Настройка фаз или как выставить метки ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками
Основная причина замены двухрядной цепи газораспределительного механизма – чрезмерное растяжение. Дистанционно критическое удлинение распознается по шуму – цепка брякает и трется о смежные детали. На деле предельный износ приводит к потере мощности, приемистости и нестабильной работе двигателя ввиду взаимного смещения распределительного и коленчатого валов. Визуально на это укажет смещенный шкив привода вспомогательных агрегатов.
Наладка или как выставить метки узлов ГРМ на ВАЗ 2106 самостоятельно
Согласование углов взаиморасположения распредвала (РВ) и коленвала (КВ) производится путем совмещения отметок на звездочках с отливами на корпусах двигателя. Последних – два: один расположен на передней алюминиевой крышке (длинная черточка), второй – на постели РВ. Однозначность относительного расположения «маяков» важна на протяжении всей операции смены цепочки.
Расшифровка пометок
Без предварительного базирования поршней и клапанов установка цепи грм на ВАЗ 2106 по меткам невозможна. Стало быть, значимость отметок вовсе не условно-декоративная. Знаки дают понимание о положении деталей внутри мотора:
Пометка на шкиве КВ, совпадающая с длинной черточкой на передней крышке, означает достижение поршнями 1 и 4 цилиндров ВМТ.
Метка на звездочке РВ, совмещенная с приливом на постели, информирует о закрытых клапанах в 4 цилиндре – здесь происходит такт сжатия.
К сведению. Нумерация «горшков» начинается со стороны радиатора.
При совпадающих отметках бегунок распределителя зажигания обращен в сторону 4 цилиндра, а клапана последнего закрыты. По аналогии с настройкой сцепления на «классике», однозначность взаимного расположения коленчатого и распределительного валов служит базой для проведения регулировки зазоров в клапанном механизме, процедуры выставления зажигания.
Как восстановить совпадение меток
При вытянутой цепи пометки «уйдут». Основная сложность заключается в том, чтобы вернуть их в положение обоюдного совпадения. Эта работа совмещается с демонтажем старой цепки. Однако спешить ее снимать не стоит – рассогласование всех заводских маркеров чревато.
Базой служит положение коленвала, при котором отметка шкива совпадает с длинной чертой на передней крышке. При этом засверловка звезды распредвала должна находиться ближе к приливу. Этого нужно добиться в первую очередь. Стоит помнить, что передача выполнена с соотношением 2:1 – двум оборотам коленчатого вала соответствует один оборот распределительного.
После выполнения базового требования можно приступать к демонтажу шкива КВ, передней крышки, отпускать и удалять натяжитель, снимать успокоитель. Далее следует процедура корректировки пометок на РВ. Методика, как выставить метки ГРМ на ВАЗ 2106, заключается в выполнении таких пунктов:
Снять звезду распределительного вала, удалить все остальные шестерни и ограничитель цепи.
Вынуть цепочку.
Поставить звездочку «распреда» обратно (без цепки), закрутить болт, притянуть, фиксируя деталь за зубцы отверткой.
Провернуть распредвал до совпадения отметок на звезде и постели.
Зафиксировав звездочку отверткой, отвернуть болт и снять ее.
Установить новые цепку, звезды, башмак натяжителя и пластину успокоителя.
Излишние опасения при демонтаже звездочки РВ не уместны. В конструкции вала предусмотрен штифт. Кроме передачи крутящего момента он выполняет роль фиксатора определенного положения.
Как одеть цепь
Монтаж новой цепочки начинается с ее насадки на новую звезду коленвала. Далее монтируются успокоитель, башмак натяжителя, ограничитель. Цепка пропускается через шестерню приводного вала с попутным его закреплением. После она насаживается на звездочку распределительного вала, и выполняется корректировка ее положения по циклу:
Одеть на вал.
Посмотреть на относительное расположение засверловки и прилива.
Снять.
Передвинуть на один зуб в нужную сторону.
Завершающая процедура – натяжка цепки, в ходе которой натяжитель закручивается до упора хорошим усилием. После вращения КВ ключом производится окончательный контроль совпадения знаков.
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Крайности
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
Подлизанные зубья в зацеплении вала-шестерни привода маслонасоса с приводным валом («грибка» с «поросенком»).
Люфт в трамблере.
Эллипсность звездочек ГРМ.
К сведению. Использование разрезной звезды помогает добиться идеального расположения меток. Она устанавливается взамен штатной зубчатой шестерни распределительного вала.
Коротко о главном
Технология, как выставить метки ГРМ на моторе ВАЗ 2106, выполняется при снятой цепи. Установленная на распредвале звезда без цепки фиксируется отверткой и затягивается ключом. После вращения распределительного вала в нужную сторону и совмещения засверловки с приливом на постели снова зубчатая шестерня обездвиживается подходящим предметом и демонтируется. Далее производится монтаж новой цепочки.
Идеального совпадения пометок можно добиться только при использовании разрезной шестерни. Впрочем, это вовсе не обязательно соблюдать. Вполне допустима ситуация, когда метки «распреда» совпадают, а шкив коленвала уходит немного вперед.
Замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 с фото и видео
Классика жанра, ваз 2106 97 года выпуска. Это уже вторая замена цепи ГРМ на этой машине за месяц, поскольку в первый раз клиент привез «оригинальную ВАЗовскую» цепь, произведенную в соседнем подвале. Через месяц она растянулась и снова здравствуйте. Но все мы уже давно славим качество наших запчастей, поэтому пришлось проконсультироваться со знатоками авторынка и выбрать цепь на которую меньше всего поступило жалоб. Эксплуатация покажет!
Попутно поменяем воздушный фильтр, ремень генератора, башмак натяжителя, успокоитель и все звездочки, рез пошла такая песня.
За нетяжителем, успокоителем и ремнем клиент пошел пешком поскольку сразу не позаботился о покупке.
Приступаем к замене
Нам понадобится: спец ключ на 36 и универсальный фиксатор шкивов.
Данная машина карбюраторная но если установлен инжектор процедура замены особо не отличается.
