В помощь будущему автомеханику — Система охлаждения.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ — оптимальная температура охлаждающей жидкости должна составлять (90 ± 5)°С, повышение температуры приводит к повышенному разжижению масла, понижение — к неполному испарению бензина со всеми вытекающими последствиями (неполное сгорание рабочей смеси, в результате — повышение расхода топлива и содержания СО и СН в отработанных газах, смыв масла с зеркала цилиндра, разжижение смазки в поддоне картера и т.д.
Причины:
• пониженный уровень охлаждающей жидкости;
• неисправная работа термостата — например, при закоксовывании клапана накипью и солями он будет постоянно открыт или закрыт, и в том и в другом случае приводя к нарушению теплового режима;
• ослабление натяжения приводного ремня вентилятора и водяного насоса — одновременно приводит к его пробуксовке, перегреву и быстрому изнашиванию;
• отложение накипи в системе — следует помнить, что 1 мм накипи снижает теплопроводность в 40 раз; кроме того, сужаются проходные сечения для охлаждающей жидкости, и все это приводит к сильному перегреву двигателя;
• засорение шлаком нижнего бачка радиатора и сот — при остывании охлаждающей жидкости происходит подсос воздуха из атмосферы вместе с пылью через воздушный клапан, в результате образуются грязевые пробки, препятствующие нормальной циркуляции охлаждающей жидкости;
• внешнее засорение сот радиатора — грязью, свежим битумом с дороги, насекомыми, тополиным пухом и т.п;
• неисправная работа автоматической электромагнитной муфты включения привода водяного насоса — обычно происходит запаздывание ее включения, что приводит к быстрому перегреву двигателя;
• образование воздушных и паровых пробок в системе — происходит обычно после заправьки системы новой охлаждающей жидкостью (чаще всего пробки образуются в печке отопления салона), в результате чего нарушается циркуляция охлаждающей жидкости;
• неисправен привод жалюзи — это не позволяет водителю полностью открывать или закрывать их, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
ТЕЧЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ.
Причины:
• распаивание или механическое повреждение трубок радиатора и бачков;
• износ сальника водяного насоса — в нижней части корпуса водяного насоса в некоторых моделях имеется контрольное отверстие, через которое стекает «прорывающаяся» через сальник охлаждающая жидкость, что и является сигналом его неисправности;
• разбухание, трещины на соединительных резиновых патрубках или ослабление стяжных хомутов;
• разрушение прокладок, коробление или деформация деталей и другие нарушения в местах соединений каналов рубашки охлаждения;
• нарушение герметичности сливных краников или пробок.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЕО — проверить уровень охлаждающей жидкости (на холодном двигателе), при необходимости долить до нижнего торца горловины радиатора (не более). У автомобилей с закрытой системой охлаждения при необходимости доливается тосол той же марки непосредственно в горловину расширительного бачка выше метки «MIN» на 3—5 см (летом допускается доливка дистиллированной воды).
В автомобилях ЗИЛ-4331 и КамАЗ доливку жидкости производят при работающем двигателе (постепенно доливая ее в течение 3—5 мин). Заодно проверяют состояние парового воздушного клапанов пробки радиатора (не должно быть заеданий и повреждения деталей). Сразу же после пуска холодного двигателя следует проверить визуально, нет ли течи охлаждающей жидкости в местах соединений, в том числе через контрольное отверстие водяного насоса. Так же необходимо проверить общее состояние приводных ремней, соединительных патрубков и т.д.
ТО-1 — провести ТО, обращая особое внимание на герметичность системы; при значительном понижении уровня охлаждающей жидкости попытаться выяснить конкретное место утечки жидкости. Проверить состояние соединительных резиновых патрубков — на них не должно быть трещин (даже мелких), вздутий или разбуханий, особенно в местах крепления хомутами. Проверить состояние приводных ремней — не допускается сильная потертость окантовки ремней, расслоение и т.д. При обнаружении течи жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса водяного насоса, из соединений радиатора или через поврежденные патрубки и т.д. следует оформить «Заявку» на текущий ремонт. При ТО-1 необходимо провести крепежные работы в установленном объеме по всем элементам и узлам системы охлаждения. Для контроля затяжки винтов хомутов соединительных патрубков используют специальную отвертку с гибким стержнем.
При контроле натяжения приводных ремней для повышения производительности и качества натяжения используют приспособление мод. КИ-8920.
Если в ходе проверки обнаружено, что прогиб конкретного приводного ремня превышает норму, то производят его натяжение, используя соответствующий механизм и метод для данного приводного ремня — натяжение в зависимости от модели двигателя ремней производят перемещением корпуса генератора со шкивом (методом «оттяжки» с помощью рычага), перемещение корпуса компрессора (винтовым устройством) или сужением «ручейка» его шкива (когда шкив изготовлен из двух независимых половин, соединенных с помощью резьбовой втулки) либо перемещением корпуса насоса гидроусилителя. В некоторых моделях имеются специальные ролики натяга.
При обнаружении засоренности внешних сот радиатора их следует продуть из пистолета сильной струей сжатого воздуха.
ТО-2 — дополнительно к объему работ по ТО-1 следует провести тщательную диагностику системы охлаждения используя специальные приборы и приспособления.
При явно медленном прогреве двигателя (или повышенном перегреве) необходимо вынуть термостат и проверить его работу в специальной емкости с подогревом воды (на «водяной бане»). Для более тщательной проверки герметичности радиатора и системы в целом используют специальные приборы и приспособления для опрессовки системы сжатым воздухом. Заодно проверяют, при каком давлении (разрежении) срабатывают паровой, воздушный клапаны пробки радиатора. При ТО-2 можно заменять (в порядке сопутствующего ремонта) любые неисправные элементы системы охлаждения, включая водяной насос, радиатор и т.д.
СО — при сезонном обслуживании помимо вышеуказанных объемов ТО-1 и ТО-2, перед летней эксплуатацией при наличии накипи в системе охлаждения ее следует удалить путем заливки в систему на несколько часов водяных растворов антинакипинов. Например, в двигатели автомобилей КамАЗ и ЗИЛ-4331 заливают водный раствор (20 г/л) технического трилона Б. После 6—7 ч работы на нем раствор сливают, и промывку повторяют через 4—5 дней. После этого систему промывают сильным напором чистой воды (иногда с подключением к нагнетающей насадке трубопровода сжатого воздуха, что еще более усиливает эффект промывки). Радиатор и рубашку блока промывают от накипи и шлама раздельно при отсоединенных патрубках и снятом термостате струей воды под давлением 0,2—0,3 МП.
