутящего момента[2], необходимого для смещения гироскопа.

Иногда гироскоп указателя поворота вращается в продольной плоскости (ZX) ЛА, в этом случае движение ЛА относительно вертикальной оси требует крутящего момента в плоскости крена (YZ). В других моделях гироскоп вращается в плоскости крена (YZ), что при возникновении движения относительно вертикальной оси инерции требует крутящего момента в продольной плоскости (ZX) ЛА. В принципе, плоскость вращения гироскопа и направление крутящего момента могут лежать в двух любых плоскостях перпендикулярных друг к другу и перепендикулярных к плоскости рыскания (XY). (Для определения плоскостей см. рисунок.)

Оси инерции ЛА


Величина требуемого крутящего момента пропорциональна (а) скорости смещения гироскопа и (б) угловому импульсу гироскопа. Следовательно, чтобы гироскоп указателя поворота был точен, он должен вращаться со строго определённой частотой: не быстрее и не медленнее. (В отличие от гироскопов авиагоризонтов и гирокомпасов, которым нужно просто вращаться достаточно быстро.)


Во многих гироскопах применён хитрый приём. Они вращаются в продольной плоскости (ZX) так, что верх ротора движется против направления полёта. Кроме того, возвратная пружина специально ослаблена, чтобы допускать небольшую прецессию в плоскости крена (YZ). Благодаря этому, при развороте влево прецессия будет несколько отклонять гироскоп вправо и наоборот. Это означает, что во время разворота наклон гироскопа компенсирует погрешность, возникающую от крена, совмещая, таким образом, гироскоп с вертикалью места. Цель этого, очевидно, в том, чтобы создать прибор, который более точно указывает угловую скорость разворота ЛА относительно плоскости земли, а не просто угловую скорость вращения в плоскости рыскания (XY) ЛА, которая не горизонтальна в процессе разворота. Однако поскольку соотношение угла крена и угловой скорости разворота зависит от воздушной скорости, величины нормальной перегрузки и других параметров, этот приём позволяет достичь цели только при постоянных внешних условиях.

Координатор разворота очень схож с указателем поворота. Для индикации на нём используется символ самолёта, а не стрелка. Ключевое отличие его работы в том, что он чувствителен не только к угловой скорости разворота, но и к угловой скорости крена. Чтобы создать такой прибор, нужно всего лишь наклонить весь механизм на 20-30 градусов вверх относительно поперечной оси ЛА и, конечно, изменить индикацию.

Координатор разворота (Turn Coordinator)


Преимущество координатора разворота в том, что он помогает пилоту действовать на упреждение, т. е., если в горизонтальном полёте возникает момент по крену вправо, это значит, что, скорее всего, скоро начнётся правый разворот, и пилот имеет возможность заранее отреагировать отклонением элеронов. Недостаток этого становится очевиден при полёте в турбулентной атмосфере. Неспокойный воздух приводит к тому, что символ самолёта только и болтается влево-вправо. Угловая скорость крена может достигать больших значений, даже если не развивается большой крен. Такое поведение мало сказывается на курсе самолёта, но в таких условиях старый и простой указатель поворота даёт гораздо более устойчивые показания, чем координатор разворота.


Также очень неудачно выбран вариант индикации в виде силуэта самолёта, который накреняется влево-вправо. Это приводит некоторых людей к неверной мысли, что прибор указывает угол крена, что совсем не так, и это можно продемонстрировать с помощью несложного манёвра.

________________________________________________

  1. ↑ Термин «координатор разворота» является «калькой» с английского, в русскоязычной терминологии отсутствует.
  2. ↑ Прибор напрямую нечувствителен к каким-либо изменениям направления движения ЛА, только к изменению направления его продольной оси.

См. также

Источники

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*