Вид под капотного пространства.
Снимаем корпус воздушного фильтра с карбюратора. Откручиваем три гайки на 10 и четыре на 8 крепления корпуса к карбюратору.
Осторожно не уроните ничего в карбюратор иначе придется его снять, а может и впускной коллектор тоже. Потому что если на заведенной машине они попадут под впускной клапан то можно отправится прямиком на ремонт головки.
Снимаем бензопровод и крышку трамблера. Откручиваем восемь гаек на 10 крепления клапанной крышки и снимаем шайбы с пластинами.
Снимаем тросик подсоса и привод дроссельной заслонки. Затем снимаем клапанную крышку вместе с прокладкой, ее тоже лучше заменить.
Снимаем защиту снизу.
Сливаем антифриз.
Ослабляем гайку на 19 крепления генератора.
Раскручиваем хомуты на патрубках и снимаем последние.
Ослабляем хомут нижнего патрубка помпы и легким движением руки снимаем его.
Отсоединяем провода питания вентилятора охлаждения и термодатчика на радиаторе. Снимаем радиатор вмести с патрубками и термостатом.
Ослабляем гайку натяжителя генератора и при помощи монтировки сдвигаем его вперед. Снимаем ремень генератора.
Теперь вращаем коленвал за шкив волшебным ключом на 36 и добиваемся совпадения меток на шкиве и крышки, а также на звездочке распредвала и отливе постели последнего.
А теперь самое интересное. Откручиваем гайку на 36 держащею шкив коленвала. Стопорим шкив специальным ключом и откручиваем. Если нет такого можно включить пятую скорость, попросить друга нажать на тормоз и легким движением ключа открутить ее.
Снимаем шкив. Откручиваем шесть болтов и три гайки на 10 сбоку, три болта снизу крышки привода распредвала. Снимаем последнею.
Откручиваем две гайки крепления натяжителя цепи и снимаем его.
На данной машине был установлен автоматический натяжитель. Наконец то до кого-то дошло!
Откручиваем болт крепления звёздочки распредвала и сняв ее запоминаем или метим отверстие для центровки.
Откручиваем предохранитель, ключом на 10 и крепление натяжителя, а так же болт крепления звездочки привода вспомогательных агрегатов (поросенка).
Снимаем все звезды и старую цепь. Проверяем совпадение меток. Шпонка коленвала должна быть напротив отлива на блоке цилиндров.
Ставим новые звезда на коленвал и привод вспомогательных агрегатов. Смазываем новую цепь ГРМ и устанавливаем ее на место.
Сверху подкладываем под цепь любой инструмент для того что бы она ни сваливалась вниз.
Устанавливаем звездочку распредвала в цепь таким образом, что бы при установке на респредвал нисходящая ветвь цепи была натянута и все метки совпадали. Проворачиваем распредвал против часовой стрелки на небольшой угол и за коленвал возвращаем назад, таким образом, цепь натягивается и можно оценить правильность установки меток. Если метки не совпали, перебрасываем цепь на зуб и повторяем процедуру снова.
Устанавливаем натяжитель цепи на место и активируем его. Затягиваем все болты крепления звезд и контрим их. Проворачиваем коленвал два оборота и если клапана с поршнями не встречаются и все метки встают на свое место, поздравляем себя с выполнением самой ответственной операции.
Смазываем герметиком прокладку крышки коленвала и устанавливаем ее на место.
Ставим шкив, затягиваем его и еще раз прокручиваем коленвал и проверяем все метки. Лучше перестраховаться, чем потом рвать волосы на всех местах и искать телефон моториста.
Откручиваем гайку на 13 трамблера и вынув его проворачиваем бегунок так что бы он смотрел на контакт четвертого цилиндра. Ставим трамблер на место, но помним, что после окончательной сборки придется выставить зажигание. Останавливаться на этом не будем, так как данную процедуру легко можно найти в интернете. Если интересно то видео об установке зажигания в конце статьи.
Ставим на место все что сняли, в порядке обратном снятию. Заливаем антифриз, заводим, регулируем зажигание. Вот и подошла к концу ваша первая замена цепи ГРМ.
Видео установки зажигания и распредвала на карбюраторной классике
Удачи на дорогах. Ни гвоздя ни жезла!
Выставить метки цепи ваз 2106
Основная причина замены двухрядной цепи газораспределительного механизма – чрезмерное растяжение. Дистанционно критическое удлинение распознается по шуму – цепка брякает и трется о смежные детали. На деле предельный износ приводит к потере мощности, приемистости и нестабильной работе двигателя ввиду взаимного смещения распределительного и коленчатого валов. Визуально на это укажет смещенный шкив привода вспомогательных агрегатов.
Наладка или как выставить метки узлов ГРМ на ВАЗ 2106 самостоятельно
Расшифровка пометок
Без предварительного базирования поршней и клапанов установка цепи грм на ВАЗ 2106 по меткам невозможна. Стало быть, значимость отметок вовсе не условно-декоративная. Знаки дают понимание о положении деталей внутри мотора:
Пометка на шкиве КВ, совпадающая с длинной черточкой на передней крышке, означает достижение поршнями 1 и 4 цилиндров ВМТ.
Метка на звездочке РВ, совмещенная с приливом на постели, информирует о закрытых клапанах в 4 цилиндре – здесь происходит такт сжатия.
К сведению. Нумерация «горшков» начинается со стороны радиатора.
При совпадающих отметках бегунок распределителя зажигания обращен в сторону 4 цилиндра, а клапана последнего закрыты. По аналогии с настройкой сцепления на «классике» , однозначность взаимного расположения коленчатого и распределительного валов служит базой для проведения регулировки зазоров в клапанном механизме, процедуры выставления зажигания.
Как восстановить совпадение меток
При вытянутой цепи пометки «уйдут». Основная сложность заключается в том, чтобы вернуть их в положение обоюдного совпадения. Эта работа совмещается с демонтажем старой цепки. Однако спешить ее снимать не стоит – рассогласование всех заводских маркеров чревато.