Причем направление движения воды должно быть противоположным направлению циркуляции охлаждающей жидкости.
Перед зимней эксплуатацией следует проверить плотномером плотность антифриза (в любом случае антифриз в системе следует менять не реже одного раза в два года). Необходимо также проверить работу привода жалюзей.
Для уменьшения отложения накипи (при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости) в систему добавляют небольшое количество (в соответствии с рекомендацией) тринатрийфосфата.
ОПЕРАЦИИ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
Снятые при ТО-2 или TP неисправные узлы системы охлаждения направляют для ремонта во вспомогательные цеха. Водяной насос, например, передают для ремонта в агрегатный цех.
Радиаторы для ремонта передают в медницкий цех, где их проверяют сначала на герметичность на стенде типа Р-984 путем опрессовки сжатым воздухом через заливную горловину (отверстие другого патрубка герметично закрывают пробкой). Давление опрессовки — 0,1 МПа. После этого радиатор, установленный в зажимах , с помощью манипулятора и пневмоцилиндра опускается в ванну с водой, где по выходящим пузырькам воздуха определяют конкретные места негерметичности. Ремонт заключается обычно в запаивании пробоев на нижнем или верхнем бачке, пропаиванием трубок радиатора в местах соединения с бачком и т.д. Пробитые трубки (до трех-четырех) можно заглушить запаиванием их торцов.
При диагностировании системы охлаждения проверяют ее герметичность с использованием прибора К-437,а также работоспособность выпускного и впускного клапанов пробки расширительного бачка.
Прибор устанавливают на горловину вместо снятой пробки и создают в системе охлаждения избыточное давление 0,06…0,07 МПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. давление в системе охлаждения должно быть постоянным. Давление начала открытия выпускного клапана должно быть в пределах 100… 120 кПа, впускного — 3… 13 кПа
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя
Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима (85–90°С) работы двигателя при различных условиях. От технического состояния системы охлаждения « значительной степени зависят надежность и экономичность работы двигателя.
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура охлаждающей жидкости в системе поддерживалась в определенных пределах. Необходимость ремонта системы охлаждения возникает в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости, снижения ее уровня из-за утечки, повышенного шума при работе жидкостного насоса. Перед каждой длительной поездкой необходимо обязательно проверять уровень жидкости. В автомобилях „Опель“ заправочная емкость находится под капотом рядом с двигателем на левом крыле. На холодном двигателе уровень жидкости должен находиться немного выше отметки „Kalt“ (холодный). На горячем двигателе уровень жидкости в емкости поднимается. При доливании жидкости надо использовать тот же антифриз, который был залит в систему охлаждения, что обеспечивает нормальную работу двигателя при температуре до -25°С.
Уровень жидкости перед каждой длительной поездкой необходимо проверить. Если уровень охлаждающей жидкости в холодном состоянии ниже отметки „MIN“, следует жидкость долить. У автомобилей с системой контроля уровня охлаждающей жидкости о снижении уровня оповещает сигнальная лампочка на панели приборов.
Заливая охлаждающую жидкость в систему, необходимо открывать кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны радиатора и блока цилиндров и закрывать их после появления из них жидкости. Крышку расширительного бачка сначала следует открыть на один оборот и сбросить давление. После этого отвертывают крышку до конца и снимают. Открывая крышку расширительного бачка, нужно быть осторожным, так как можно обжечься. В радиаторе уровень охлаждающей жидкости должен достигать нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и его работы в режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.
Для слива жидкости из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя при наличии предпускного подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. Слитая охлаждающая вода ядовита, поэтому ее нельзя сливать в водоемы и почву. Повторно охлаждающую жидкость также не применяют.
Доливают в систему охлаждения готовую смесь антифриза и чистой, не жесткой воды. Вид антифриза и антикоррозионных добавок, соответствующих системе охлаждения, определяет производитель. Перед заливкой новой жидкости следует промыть систему антинакипином для удаления накипи и ржавчины.
Залив дополнительное количество жидкости, необходимо завернуть крышку бака. Если уровень жидкости слишком часто понижается, необходимо проверить систему на герметичность. Концентрацию антифриза проверяют ареометром. Перед проверкой плотности жидкости двигатель прогревают. Полностью охлаждающую жидкость обновляют только после ремонта системы охлаждения либо головки блока цилиндров иди ее прокладки, или двигателя в целом, связанного с заменой какой-либо части. Защитные антикоррозийные компоненты новой охлаждающей жидкости осаждаются на деталях. Этот слой долгое время служит защитой от коррозии.
В случае замерзания кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнителей и не допускать течи жидкости из системы охлаждения.
При проверке технического состояния системы охлаждения определяют ее герметичность и тепловой баланс. Заключение о герметичности системы делают, убедившись при осмотре в отсутствии утечки охлаждающей жидкости при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля. О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверка производится с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.
Если температура двигателя удерживается в пределах 80–95°С при движении нагруженного автомобиля со скоростью 80–90 км/час, значит, система охлаждения обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме. Работоспособность радиатора определяют по разности температур охлаждающей жидкости в его верхней и нижней частях. Разность должна составлять от 8 до 12°С. Если она уменьшается, это свидетельствует о наличии накипи или загрязнения в трубках радиатора.
Для автоматического регулирования температуры жидкости в системе охлаждения двигателя и ускорения прогрева после пуска служит термостат, работоспособность которого можно проверить без снятия его с двигателя и после его снятия с двигателя. Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха, а также открывает большой круг охлаждения, спасая двигатель при высоких температурах. При неисправном термостате двигатель долго прогревается до рабочей температуры, а затем перегревается. При неисправности термостата зимой также ухудшается обогрев салона.
При проверке работоспособности термостата без снятия с двигателя двигатель запускают и прогревают его до рабочей температуры. В ходе прогрева проверяют температуру отходящего патрубка радиатора. Если патрубок и радиатор нагреваются медленно, это свидетельствует о заклинивании термостата или об его отсутствии.
В случае, когда термостат снимают с двигателя, из него сливают охлаждающую жидкость, отвинчивают крышку, вынимают термостат, очищают его от накипи и грязи, прочищают маленькое отверстие в клапане и помещают его в емкость с теплой водой. Используя обычную воду, нужно учитывать, что температура охлаждающей жидкости в некоторых двигателях может превышать 100°С, часто применяют технический глицерин, температура кипения которого выше. Если используется вода, можно установить только начало открытия клапана.