Базой служит положение коленвала, при котором отметка шкива совпадает с длинной чертой на передней крышке. При этом засверловка звезды распредвала должна находиться ближе к приливу. Этого нужно добиться в первую очередь. Стоит помнить, что передача выполнена с соотношением 2:1 – двум оборотам коленчатого вала соответствует один оборот распределительного.
Снять звезду распределительного вала, удалить все остальные шестерни и ограничитель цепи.
Вынуть цепочку.
Поставить звездочку «распреда» обратно (без цепки), закрутить болт, притянуть, фиксируя деталь за зубцы отверткой.
Провернуть распредвал до совпадения отметок на звезде и постели.
Зафиксировав звездочку отверткой, отвернуть болт и снять ее.
Установить новые цепку, звезды, башмак натяжителя и пластину успокоителя.
Излишние опасения при демонтаже звездочки РВ не уместны. В конструкции вала предусмотрен штифт. Кроме передачи крутящего момента он выполняет роль фиксатора определенного положения.
Как одеть цепь
Монтаж новой цепочки начинается с ее насадки на новую звезду коленвала. Далее монтируются успокоитель, башмак натяжителя, ограничитель. Цепка пропускается через шестерню приводного вала с попутным его закреплением. После она насаживается на звездочку распределительного вала, и выполняется корректировка ее положения по циклу:
Одеть на вал.
Посмотреть на относительное расположение засверловки и прилива.
Снять.
Передвинуть на один зуб в нужную сторону.
Завершающая процедура – натяжка цепки, в ходе которой натяжитель закручивается до упора хорошим усилием. После вращения КВ ключом производится окончательный контроль совпадения знаков.
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Крайности
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
Подлизанные зубья в зацеплении вала-шестерни привода маслонасоса с приводным валом («грибка» с «поросенком»).
Люфт в трамблере.
Эллипсность звездочек ГРМ.
К сведению. Использование разрезной звезды помогает добиться идеального расположения меток. Она устанавливается взамен штатной зубчатой шестерни распределительного вала.
Коротко о главном
Технология, как выставить метки ГРМ на моторе ВАЗ 2106, выполняется при снятой цепи. Установленная на распредвале звезда без цепки фиксируется отверткой и затягивается ключом. После вращения распределительного вала в нужную сторону и совмещения засверловки с приливом на постели снова зубчатая шестерня обездвиживается подходящим предметом и демонтируется. Далее производится монтаж новой цепочки.
Идеального совпадения пометок можно добиться только при использовании разрезной шестерни. Впрочем, это вовсе не обязательно соблюдать. Вполне допустима ситуация, когда метки «распреда» совпадают, а шкив коленвала уходит немного вперед.
Не совпадают метки распредвала с коленвалом на ВАЗ 2103. Сколько мучаюсь не получается либо не доходит либо переходит. Что посоветуете?
Плохо заводится и глохнет ВАЗ 2103 – 5 ответов
Как открутить нижний шкив что-бы глянуть метку на ВАЗ-2106 с двигателем ВАЗ-21083? – 4 ответа
Совместимы ли рокера с гидрокомпенсаторами старого образца? – 3 ответа
Как выставить зажигание на ваз 2105 ? – 2 ответа
Обломился успокоитель цепи ВАЗ – 2 ответа
Перескакивает после установки натяжителя?
Очевидно фрезерована голова. Здесь лучше приобрести и установить разрезную звёздочку распредвала. Если такой возможности нет, лучше поставить метку в недоход. Мотор будет резвее чем в переходе.
Если после прокручивания двигателя вручную, и метки сбиваются — это значит что-то вы неправильно делали.
Распространённая ошибка автолюбителей, это устанавливают вначале распредвал, а потом подгоняют колен/вал. Надо вначале установить метку колен/вала (в 4-том цилиндре поршень в ВМТ), а затем установить распредвал по меткам. На шестерне бывает 2-е метки, надо ориентироваться на ту, которая ближе к цепи, она почти на зубе. Потом проводится натяжка цепи. И после этого можно прокручивать колен/вал вручную. После двух оборотов, метки снова должны совпасть.
При выставлении меток, непопадание на ползубика — не критично, мотор будет работать. На зуб, два и больше, если не совпадает, то это неправильно, надо заново всё проверить и понять где совершена ошибка в установке.
Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Как выставить зажигание на ваз 2105 ?
Размеры ГРМ ВАЗ 2105
Как открутить нижний шкив что-бы глянуть метку на ВАЗ-2106 с двигателем ВАЗ-21083?
Совместимы ли рокера с гидрокомпенсаторами старого образца?
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 как и замена ремня ГРМ на ВАЗ 2110 — ответственная и не легкая процедура, требующая определенных навыков и знаний. Не имея элементарного понятия о том, что это, я бы не советовал браться за такую работу.
Кроме цепи ГРМ мы заменим еще башмак натяжителя, ремень генератора, успокоитель и звездочки. Перед началом работы подготовьте инструментарий, вам потребуется стандартный набор ключей, а также универсальный фиксатор шкивов, спецключ на «36», пустая тара для слива антифриза.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками.
1. Снимите с карбюратора корпус воздушного фильтра.
2. Открутите три гайки ключом на «10» и еще четыре ключом на «8».
3. Будьте аккуратны и постарайтесь ничего не уронить над карбюратором в противном случае его придется снимать, возможно даже вместе с впускным коллектором.
4. Далее снимите крышку трамблера и трубку подачи топлива.
5. Ключом на «10» открутите восемь гаек крепления клапанной крышки затем снимите шайбы с пластинами.
6. Снимите трос подсоса и привод дроссельной заслонки.
7. Снимите клапанную крышку с прокладкой, которую также лучше поменять.
8. Теперь нужно снять защиту снизу и слить антифриз в подготовленную тару.
9. Ослабляете гайку крепления генератора ключом на «19».
10. Отпустите хомуты на патрубках и снимите их.
11. Далее необходимо ослабить хомут нижнего патрубка водяной помпы и снять его.