Жидкость постепенно нагревают. При температуре 80—85°С должно начаться открытие клапана термостата. Клапан автомобилей „Форд“ и „Фольксваген“ при такой температуре только начинает открываться, он открывается при температуре 92°С. На большинстве дизельных двигателей клапан открывается при температуре 69–72°С (рис. 1) Термостат неисправен, если клапан открывается не вовремя.
Рисунок 1. Горячая ванная для термостата
Термостат некоторых автомобилей проверяют по изменению его размера при нагревании. После его нагревания до 100°С его размер должен быть примерно на 7 мм больше, чем до нагревания. Когда термостат остыл, проверяют, полностью ли закрывается его регулировочный клапан.
Чтобы определить величину хода точнее, можно использовать индикатор часового механизма на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры до 90— 110°С должно привести к полному открытию клапана. Если после этой проверки термостат не удовлетворяет указанным условиям, его необходимо заменить.
Контроль температуры охлаждающей жидкости в автомобиле „Опель“ осуществляется термометром со стрелочным указателем, расположенным на приборной панели. О температуре жидкости говорит положение стрелки на трехцветном циферблате. Если стрелка находится в черном секторе — рабочая температура нормальна. Если стрелка находится в красном секторе, значит, температура повышена, двигателю угрожает опасность. Необходимо остановиться и выяснить причину повышения температуры. Причинами могут быть засорение ребер охлаждения радиатора, недостаточный уровень охлаждающей жидкости, отсоединение провода электровентилятора. Нахождение стрелки термометра в голубом секторе указывает на то, что двигатель еще не достиг нормальной рабочей температуры.
Неисправностями системы охлаждения, вызывающими необходимость ремонта, могут быть:
постоянный перегрев охлаждающей жидкости;
постоянное переохлаждение охлаждающей жидкости;
снижение ее уровня в результате утечки;
повышенный шум при работе жидкостного насоса;
возникновение электролиза в охлаждающей жидкости.
Перегрев двигателя может быть вызван такими причинами, как:
недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения из-за утечки или выкипания;
засорение системы;
заклинивание термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении;
неправильная установка угла опережения зажигания;
обрыв ремня привода вентилятора;
пробуксовка ремня привода вентилятора;
отказ в работе электромуфты вентилятора;
отказ в работе гидромуфты вентилятора.
Перегрев вызывает детонацию двигателя, которая увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению срока работы подшипников скольжения — вкладышей.
В автомобиле типичными неисправностями системы охлаждения являются подтекания и недостаточная эффективность охлаждения двигателя. Причиной подтеканий являются повреждения шлангов и их соединений, сальника жидкостного насоса, порча прокладок, трещины, а причиной недостаточного охлаждения двигателя могут быть пробуксовка ремня вентилятора или его обрыв, поломка водяного насоса, неисправность термостата, внутреннее или внешнее загрязнение радиатора или накипь. При ремонте японских автомобилей необходимо аккуратно снимать резиновые шланги и трубки. Не следует пытаться снять их с патрубков и металлических трубок, просто дернув за свободный конец. Таким образом можно оборвать трубку или шланг. При надевании любых резиновых шлангов на патрубки необходимо смазать любой смазкой сам патрубок и то место на шланге, на котором крепится хомут, ибо резина имеет большой коэффициент трения, а для герметизации необходимо, чтобы она плотно прилегала ко всем неровностям поверхности, где проходит уплотнение.
Шланги охлаждающей жидкости необходимо проверять на отсутствие трещин путем сжатия и перегиба. Затвердевшие шланги заменяют. Необходимо проверить, надежно ли шланги закреплены хомутами и в нормальном ли состоянии прокладка крышки заливки жидкости на расширительном бачке.
В японских автомобилях все вакуумные трубки промаркированы. Трубки, имеющие одинаковую маркировку, где-то соединяются между собой. В некоторых случаях имеется маркировка патрубков, на которые надеваются эти трубки, а моторном отсеке или на капоте находится схема подсоединения вакуумных магистралей с их маркировкой. Прежде чем снимать шланг в любом зарубежном автомобиле, необходим понять, для чего он необходим, чтобы при сборке без труд установить его на место. После снятия любого шланга, трубок или жгута проводов нужно выяснить, куда по ошибке можно его подключить, и для того, чтобы ошибки не случилось, записать, откуда этот шланг был отсоединен.
При перегреве двигателя нарушается процесс сгорания топливно-воздушной смеси, увеличение сил трения приводит к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя.
Постоянное понижение температуры также уменьшает мощность двигателя и увеличивает расход топлива. Кроме того, понижение температуры в системе охлаждения ведет к износу деталей цилиндропоршневой группы из-за смывания топливом масла со стенок цилиндров. Происходит разжижение масла топливом, которое попадает в масляный картер, более интенсивное образование смоляных отложений на поршневых кольцах и поршнях. Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности электропривода вентилятора или гидропривода вентилятора.
Если охлаждающая жидкость попадает в цилиндры двигателя, то это приводит к интенсивному коррозионно-механическому изнашиванию двигателя. Утечка жидкости в масляный картер разжижает масло и делает его пенящимся, что ведет к износу деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.
Проверка радиатора
Если при проверке радиатор оказывается теплым только в верхней части, а нижний шланг радиатора не прогревается, значит, радиатор засорен маслом, накипью или ржавчиной, что является причиной снижения теплоотдачи радиатора и перегрева двигателя.
При утечке охлаждающей жидкости из радиатора, если найти место утечки не удается, радиатор проверяют на герметичность непосредственно на автомобиле или снимают его. Проверяя радиатор на автомобиле, его заполняют водой, закрывают патрубки заглушками, оставляя один открытым, через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 1 кгс/см2). Место утечки определяют по месту появления воды.
Если радиатор необходимо снять, из него сливают охлаждающую жидкость. Для этого со шлангов снимают хомуты и, если имеется отдельный расширительный бак, с него снимают соединительный шланг. Далее снимают шланг с патрубка головки блока цилиндров; при автоматической коробке передач снимают с радиатора масляные шланги; отключают провода от термовыключателя и вентилятора; отвинчивают кронштейн радиатора и вынимают радиатор вместе с кожухом вентилятора. В некоторых моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха.
Заменяя радиатор, необходимо переставить кожух вентилятора и термовыключатель на новый радиатор. Проверяют состояние кронштейнов радиатора и поврежденные заменяют. Радиатор закрепляют на кронштейнах и затем действуют в последовательности, обратной снятию.
После снятия радиатора с автомобиля закрывают его заливную горловину и патрубки, оставив один патрубок открытым. Через этот патрубок в радиатор подают воздух под давлением 1 кгс/см2. Радиатор помещают в емкость с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые подскажут место утечки.
Частыми дефектами у радиаторов бывают пробоины, вмятины, трещины на бачках, поломки и трещины на пластинах каркаса, нарушение герметичности в местах пайки, повреждение охлаждающих пластин или трубок, отложения накипи.
Как правило, поврежденные трубки радиатора паяют. Если запаять трубки нельзя, их заглушают путем пайки верхнего и нижнего концов. На радиатор допускается заглушать таким образом только три трубки. При большем числе поврежденных трубок их нужно заменить новыми или заменить целиком радиатор. Для нагрева при опаивании в трубки вводят стальные стержни. На их место устанавливают новые или запаянные трубки, концы которых развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины. Поломки и трещины на пластинах крепления радиатора заваривают газовой сваркой. Отремонтированный радиатор проверяют на герметичность и перекос.
В настоящее время многие легковые автомобили имеют радиатор с сердцевиной из алюминиевого сплава и пластмассовыми бочками. Такие радиаторы, как правило, ремонту не подлежат, и при повреждении их заменяют.
Одной из причин неисправностей системы охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминиевого сплава, и температурным датчиком включения вентилятора (термовключателем, находящимся под напряжением) является электролиз. Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока. Признаки возникновения электролиза следующие: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя. При их появлении необходимо проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.
В радиаторы, изготовленные из алюминия, не рекомендуется в качестве охлаждающей жидкости заливать воду, так как использование воды приводит к коррозии трубок радиатора.
Негерметичность соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотность соединений фланцев патрубков, негерметичность сливных пробок и крана отопителя, повреждения шлангов, трещины в бачках и сердцевине радиатора, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса вызывают подтекание, утечку охлаждающей жидкости. Жидкостные насосы проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие.
Для поддержания жидкостного насоса в исправном состоянии необходимы его своевременный осмотр и обслуживание. Техническое обслуживание жидкостного насоса заключается в своевременной регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса. У некоторых автомобилей, чтобы избежать поломки корпуса жидкостного насоса, при его разборке необходимо пользоваться специальным съемником. Крыльчатку жидкостного насоса нельзя снимать съемником, который применяют для снятия приводных шкивов или ступиц, иначе она будет повреждена или выведена из строя, так как изготовлена из пластмассы или чугуна и легко ломается.
Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник. Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить? разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.
При попадании в картер двигателя воды из системы охлаждения прежде всего нужно заменить прокладку головки/ блока. Однако случается, что причина не в ней, а в трещине во внутренней стенке головки блока. Когда после остановки двигателя клапан открыт, вода проникает через него в цилиндр и далее в картер. В этом случае для устранения неисправности головку блока заменяют.
Если жидкостный насос при работе издает шум, необходимо проверить его осевой люфт. В автомобилях ВАЗ жидкостный насос порой при снижении оборотов двигателя начинает издавать резкий скрипучий прерывистый звук. Появляется он в результате износа двигателя. Нагнетание смазки в подшипник лишь на время может этот звук устранить. Причиной неисправности, как правило, бывает стопорящий винт, ненадежно закрепляющий подшипник в корпусе. Слегка покачиваясь, он издает резкий звук от трения наружной обоймы. Чтобы избавиться от звука, можно заменить штатный стопорящий винт болтом длиной 17 мм с резьбой М6 и головкой под ключ на 10 мм. Стержень болта стачивают на конус, тогда появляется возможность подтягивать стопорящий винт ключом без снятия крыльчатки насоса и шкива ремня.
При ремонте расширительного бачка системы охлаждения двигателя обычно отдельные небольшие трещины на шве, который соединяет нижнюю и верхнюю половины бачка, можно заварить, используя паяльник для нагрева пластмассы, из которой сделан бачок. Если трещины более 20 мм или размеры бачка увеличены, такой бачок подлежит замене. Вздутие расширительного бачка может произойти из-за залипания выпускного клапана в его пробке, что приводит к повышению давления в системе охлаждения.
Для предотвращения возможных неисправностей системы охлаждения двигателя необходимо помнить, что заливать холодную воду в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров. После слива охлаждающей жидкости запрещаются запуск и кратковременная работа двигателя, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок и короблению головок блоков цилиндров.
Частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образование накипи. При засорении сердцевины радиатора системы охлаждения ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно промыть систему охлаждения. При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают чистой водой. Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки нового автомобиля и при сезонных технических осмотрах.
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазочной системы двигателя
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
«Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазочной системы двигателя»
Инструкционная карта
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2015
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Техническое обслуживание и ремонт двигателя.
Тема занятия: Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазочной системы двигателя.
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).
Время: 6 часов.
Цельзанятия: обучение практическим приемам определенияи устранения возможных неисправностей в системе охлаждения и смазочной системе двигателей.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения технического обслуживания и ремонта системы охлаждения и смазочной системы двигателя.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении технического обслуживания и ремонта системы охлаждения и смазочной системы двигателя.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению технического обслуживания и ремонта системы охлаждения и смазочной системы двигателя.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:
иметь практический опыт:
— выполнения ремонта деталей автомобиля;
— снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
— использования диагностических приборов и технического оборудования;
— выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.
уметь:
— снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
— определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
— определять способы и средства ремонта;
— применять диагностические приборы и оборудование;
— использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Основные источники:
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:
Учебные автомобили (ВАЗ, ГАЗ-53, КАМАЗ-740), двигатель для горячей регулировки, установки для проверки термостата, прибор К-437 для проверки герметичности (состоящий из воздушного насоса, манометра и устройства для соединения с наливной горловиной радиатора), наборы гаечных ключей и отверток, линейка,растворыдля промывки системы охлаждения, керосин и ветошь.
Инструкционная карта
Упражнение 1. Проверка герметичности системы охлаждения.
Сначалапроверяют уровень охлаждающей жидкости (понижение уровня происходит в результате ее испарения или утечки). Утечка охлаждающей жидкости возможна через сальники, неплотности в соединениях шлангов с патрубками и в сливных краниках. Проверка герметичности сначала производится визуально в целях обнаружения на поверхности шлангов и радиатора трещин, а затем устанавливается прибор К-437 на горловине расширительного бачка, насосом в системе охлаждения создается давление примерно 60 кПа, которое контролируется по манометру. При потере герметичности системы это давление уменьшается.
После устранения неисправностей следует повторно проверить герметичность системы (в герметичной системе охлаждения давление падает очень медленно).