12. Отключите питание вентилятора и термодатчика на радиаторе.
13. Радиатор вместе с патрубками и термостатом также нужно снять.
14. Отпустите гайку натяжителя генератора, затем используя монтировку, сдвиньте его вперед.
15. Снимите ремень генератора ВАЗ 2106.
16. Используя ключ на «36», поворачивайте коленчатый вал за шкив для совмещения меток на крышке и шкиве, а также на звездочке и литье постели распредвала.
17. Открутите гайку на «36», которой крепится шкив коленвала. Застопорите шкив при помощи спецключа и открутите. В случае отсутствия спецключа включите пятую передачу, нажмите на педаль тормоза, затем используя ключ, открутить ее.
18. Снимите шкив. Ключом на «10» открутите шесть болтов и три гайки, а также три болта снизу крышки привода распределительного вала и снимите крышку.
19. Открутите две гайки крепления натяжителя цепи, затем снимите его.
20. Открутил болт крепления звездочки распредвала и снял ее. Пометьте или попытайтесь запомнить положение для центровки. После этого увидел следующую картину.
Предохранитель, не дающий цепи перескакивать.
Крепление башмака натяжителя цепи ГРМ.
Звездочка коленвала.
21. Ключом на «10» открутите предохранитель, а также крепление натяжителя и болт крепления звездочки привода вспомогательных агрегатов.
22. Снимите звездочки и старую цепь ГРМ. Проверьте совпадают ли метки, шпонка коленвала должна совпадать с литьем на блоке цилиндров.
23. Установите новые звездочки на привод, вспомогательные агрегаты и коленвал. Новую цепь тщательно смажьте и поставьте на место.
24. Подложите какой-нибудь инструмент, чтобы она не упала вниз.
25. Звездочка распредвала ставится в цепь таким образом, чтобы во время установки на распредвал нисходящая ветвь цепи была в натянутом состоянии, совпадали все метки. Проверните распредвал против часовой стрелки и вернитесь назад за коленвал. Таким образом цепь натягивается и есть возможность оценить правильность установки меток. В случае несовпадения меток, перекиньте цепь на зуб и снова повторите процедуру.
26. Поставьте натяжитель цепи на место, затем активируйте его. Затяните все крепежные болты и «законтрите» их. Провернув коленвал на два оборота, убедитесь, что метки совпадают, а клапана не встречаются с поршнями.
27. Смажьте прокладку крышки коленвала герметиком и поставьте на место.
28. Поставьте шкив, еще раз проверьте совпадают ли метки и затяните его.
29. Открутите гайку на «13» трамблера, затем достав его, проверните бегунок таким образом, чтобы он смотрел на контакт четвертого цилиндра.
30. Установите трамблер на место, и не забудьте после завершения процедуры замены цепи ГРМ ВАЗ 2106 — выставить зажигание.
Далее все собирается в обратной последовательности, заливается антифриз и т. д.
Проверка и выставление меток механизма газораспределения.
style=»line-height:30px;text-indent:2em;text-align:left»> color=»#444444″>Хочу начать с того, что, когда автомобиль плохо работает, прежде чем лезть регулировать карбюратор и зажигание, необходимо убедиться, что совпадают метки привода ГРМ, т.к. если они не совпадают, то двигатель «вяло» реагирует на регулировки карбюратора, холостой ход становится не четким (ватным), падает мощность. Опишу общедоступный метод, так, чтобы ребята без опыта в этом деле смогли сделать все без проблем, а так же статья будет полезна и бывалым «шоховодам».
I Этап подготовки. style=»font-size:14.0pt»>1 color=»#444444″>.Охлаждаем двигатель, если он горячий, чтобы не обжечься. style=»font-size:14.0pt»>2 color=»#444444″>.Отсоединяем патрубки отсоса картерных газов и снимаем «кастрюлю» (корпус воздушного фильтра), открутив 3 гайки «на 10» и 4 гайки «на 8». style=»font-size:14.0pt»>3 color=»#444444″>.Отсоединяем тросик привода воздушной заслонки первичной камеры (то-бишь тросик «подсоса»), открутив болтик «на 6,5» и «на 8». style=»font-size:14.0pt»>4 color=»#444444″>.Снимаем тяги привода дроссельных заслонок, а также желательно отсоединить топливный шланг от карбюратора, но осторожно, из него выльется немного бензина, его удобно зажать между спицами фиксатора капота. style=»font-size:14.0pt»>5 color=»#444444″>.Можно по желанию отсоединить шланг вакуум-регулятора УОЗ. style=»font-size:14.0pt»>6 color=»#444444″>.Отворачиваем гайки клапанной крышки «на 10» и снимаем ее (да, снимается и ставится она зачастую с произнесением «магических» заклинаний, т.к. мешаются пучки проводов, идущие вдоль моторного щита прямо над клапанной крышкой). Сразу отмечу, что очень желательно заменить прокладку, но если она еще без дыр и не деревянная на ощупь, то еще немножко походит. style=»font-size:14.0pt»>7 color=»#444444″>.Чтобы выставить ВМТ в 1 и 4 цилиндрах (они в этих цилиндрах совпадают), необходим храповый ключ на 38 либо «кривой» (вал для ручного запуска двигателя, но им возможно крутить только в одном направлении), у кого автомобиль преклонных лет. Если таких инструментов не имеется, можно поступить иначе. Выкручиваем свечи, домкратим одно из задних колес, ставим на передачу повыше (4 или 5) и, таким образом мы сможем за счет небольших усилий провернуть коленчатый вал через трансмиссию, так же не забываем снять с ручника, если он работает, и подложить что-нибудь под колеса, дабы машина не покатилась.