Для проверки исправности воздушного и парового клапанов пробки радиатора следует нажать на них пальцем. О неисправности жидкостного насоса свидетельствует подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса. На неисправность муфты отключения вентилятора указывает подтекание из нее охлаждающей жидкости. При неработающем двигателе вентилятор с исправной муфтой должен проворачиваться от некоторого усилия руки без заеданий и шума.
Упражнение 2. Проверка термостата.
Исправность термостата можно проверять непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогревания двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным.
Нагрев резервуара радиатора должен начинаться, только когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов для двигателя автомобилей КАМАЗ-740 будет показывать более 80 °С, а для двигателей ЗИЛ-508.10 и ЯМЗ-236, -238 — 66…70 °С.
Для повышения точности проверки термостата (например, двигателя автомобилей КАМАЗ-740) необходимо:
вынуть термостат, очистить его от накипи и поместить в ванну 5 (рис. 1) с водой (уровень воды в ванне не должен превышать высоту фланца термостата), установленную на электронагреватель 6;
У двигателей автомобилей КАМАЗ-740 натяжение ремня привода генератора и водяного насоса регулируется перемещением генератора по прорези установочной планки. При правильном натяжении прогиб ремня при нажатии на середину его наибольшей ветви с усилием в 40…45 Н должен составлять 15…22 мм.
У двигателя ЗИЛ-508.10 необходимо контролировать натяжение трех ремней (рис. 2).
Ремень, охватывающий шкив 1 коленчатого вала, шкив 2 генератора и шкив 4 жидкостного насоса и вентилятора, натягивается посредством перемещения генератора, а ремень, охватывающий шкив 3 компрессора, шкив 4 жидкостного насоса и вентилятора и шкив 5 насоса гидроусилителя рулевого управления, регулируется за счет перемещения насоса в натяжном кронштейне 6. Прогиб этих ремней при нажатии с усилием 40…45 Н не должен превышать 8… 14 мм.
Ремень, охватывающий шкив 3 компрессора и шкив 4 жидкостного насоса и вентилятора, натягивается перемещением компрессора с помощью регулировочного болта или изменением ширины ручья шкива. Прогиб этого ремня при нажатии с усилием 40… 45 Н не должен превышать 5… 8 мм.
Упражнение 4.Техническое обслуживание смазочной системы.
При горячей регулировке двигателя автомобиля (можно выполнять непосредственно на автомобиле) проверяют уровень масла в картере двигателя и давление его в масляной магистрали. Для этого подключают к масляной магистрали параллельно через штуцер контрольный манометр и сверяют его показания с показаниями штатного манометра (используя табличные данные с учетом условий проверки).
Причины падения давления масла следующие: понижение уровня и плотности масла, неплотность соединений, большой износ коренных и шатунных подшипников, неисправность масляного насоса или редукционного клапана.
При техническом обслуживании следует произвести разборку масляных фильтров, промыть их керосином и насухо протереть. Заменить фильтрующий элемент в фильтре тонкой очистки.
Затем проверяют работу центрифуги на слух. Исправность центробежного фильтра характеризует наличие звука высокого тона, продолжающегося в течение двух-трех минут после остановки двигателя.
Разборка центробежного масляного фильтра двигателя автомобилей КАМАЗ-740 производится под руководством преподавателя в следующем порядке:
отвернуть гайку крепления фильтра и снять его;
повернуть ротор вокруг своей оси, чтобы пальцы стопора вошли в отверстие ротора;
Собрав фильтр (в обратном порядке), следует совместить метки на колпаке и роторе во избежание нарушения балансировки ротора.
Проверить при работающем двигателе герметичность фильтра. При обнаружении течи масла подтянуть крепление и при необходимости заменить детали уплотнения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие параметры проверяются при диагностике системы охлаждения?
Какие действия следует произвести при промывке системы охлаждения и замене охлаждающей жидкости?
Как промыть систему охлаждения двигателя при появлении незначительной накипи?
Как удаляется накипь в случае ее повышенного образования?
Какие операции производятся с системой охлаждения при ТО-1?
Как проявляются неисправности смазочной системы?
Каковы причины понижения давления масла в смазочной системе?
Что необходимо проверить при повышенном расходе масла в двигателе?
Какие параметры проверяются при диагностировании смазочной системы?
Ремонт жидкостного насоса системы охлаждения
В процессе эксплуатации двигателя в жидкостном насосе изнашиваются подшипники и базовые отверстия под подшипники в корпусе, уплотнительный узел и вал насоса. Подшипники имеют уплотнители, удерживающие смазочный материал и защищающие их от загрязнения. С увеличением диаметров отверстий (переднего — более допустимого) корпус подшипников должен быть заменен.
Торцовая часть поверхности прилегания уплотнительной шайбы не должна иметь выработки. Допуск торцового биения торца в корпусе подшипников по отношению к посадочным поверхностям под подшипники не должен превышать 0,05 мм. При большем торцовом биении торец следует отремонтировать. Вал при износе более допустимого значения необходимо заменить новым. Допуск изгиба вала не должен превышать 0,03 мм. Трещины и сколы на крыльчатке не допускаются. Диаметр отверстия под вал в крыльчатке должен быть в пределах допустимого. Посадка крыльчатки на валу должна быть свободной, крыльчатка должна крепиться на валу с торца винтом.
При износе подшипников и деталей уплотнительного узла (уплотнительной шайбы и манжеты) их заменяют новыми. При замене деталей узла уплотнения нужно снять корпус насоса, выпрессовать из корпуса вал в сборе с подшипниками, крыльчаткой и уплотнителем, заменить изношенные детали уплотнительного узла и собрать насос в последовательности, обратной разборке. Перед разборкой следует очистить насос от масла и грязи и промыть его в обезжиривающем растворе.
Разборку насоса рекомендуется проводить в следующем порядке:
отвернуть болты крепления вентилятора и снять вентилятор и шкив со ступицы. Для снятия ступицы следует использовать съемные болты или специальный съемник;
отвернуть торцовым ключом гайки крепления корпуса крыльчатки к корпусу подшипников, разъединить их, слегка постукивая по ним деревянным молотком, снять прокладку, осторожно отделяя ее от корпуса отверткой;
при помощи отвертки снять уплотнитель в сборе, уплотнительную текстолитовую шайбу, затем разъединить резиновую манжету с пружиной;
снять замочное кольцо переднего подшипника с помощью пассатижей;
отвернуть болт крепления крыльчатки на валу насоса, придерживая отверткой от проворачивания вал, снять крыльчатку с вала при помощи съемника;
выпрессовать вал с подшипниками в сборе из корпуса на прессе;
вывернуть масленку и контрольную пробку;
закрепить вал насоса в тисках, снять стопорное кольцо и водосбрасывающую шайбу;
спрессовать подшипники с вала на верстачном прессе, при этом одновременно спрессовываются передний и задний подшипники и освобождается распорная втулка, находящаяся между подшипниками.
Рис. Разборка жидкостного насоса: а — снятие ступицы шкива при помощи съемных болтов; б — снятие ступицы шкива при помощи съемника; в — снятие замочного кольца переднего подшипника при помощи пассатижей; г — снятие крыльчатки с вала при помощи съемника
Перед сборкой нужно промыть детали насоса, очистить от коррозии корпус насоса, проверить годность деталей. При сборке насоса необходимо следить за наличием торцового зазора между крыльчаткой и корпусами подшипников и насоса. Сборку насоса следует производить в последовательности, обратной разборке. Торцовые поверхности уплотнительной текстолитовой шайбы нужно смазать тонким слоем графитной смазки, после чего шайбу необходимо закрепить обоймой. Шпильки при замене рекомендуется ввертывать в корпус, предварительно смазав суриком или резиловой смолой.
Диагностируемые неисправности водяного насоса и термостата системы охлаждения, устранение нейсправностей.
При
диагностровании системы охлаждения
проверяют герметичность системы с
использованием прибора К-437, а также
работоспособность выпускного и впускного
клапанов пробки расширительного бачка.
Прибор устанавливают на горловину
вместо снятой пробки и создают в системе
охлаждения избыточное давление 0,06…0,07
мПа, не допуская просачивания жидкости
из системы. Затем запускают двигатель
и устанавливают минимальную частоту
вращения коленчатого вала при холостом
ходе. При работающем двигателе стрелка
манометра не должна колебаться, т.е.
давление в системе охлаждения должно
быть постоянным. Давление начала открытия
выпускного клапана 100…120 кПа, впускного
3…13 кПа. Затем
проверяют уровень охлаждающей жидкости.
Корпус расширительного бачка, как
правило, изготавливают из полупрозрачного
материала, позволяющего визуально
контролировать уровень жидкости
(проверяют только на холодном двигателе). В
случае постоянного понижения жидкости
и необходимости частого её долива,
проверяют герметичность системы
охлаждения и устраняют
неисправность. Герметичность
системы охлаждения проверяют визуально,
а именно осмотром и выявлением подтёков
жидкости в местах: -Стык
между головкой блока и блоком
цилиндров. -Головка
блока цилиндров. -Блок
цилиндров. -Радиатор
системы охлаждения. -Коробка
термостатов. -Расширительный
бачок. -Насос
системы охлаждения. -Шланги
и трубопроводы системы охлаждения. Для
промывки и смене жидкости в системе
охлаждения следует:
Открыть
пробку расширительного бачка, открыть
сливные краники и слить жидкость в
приготовленную тару. Затем,
когда жидкость полностью вытекла,
закрываем сливные краники и заполняем
систему охлаждения чистой водой
(промывочной жидкостью) до требуемого
уровня, закрываем пробку расширительного
бачка.
Запускаем
двигатель и даём ему поработать на
средних оборотах до достижения рабочей
температуры, а затем ещё около 3-5 мин.
для обеспечения циркуляции жидкости
по большому кругу для промывки
радиатора. После
этого останавливаем двигатель и сливаем
воду (промывочную жмдкость). Операцию
промывки рекомендуется провести дважды,
а затем залить в систему приготовленную
охлаждающую жидкость. В
случае нарушения теплового режима
работы двигателя проверяют работоспособность
термостата. Для этого необходимо
демонтировать термостат с автомобиля.
Снятый термостат нужно подогреть в
сосуде с водой, по термометру следя за
моментами начала и конца открытия
клапана, а по индикатору за перемещением
клапана. За температуру начала открытия
клапана принимают ту, при которой ход
основного клапана состовляет 0,1мм.
Термостат заменяют, если температура
начала открытия C.основного
клапана не находится в пределах
78-82 Проверяют
натяг ремня привода водяного насоса,
усилием 4-5кг прогибом 15-25мм. Характерные неисправности и способы
их устранения. Основные
неисправности системы охлаждения: течь
охлаждающей жидкости, переохлаждение
и перегрев двигателя, а также попадание
охлаждающей жидкости в систему
смазки. Признаками
течимогут
быть подтёки жидкости на двигателе,
радиаторе, патрубках, шлангах и приборах,
а также частая потребность долива
жидкости в систему. Причинами течи могут
быть: ослабление крепления хомутов
шлангов, гаек (болтов) крепления головок
блока цилиндров, повреждение шлангов
или уплотнительных прокладок, износ
сальников.
Для
устранения неисправности следует
подтянуть крепления и заменить неисправные
детали. Признаками
переохлаждения двигателя являются:понижение
охлаждающей жидкости менее 70˚C, перерасход
топлива, снижение мощности. Наиболее
вероятные причины переохлаждения: не
прикрыты жалюзи радиатора, не утеплён
капот, неисправен термостат. Чтобы
устранить переохлаждения, необходимо
прикрыть жалюзи, неисправный термостат
заменить. Признаки
перегрева двигателя:высокая
температура охлаждающей жидкости (выше
100˚C), горит лампочка аварийной сигнализации,
падение мощности, прорыв пара через
пароотводную трубку.
Причины
перегрева: недостаточно
жидкости в системе, прикрыты жалюзи,
слабо натянуты ремни привода водяного
насоса, засорён радиатор, большие
отложения накипи в рубашке охлаждения,
неисправен термостат.
Для
устранения перегрева необходимо добавить
охлаждающей жидкости до нормы, открыть
жалюзи, отрегулировать натяжение ремня
привода водяного насоса, промыть радиатор
снаружи и внутри, удалить накипь из
системы охлаждения, заменить
термостат. Признаками
попадания охлаждающей жидкости в
системусмазки могут
служить повышенный уровень масла в
картере и понижение уровня охлаждающей
жидкости, хотя подтекания отсутствуют.
Причины попадания охлаждающей жидкости
в систему смазки: подтекания через
уплотнение гильз блока цилиндров или
повреждение прокладок головок блока.
Неисправные уплотнения необходимо
заменить.
Техническое
обслуживание и ремон системы охлаждения.
Признаками
неисправности являются подтекания
охлаждающей жидкости, перегрев или
чрезмерное охлаждение двигателя.
Причинами подтекания жидкости могут
быть повреждение шлангов и их
соединений, сальника водяного насоса,
трещины, и выход из строя прокладок.