II Этап выставления меток. На шкиве коленчатого вала имеется прорезь (искать ее нужно слева по ходу машины), которая в положении ВМТ 1-го цилиндра должна совпадать с длинной риской (рис. 1), на передней крышке двигателя, на замасленных грязных двигателях риску можно нащупать пальцем и как-нибудь пометить, чтобы было легче контролировать ее положение. По идее, сначала нужно выставить по метке коленчатый вал (КВ), а уж затем смотреть на метку распредвала (РВ), но так как вы одинокий волк и ждать помощи неоткуда, а каждый раз, как вы будете проворачивать колесо, бежать искать метку на шкиве КВ не совсем удобно и долго, то приблизительно выставить ВМТ можно по метке, расположенной на звездочке РВ. Метка находится на венце звездочки со стороны моторного щита, поэтому, когда мы крутим заднее (удобнее всего левое) колесо, можно гораздо быстрее проконтролировать ее положение, нежели метки на КВ. Теперь внимание. Когда метка на звездочке (рис. 2) совпала со специальным приливом на постели (ее еще в простонародии называют «калыской» — это корпус РВ), это не значит, что метка на шкиве КВ тоже совпала с риской, вы можете посмотреть на шкив и никакой прорези не обнаружить, но не пугайтесь, дело в том, что передаточное отношение звезд КВ и РВ — 2/1, т. е. 2 оборота КВ = 1 оборот РВ. Отсюда следует, что необходимо вернуться за «штурвал» и проворачивать колесо до тех пор, пока метка на РВ не сделает полный оборот и снова не остановится напротив прилива. Сразу отмечу одну тонкость, которую, может, не все предусматривают и, таким образом сами себя обманывают. Когда вы уверенно крутите колесо, чтобы довернуть метку РВ «чуть-чуть», в 80% случаев капризная метка перескакивает прилив и необходимо ее возвращать, т.е. крутить колесо в обратном направлении. И вот тут-то и зарыта собака. Когда вы вращаете колесо в обратном направлении (вращается в первую очередь КВ и посредством цепи уже крутящий момент передается на звезду РВ), цепь расслабляется со стороны успокоителя и натягивается со стороны башмака натяжителя, (происходит это потому, что как бы вы не натягивали цепь, у нее все равно будет люфт, а если цепь еще и натянута плохо, то этот люфт только увеличивается) иными словами в этот момент шкив КВ вращается, а звезда РВ — нет. Когда шкив КВ провернется на энный угол (одному Богу известно на какой), начнет вращаться звездочка РВ, благополучно совпадет с приливом, вы пойдете смотреть метку шкива КВ и счастливый и довольный обнаружите, что прорезь практически идеально совпала с риской, ну или результат просто вас удовлетворил. Так делать бессмысленно, двигателю нужно, чтобы цепь была натянута именно на участке РВ-КВ (рис. 3), а не наоборот и если вы в этот момент обратите внимание на натяжение цепи со стороны успокоителя, то убедитесь, что она совершенно не натянута (возможно, на свежих двигателях это и не так заметно будет и погрешность будет не критично высока, но в большинстве случаев, будет так, как описано). Поэтому, необходимо вернуть назад метку РВ с ЗАПАСОМ и снова крутить понемногу вперед (как бы подстукиваниями, за счет люфта в трансмиссии), так мы сохраним натяжение цепи там, где нужно и результат будет достаточно точным. Вот тогда смотрим на шкив КВ и видим на его краю маленький пропил. Если этот пропил остановился напротив длинной риски – это отлично, значит цепь у вас не растянута и двигатель работает в оптимальном режиме, но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Как правило, если мы выставляем ВМТ по метке на звездочке РВ, то метка на шкиве КВ уходит вниз. Она может быть ниже длинной риски и на 5мм и на 10. Но не пугайтесь, это еще не критично. Вот если метка ушла миллиметров на 15-20, скорее всего придется перебросить цепь на 1 зуб «назад». «Назад» это значит, что каждое звено цепи смещается относительно звездочки РВ на один зуб ПО ЧАСОВОЙ стрелке (по ходу движения автомобиля). Получается, что РВ как бы «догоняет» коленвал. Как перекинуть цепь, разберемся далее.
III Как перекинуть цепь. Перекидывание цепи «на зуб» это тоже своего рода регулировка двигателя, хоть и очень грубая. Не всегда можно точно определить на сколько нужно перекинуть цепь, как правило это определяется экспериментально. И так, что необходимо сделать: style=»font-size:14.0pt»>1 color=»#444444″>.Необходимо снять натяжитель цепи , он расположен справа на двигателе под тройником системы охлаждения. Выкручиваем цангу натяжителя (рис. 4) ключом или головкой «на 13» выкручивать полностью не обязательно. Почему сначала ее, потому что, когда вы выкрутите натяжитель полностью, вы не сможете сорвать цангу, держа натяжитель в руках (она затягивается с довольно внушительным усилием), разве что зажав в тиски, но зачем, если можно сделать это сразу и сделать это нужно, т.к. после перекидывания цепи, невозможно полностью восстановить то положение звезд, при котором вы его сняли и распределение звеньев на участках цепи станет другим. Т.е. вставляя застопоренный натяжитель, вылета штока может быть слишком много на этот момент и если начать зажимать гайки, крепящие фланец натяжителя, то в лучшем случае, после затяжки фланец будет неплотно прилегать к поверхности блока цилиндров (а после прокрута стартером и вовсе начнет болтаться), в худшем – погнете фланец или сорвете резьбу на шпильках. Не говоря уже о том, что грохот будет знатный, и вообще перескочить может на зуб, а может и больше. Откручиваем пару гаек «на 10», крепящих фланец натяжителя, это почти нереально сделать «рожком», поэтому запаситесь либо головкой с удлинителем, либо трубчатым ключом «на 8-10», возможно потребуется снять аккумулятор. Вынимаем натяжитель. Прокладка, в принципе, там не требует замены при каждом снятии натяжителя, но, опять же, если она не менялась давно и выглядит некрасиво (как на рис. 6), лучше поменять. style=»font-size:14.0pt»>2 color=»#444444″>.Немного проворачиваем КВ в обратном направлении, чтобы ослабить натяжение цепи на участке РВ-КВ. style=»font-size:14.0pt»>3 color=»#444444″>.Затем без труда аккуратно перекидываем каждое звено цепи на один зуб слева направо по ходу машины. style=»font-size:14.0pt»>4 color=»#444444″>.Далее проворачиваем коленвал до натяжения цепи на вышеупомянутом участке. style=»font-size:14.0pt»>5 color=»#444444″>.Устанавливаем натяжитель, прикрутив его двумя гайками. Когда цанга натяжителя отвернута, внутренняя пружина давит на шток, который упирается в башмак натяжителя и, собственно, натягивает цепь. Запомните, чтобы качественно натянуть цепь, необходимо создать натяг цепи на участке РВ-КВ, затем просто закручиваем цангу и затягиваем ее с добротным усилием, т.к. они славятся недолговечной фиксацией. style=»font-size:14.0pt»>6 color=»#444444″>.Делаем несколько оборотов КВ, проверяем натяг и метки вышеописанным методом. В случае, если вы обнаружили, что когда метка РВ совпадает а метка шкива КВ «НЕ дошла», т.е. находится выше длинной риски (не важно на сколько), это значит что фазы ГРМ сместились вперед и распредвал работает с опережением — это недопустимо. На личном опыте проверено: двигатель работает жестко, зажигание выловить крайне трудно. Если уж метки не совпадают, то предпочтительнее ставить распредвал в «запаздывание» и цепь необходимо вернуть в прежнее положение. Самым лучшим решением в этой ситуации будет установка «разрезной звезды» на распредвал, что это и с чем едят, опишу в отдельной статье, а так же поделюсь кое-каким опытом. style=»font-size:14.0pt»>7 color=»#444444″>.После выполнения всех запланированных операций по проверке и регулировке меток, собрать все в обратном порядке.
С уважением, Дмитрий.
Установка Цепи ГРМ Ваз 2106 По Меткам ~ SIS26.RU
установка цепи грм ваз 2106 по меткам
Приглашаем! Фазы газораспределения далеко не все люди знают что это такое, поэтому мы сегодня вам попытаемся объяснить это и показать на примере как правильно нужно устанавливать фазы газораспределения по меткам. Примечание! Для установки фаз газораспределения, нужно запастись: Отверткой, и тремя гаечными ключами на 8 на 10 на 13, и нужно обязательно запастись специальным ключом для проворачивания шкива коленвала! (Если специального ключа у вас нет,тогда вместо него используют головку на 36) Краткое содержание: Что такое фазы газораспределения? Попробуем вам объяснить нашему клиенту остается простыми словами, под фазами газораспределения понимается тот момент, когда поршень в двигателе движется вверх и вниз по определенному заданному интервалу. Если фазы газораспределения нарушены, то при таких обстоятельствах поршень сбивается с определенно заданного интервалаPи по этой причине получается неровная работа двигателя. Когда нужно устанавливать фазы газораспределения по меткам? Как уже и говорилось ранее, при сбитых фазах двигатель у автомобиля начинает работать не ровно, а конкретно: У автомобиля уменьшается мощность. И если повышается расход топлива. Когда двигатель у автомобиля начинает работать с перебоями, то бывают глохнет на холостом ходу и вам холостые обороты двигателя будутPскакать. Как установить фазы газораспределения по меткам наPВАЗ 2101-ВАЗ 2107? Снятие: 1) Сначала снимите корпус воздушного фильтра. P(Что же на самом деле как это сделать, читайте по тексту статьи с названием: 2.4) После его снятия корпуса, накройте горловину карбюратора чистой тряпкой, что бы туда не попала грязь при проведение работы. 3) Затем снимите со штуцера который расположен на карбюраторе, шланг отвода картерных газов. 4) Потом ослабьтеPвинт крепления тросаPвоздушной заслонки. 5) Следом ослабьте болт крепления оболочки тросаPвоздушной заслонки. 6) Далее когда оба болта будут откручены,Pпотянув рукой за трос отсоедините его от карбюратора. 7) Затем отверните что остается сделать нашему клиенту болты которые крепятPкрышку головки блока. 8) Когда болты будут откручены, отверткой подденьте и после чегоPснимите стопорную шайбу крепления промежуточного рычага. 9) Следом снимите промежуточный рычаг. 10) Затем аккуратно снимите крышку с головки блока. Примечание! Если на крышке по другому на самой головки блока осталась прокладка, то ее тоже снимите и по этой причине замените на новую, поскольку вы при изношенной накладки в будущем может наблюдаться течь масла через нее! 11) Затем прокрутите гайку шкива коленчатого вала используя специального ключа, без выполнения качественной установки пока метка звездочки распределительного вала, не совпадет с меткой на корпусе как показано на фото ниже. (Если вам не известен как прокрутить гайку шкива коленвала, то тогда ознакомьте статьи название которому:.
KEY-DOP
Далее можно найти три способа, по причине которых можно будетPпровернуть коленвал) Примечание! Метка звездочки коленчатого вала, так же должна совпасть с длинной меткой на крышке распределительного вала! 12) Когда у вас получилась такая ситуация, что какая либо из двух меток совпала, а другая одновременно нет, тогда проделайте операцию указанную ниже: 1. Сперва разогните лепесток стопорной шайбы болта, который крепит звездочку распредвала. 2.7. Следом включите первую передачу и отверните болт который крепит звездочку распределительного вала. 3. Далее снимите звездочку вместе с цепью и удерживайте ее в руках. 4. После чего снимите цепь со звездочки и измените ее положение в нужную вамPсторону добившись того, чтобы обе метки одна из которых расположена на коленвале а другая из которых расположена на распредвале, совпали между собой как это показано в пункте. Установка: Примечание! Более подробную установку всех деталей на свои места, смотрите в самом низу статьи в видео-ролике! 1) Для начала наденьте звездочку распределительного вала, вместе с цепью на свое место. 2) Следом рукой натяните ведущую ветвь цепи так чтобы она не болталась. (Если вы не знаете где находится ведущая ветвь цепи, то в таком случае просмотрите пункт 2 в статье под названием: 3) После чего затяните болт который крепит звездочку распределительного вала, а так же установите все оставшиеся шайбы. Примечание! Полностью болт который крепит звездочку распределительного вала закручивать не надо! 4) Затем проверните коленчатый вал на два оборота и снова проверьте положение всех меток. 5) Если же метки на распредвале и на коленвале совпадают, тогда затяните до конца болт который крепит звездочку распределительного вала. 6) Если же метки не совпадают, тогда проделайте повторную установку фаз газораспределения по меткам. 7) Установите все оставшиеся детали, в обратном порядке снятию.