Перегрев двигателя имеет место при
недостаточном количестве охлаждающей
жидкости в системе, при образовании
накипи, загрязнении радиатора, пробуксовке
ремня вентилятора или его обрыве,
неисправности термостата, поломке
водяного насоса или же при заедании
жалюзи радиатора в закрытом положении.
Чрезмерное охлаждение двигателя
возможно при заедании термостата или
жалюзи в открытом положении, отсутствии
утеплительных чехлов в зимнее время. В
ежедневное обслуживание входит осмотр
герметичности системы и долив охлаждающей
жидкости. Если система охлаждения
заполнена водой, то в зимнее время при
безгаражном хранении автомобиля воду
из системы охлаждения, пускового
подогревателя, а также из бачка для
обмыва ветрового стекла сливают. Перед
пуском двигателя систему заполняют
горячей водой или подключают двигатель
к системе подогрева. При
проведении ТО-l проверяют и при
необходимости регулируют натяжение
приводных ремней. При ТО-2 проверяют и,
если надо, закрепляют вентилятор,
радиатор и жалюзи, регулируют натяжение
приводных ремней, смазывают подшипники
водяного насоса и натяжного устройства
ремня вентилятора. Во
время сезонного обслуживания проверяют
герметичность системы охлаждения и
отопления, а также пускового подогревателя;
промывают систему охлаждения; при
подготовке к зиме проверяют работу
пускового подогревателя. Проверку
герметичности проводят визуально; на
поверхности шлангов не должно быть
трещин, вздутий и расслоений. Для этой
проверки лучше использовать прибор,
состоящий из воздушного насоса, манометра
и устройства для соединения с заливной
горловиной радиатора. При опрессовке
в верхней части радиатора насосом
создают давление около 60 кПа. Если
система герметична, то после перекрытия
крана стрелка манометра неподвижна;
при потере герметичности стрелка
укажет на уменьшение давления. Исправность
воздушного и парового клапанов пробки
радиатора проверяют нажатием на них
пальцем. Промывку
системы охлаждения при несильном ее
засорении выполняют следующим образом:
сливают охлаждающую жидкость, заполняют
систему водой; пускают и прогревают
двигатель, сливают воду; еще раз так
же промывают систему, а затем заполняют
ее охлаждающей жидкостью до верхнего
среза наливной горловины радиатора при
снятой пробке, ставят пробку радиатора
на место и заливают жидкость в
расширительный бачок на 3-5 см выше
метки «MIN». С учетом особенностей
конструкции и свойств материалов
заводы-изготовители указывают в
инструкциях порядок промывки системы
охлаждения и рецептуру промывочных
жидкостей. Например,
радиатор двигателя КамАЗ-740 снимают и
заливают в него раствор, состоящий из
5% каустической соды и 95% воды или 2,5%
ингибированной соляной кислоты и 97,5%
воды. Температура раствора должна
быть 60-80°C и
через 30-40 мин раствор сливают и промывают
радиатор горячей водой. Для промывки
рубашки охлаждения следует применять
другой раствор — 1% . кальцинированной
соды, 0,5% хромпика и. 98,5% воды.
Перед
началом эксплуатации двигателя КАМАЗ
необходимо проверить и при необходимости
отрегулировать натяжение ремней привода
вентилятора, генератора и жидкостного
насоса, проверить уровень и при
необходимости долить охлаждающую
жидкость, топливо в баки, масло в картеры
двигателя КАМАЗ, проверить герметичность
и при необходимости устранить неисправности
в системе охлаждения. Перед
началом работы необходимо проверить
уровень жидкости в радиаторе,так как
при недостаточном ее количестве
нарушается циркуляция жидкости
и двигатель
перегревается. В систему охлаждения
следует наливать чистую мягкую
воду, не содержащую известковых солей.
При использовании жесткой воды в
радиаторе и водяной рубашке откладывается
большое количество накипи, приводящей
к перегреву двигателя и снижению его
мощности. Частая смена воды в системе
охлаждения вызывает усиленное образование
накипи. Смягчить воду можно следующими
способами: кипячением, добавлением к
воде химических веществ и ее магнитной
обработкой. Установлено, что, проходя
через слабое магнитное силовое поле,
вода приобретает новые свойства: теряет
способность к накипеобразованию и
растворяет ранее образовавшуюся накипь,
которая была в системе охлаждения
двигателя. Завод допускает работу
двигателя при температуре охлаждающей
жидкости не более 105 0С. Для
контроля исправности уплотнения в
корпусе насоса выполнено дренажное
отверстие. Заметное подтекание жидкости
через это отверстие свидетельствует о
неисправности уплотнения. Необходимо
помнить, что закупорка дренажного
отверстия приводит к выходу из строя
подшипников насоса. Перед
работой необходимо периодически
проверять затяжку гайки крепления
ступицы шкива, так как ослабление
крепления шкива водяного насоса может
привести к повреждению вентилятора,
радиатора и насоса. При ослаблении
этого соединения следует немедленно
подтянуть гайку предварительно вынув
шплинт. Усилие затяжки гайки должно
быть равным 8,5—10 кгс-м. После подтягивания
гайку тщательно шплинтуют. Закрывать
жалюзи следует при прогревании двигателя,
а также во время движения в случае
понижения температуры охлаждающей
жидкости. Жалюзи предназначены для
регулирования потока воздуха,
просасываемого через решетки
радиатора. Температура
охлаждающей жидкости в системе фиксируется
указателем на щитке приборов. При
возрастании температуры в системе
охлаждения до 98°С в указателе загорается
контрольная лампа аварийного перегрева
охлаждающей жидкости. Порядок
пуска двигателя при помощи пускового
подогревателя следующий. Подготовляют
32—35 л воды для заполнения системы
охлаждения. Закрывают жалюзи и открывают
капот двигателя. В котел подогревателя
через воронку наливают 1,5
л воды
и открывают кран. Затем перемещают ручку
переключателя в положение II на 45 с;
включается электродвигатель , открывается
электромагнитный клапан, и топливо
поступает в камеру сгорания котла. Далее
ручку переводят в положение 0 и включают
выключатель 24 свечи накаливания. При
нагреве контрольной спирали до
светло-красного цвета загорается смесь,
т. е. происходит вспышка, и раздается
хлопок. Первоначально воспламенение
топливовоздушной смеси происходит от
свечи накаливания. После начала горения
смеси включают подогреватель, перемещая
ручку переключателя в положение II. Как
только в камере сгорания горение смеси
станет устойчивым, свечу выключают, и
дальнейшее воспламенение топлива
происходит от горящей смеси. В
результате сгорания смеси образуются
горячие газы, которые проходят по
жаровой трубе и отдают тепло жидкости,
залитой в котел. Выходящие из котла
горячие газы по лотку направляются под
картер двигателя и нагревают масло;
поднимаясь выше, они обогревают двигатель
снаружи. В связи с этим необходимо
помнить, что подогреватель и двигатель
следует содержать в чистоте, так как
замасленный двигатель и подтеки топлива
могут быть причиной возникновения
пожара. Через
1—2 мин после начала работы подогревателя
в котел дополнительно наливают
6 — 8
л воды.