Читайте так же:
Замена цепи грм ваз 2106 без разборки.
А СЛАБО ВЫСТАВИТЬ грм В НОЛЬ? установка распредвала, цепи и здездочки меток ГРМ
. drive2. онтакте .
Читайте так же:
Примечание! Если у вас возникнут какие либо вопросы, то не стесняйтесь и задавайте их в комментариях и в ближайшее время наши сотрудники вам на них ответят! Дополнительный видео-ролик: Более подробную информацию о том как установить детали на свое место, и о том как при установке деталей правильно установить фазы газораспределения, вы сможете найти в видео-ролике который расположен ниже: Примечание! Если у вас возниклиPкакие либо вопросы поPустановки фаз газораспределения по меткам, то в таком случае не стесняйтесь и задавайте их в комментариях и в ближайшее время наши сотрудники вам на них ответят! Добро пожаловать! Фазы газораспределения не все люди знают что это такое, поэтому мы сегодня вам попытаемся объяснить это и показать на примере как правильно нужно устанавливать фазы газораспределения по меткам. Примечание! Для установки фаз газораспределения, вам необходимо будет запастись: Отверткой, а так же тремя гаечными ключами на 8 на 10 и на 13, а так же нужно обязательно запастись специальным ключом для проворачивания шкива коленвала! (Если специального ключа у вас нет,тогда вместо него можно использовать головку на 36) Краткое содержание: Что такое фазы газораспределения? Попробуем вам объяснить все простыми словами, под фазами газораспределения понимается тот момент, когда поршень в двигателе движется вверх и вниз по определенному заданному интервалу. Если фазы газораспределения нарушены, то в таком случае поршень сбивается с определенно заданного интервалаPи вследствие чего получается неровная работа двигателя. Когда нужно устанавливать фазы газораспределения по меткам? Как уже и говорилось ранее, при сбитых фазах двигатель у автомобиля начинает работать не ровно, а именно: У автомобиля уменьшается мощность. А так же если повышается расход топлива. И если двигатель у автомобиля начинает работать с перебоями, то есть глохнет на холостом ходу и возможно холостые обороты двигателя будутPскакать. Как установить фазы газораспределения по меткам наPВАЗ 2101-ВАЗ 2107? Снятие: 1) Для начала снимите корпус воздушного фильтра. P(О том как это сделать, читайте в статье под названием: 2) После его снятия корпуса, накройте горловину карбюратора чистой тряпкой, что бы в нее не попала грязь при проведение работы. 3) Затем снимите со штуцера который расположен на карбюраторе, шланг отвода картерных газов. 4) После чего ослабьтеPвинт крепления тросаPвоздушной заслонки. 5) Следом ослабьте болт крепления оболочки тросаPвоздушной заслонки. 6) Далее когда оба болта будут откручены,Pпотянув рукой за трос отсоедините его от карбюратора. 7) Затем отверните все болты которые крепятPкрышку головки блока. 8) После того как болты будут откручены, отверткой подденьте и после чегоPснимите стопорную шайбу крепления промежуточного рычага. 9) Следом снимите промежуточный рычаг. 10) Затем аккуратно снимите крышку с головки блока.
KEY-DOP
Читайте так же:
Примечание! Если на крышке или на самой головки блока осталась прокладка, то ее тоже снимите и вследствие чего замените на новую, потому что как правило при изношенной накладки в будущем может наблюдаться течь масла через нее! 11) После чего прокрутите гайку шкива коленчатого вала при помощи специального ключа, до того пока метка звездочки распределительного вала, не совпадет с меткой на корпусе как показано на фото ниже. (Если вы не знаете как прокрутить гайку шкива коленвала, то в таком случае ознакомьте со статьей под названием:. В этой статье вы найдете три способа, благодаря которым можно будетPпровернуть коленвал) Примечание! Метка звездочки коленчатого вала, так же должна совпасть с длинной меткой на крышке распределительного вала! 12) Если же у вас получилась такая ситуация, что какая либо из двух меток совпала, а другая при этом нет, тогда проделайте операцию указанную ниже: 1. Сперва разогните лепесток стопорной шайбы болта, который крепит звездочку распредвала. 2. Следом включите первую передачу и отверните болт который крепит звездочку распределительного вала. 3. Далее снимите звездочку вместе с цепью и удерживайте ее в руках. 4. После чего снимите цепь со звездочки и измените ее положение в нужную вамPсторону добившись того, чтобы обе метки одна из которых расположена на коленвале а другая из которых расположена на распредвале, совпали между собой как это показано в пункте. Установка: Примечание! Более подробную установку всех деталей на свои места, смотрите в самом низу статьи в видео-ролике! 1) Для начала наденьте звездочку распределительного вала, вместе с цепью на свое место. 2) Следом рукой натяните ведущую ветвь цепи так чтобы она не болталась. (Если вы не знаете где находится ведущая ветвь цепи, то в таком случае просмотрите пункт 2 в статье под названием: 3) После чего затяните болт который крепит звездочку распределительного вала, а так же установите все оставшиеся шайбы.
Установка цепи грм ваз 2106 по меткам.
Примечание! Полностью болт который крепит звездочку распределительного вала закручивать не надо! 4) Затем проверните коленчатый вал на два оборота и снова проверьте положение всех меток. 5) Если же метки на распредвале и на коленвале совпадают, тогда затяните до конца болт который крепит звездочку распределительного вала. 6) Если же метки не совпадают, тогда проделайте повторную установку фаз газораспределения по меткам. 7) Установите все оставшиеся детали, в обратном порядке снятию. Примечание! Если у вас возникнут какие либо вопросы, то не стесняйтесь и задавайте их в комментариях и в ближайшее время наши сотрудники вам на них ответят! Дополнительный видео-ролик: Более подробную информацию о том как установить детали на свое место, и о том как при установке деталей правильно установить фазы газораспределения, вы сможете найти в видео-ролике который расположен ниже: Примечание! Если у вас возниклиPкакие либо вопросы поPустановки фаз газораспределения по меткам, то в таком случае не стесняйтесь и задавайте их в комментариях и в ближайшее время наши сотрудники вам на них ответят! Установить крышку распределителя зажигания и подключить высоковольтные провода к свечам зажигания и катушке зажигания. необходимо подключить высоковольтные провода строго соответственно контактам крышки распределителя зажигания и порядковому номеру свечи зажигания. Для этого на большинстве крышек распределителя зажигания возле ее контактов указаны номера свечей зажигания, которым они соответствуют. Нумерация свечей зажигания начинается от передней части двигателя, соответственно первая свеча зажигания ближе всего к радиатору охлаждения, четвертая ближе всего к салону автомобиля. Для завершения регулировки зажигания запустить двигатель на нейтральной передаче. Ослабить гайку фиксации распределителя зажигания. Поворачивая распределитель зажигания добиться наиболее стабильной работы двигателя (максимальных оборотов) и зафиксировать распределитель зажигания в таком положении зажав гайку его фиксации.
KEY-DOP
Post Views: 4
🚘 Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2105
Наверное постараемся обойтись без нудной теории, перейдем сразу к практике замены ремня ГРМ ВАЗ 2105, постараюсь описать все подробно, чтобы вы смогли это сделать своими руками.
При замене ремня ВАЗ 2105 может произойти две ситуации:
Ремень просто старый, заметны нити, надрывы и тп
Ремень порвался, ехать нельзя
Ремень ГРМ ВАЗ 2105
Для начала все описываю при замене ремня, когда он остался целым.
Для замены ремня ГРМ нам понадобится:
Ремень ГРМ (дешевый не берите, проверено не один раз), ролик натягивающий этот ремень, его в основном меняют также при замене ремня
Ключи на 10, 13, 17,30мм
Прямые руки, возможно книга по ремонту авто, если что не понятно
Для начала необходимо отпустив крепление генератора, снять ремень генератора со шкивов, он будет мешать устанавливать новый ремень ГРМ. Для этого необходимо снять аккумулятор, отпустить генератор головкой на 17 и приподнять его вверх, тем самым ослабив ремень, снимаем ремень генератора. Я сделал это позже, но рекомендую сделать это вам сразу:
Откручиваем крепление генератора
Снимаем ремень генератора
Дальше необходимо снять защиту ремня ГРМ, на двигателе ВАЗ 2105 она состоит с 3-х частей, откручивается ключом на 10 только верхнюю часть.
Снятая верхняя часть ремня ГРМ
Следующим шагом необходимо совместить метки на коленчатом вале и распредвале. В отличии от двигателей 2101 и 2106, на двигателе 2105 метка на шкиве распредвала представлена не точкой (как на звездочке ранее упоминаемых двигателей) а тонкой рисочкой, я старался сфотографировать, но не знаю получилось ли. На распредвале есть отливка, ее необходимо совместить с рисочкой на шкиве ремня ГРМ:
Вот метка на распредвале, необходимо совместить
Логично, что при совмещении метки на распредвале, должна совместится и метка на коленвале, она должна установится на самой длинной метке:
Установка метки на коленчатом вале
После этого я бы рекомендовал вам снять крышку трамблера и заметить на какой цилиндр стоит бегунок, он может стоять на 1 или на 4 цилиндр. Это в итоге при ошибке установки поможет вам достаточно быстро вернуть зажигание в норму. Это может произойти, если повернуть третий шкив, который приводит в движение масляный насос и трамблер. На этом шкиве нету меток, так что снимать старый ремень необходимо аккуратно.
снимаем вторую часть защиты, также можно снять и самую нижнюю
Теперь с помощью головки на 13 ослабляем крепление ролика и ключом на 30 отворачиваем ролик против часовой стрелки, таким образом, чтобы ослабился ремень ГРМ.
Стрелкой указано какой необходимо откручивать винт для ослабление натяжения ремня ГРМ
Таким вот ключом и образом ослабляем натяжение ремня ГРМ
После ослабления натяжки, спихиваем на бок ремень ГРМ и вытаскиваем его из-под капота. Теперь если вы приобрели новый ролик то заменяем его, если поступили так как я (точнее пожелал хозяин — это неправильно!!!) то очищаем детали от пыли и грязи и аккуратно одеваем новый ремень. Пробуем подтянуть натяжным роликом, смотрим за метками — если они на месте, то можно натянув ремень, зажать ролик ключом на 13.
Спасибо за подписку!
Если промазали и метки не совпадают, то начинаем все сначала и так пока метки не совпадут. После того как совпали , не лишним будет проверить в каком положении находится бегунок, об этом я писал в самом начале.
Далее можно спокойно попробовать завести двигатель и если все хорошо, то можно ставить обратно защиту ремня ГРМ, одевать и натягивать ремень генератора.
Что делать если порвался ремень на ВАЗ 2105?
А ничего, спокойно приобрести новый ремень, совместить метки, установить зажигание и … ехать далее.
Конструкторы двигателя ВАЗ 2105 «догадались» установить в его поршня с выемками, то есть встреча поршня с клапаном становится невозможной.
Небольшой совет, как в дорожних условиях быстро установить зажигание после порвавшегося ремня ГРМ:
— Вам необходимо установить новый ремень ГРМ, совместить метки.
— При таком положении (совмещении меток внизу и вверху) зажигание происходит в первом или четвертом цилиндре, ставим бегунок например на 4-й цилиндр, фиксируем трамблер и пробуем пустить двигатель, если не удалось, то меняем местами провода на крышке трамблера — 1-й цилиндр с 4-м, 2-й с 3-м. Двигатель должен запустится.