Закрывают пробку воронки, прикрывают
капот и продолжают
прогрев двигателя. Вода в котле закипает,
и образующийся пар проходит
в полости блока цилиндров и головок
блока и в виде конденсата стекает
в котел. Когда двигатель прогреется, из
открытой наливной горловины радиатора
пойдет пар. После этого пусковой рукояткой
проворачивают коленчатый
вал несколько раз для распределения
смазки по подшипникам. Свободное
вращение коленчатого вала будет
свидетельствовать о готовности двигателя
к пуску. Выключают
подогреватель, переводя ручку переключателя
в положение I (продувка
котла), и закрывают кран. После прекращения
горения в котле ручку переключателя
переводят в положение 0. (При несоблюдении
последовательности выключения
подогревателя может возникнуть пожар).
Выключив подогреватель, пускают
двигатель, закрывают сливной кран
патрубка радиатора, а систему охлаждения
заполняют водой через наливную воронку
подогревателя и горловину радиатора. Если
в систему охлаждения залита жидкость,
замерзающая при низкой температуре
(антифриз), то прежде чем пользоваться
пусковым подогревателем, необходимо
убедиться, что антифриз не застыл, и
строго соблюдать заводскую инструкцию
по подготовке пуска двигателя с
антифризом. Регулировка
системы охлажденияУ
двигателей КамАЗ-740 натяжение ремня
привода генератора и водяного насоса
регулируют перемещением генератора по
прорези установочной планки. При
правильном натяжении ремня его прогиб
при нажатии на середину наибольшей
ветви с усилием 40-45 Н должен быть 15-22
мм.
Подготовительные
работы. При
постановке автомобиля на ремонт он
должен быть вымыт, очищен от грязи и
снега, при этом на рулевое колесо
вывешивать табличку с надписью »
Двигатель не включать, работают люди».
При
постановке автомобиля на техническое
обслуживание (ТО) или ремонт без
принудительного перемещения, автомобиль
следует затормозить ручным тормозом и
выключить низкую передачу, выключить
зажигание. Под колеса подложить упоры
(башмаки). ТО
и ремонт автомобиля должны выполняться
в гараже с использованием смотровой
ямы или на площадке гаража.
При ремонте
и ТО двигателя кабину необходимо поднять
в первое положение и надежно зафиксировать
с помощью ограничителя подъема. Верхняя
и нижняя стойки ограничителя должны
стопориться крючком защелки. двигателя
кабину необходимо поднять в первое
положение и надежно зафиксировать с
помощью ограничителя подъема. Верхняя
и нижняя стойки ограничителя должны
стопориться крючком защелки.
Для
предварительной разборки двигатель
вначале устанавливают на подставку.
Вначале демонтируют стартер, снимают
выпускной коллектор, болты и кронштейны
передней подвески. После выполнения
предварительных операций на двигатель
монтируют планшайбы (кронштейны) для
его установки на стенд-кантователь и
закрепляют двигатель на стенде. Разборку
двигателя производят в следующем
порядке: снимают рычаг переключения
передач, диски сцепления, генератор,
компрессор, насос гидроусилителя,
проводят демонтаж труб вентиляции
картера двигателя, снимают фильтр
центробежной очистки масла, поддон
масляного картера и прокладки поддона,
демонтируют масляной насос, снимают
топливопровод, фильтр тонкой очистки
топлива, жидкостный насос с подводящей
трубой и включателем гидромуфты .
Окончательная разборка двигателя
подразумевает снятие блока цилиндров,
распределительного и коленчатого
вала. Оборудование,
приспособления и инструменты, применяемые
при работе Для
обнаружения негерметичности с потерей
жидкости во внутренние полости двигателя
применяют опрессовку. Для этой цели
используют прибор К-437, при помощи
которого проверяют герметичность
системы охлаждения и состояние клапанов
пробки радатора. Прибор
устанавливают на горловину радиатора
вместо снятой пробки. Создают в системе
охлаждения избыточное давление 0,06-0,07
МПа (0,6-0,7 кгс/см2). При этом просачивание
жидкости из системы не допускается.
Пускают двигатель и устанавливают
минимальную частоту вращения холостого
хода. При
работающем двигателе стрелка манометра
не должна колебаться, т. е. давление
в системе охлаждения должно быть
постоянным. Также проверяют работу
парового и воздушного клапанов. Натяжение
ремней привода вентилятора, генератора,
компрессора и насоса гидроусилителя
проверяют при помощи устройства КИ-8920,
К-403 или с применением линейки и рейки
. Ремни
должны быть чистыми, без расслоений и
трещин. Для проверки натяжения ремней
устройство КИ-8920 приводят в исходное
положение: указатель нагрузки устанавливают
на нуль, а секторы ставят в положение
нулевой отметки прогиба ремня.
Устанавливают устройство опорными
торцами секторов на середину ремня
(шток устройства должен быть перпендикулярен
к проверяемой ветви ремня), нажимают
на корпус устройства с усилием 30-50 Н
(3-5 кгс). При этом секторы устройства,
поворачиваясь относительно своей оси,
укажут величину прогиба ремня. Прогиб
ремня между шкивами вентилятора и
генератора допускается 15-20 мм, между
шкивами вентилятора и компрессора
-10-12 мм. При необходимости регулируют
натяжение ремней. Термостат
проверяют тогда, когда медленно или
очень быстро прогревается двигатель.
Подогревая термостат в сосуде с водой,
следят за моментом начала и конца
открытия клапана, который должен
происходить соответственно при
температурах 65-70 и 80-850 С. Температуру
измеряют ртутным термометром. Эффективность
действия радиатора лучше всего оценивать
по перепаду температур в .верхнем и
нижнем бачках. Она должна быть 8-12° С.
Этим способом определяют засорение
трубок радиатора и образование накипи.
Систему
охлаждения промывают струей воды
под давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/cм2)
при снятом термостате. Направление
промывки должно быть противоположным
потоку при работе двигателя. Накипь
удаляют при помощи химических растворов.
Хорошие результаты дает промывка
раствором соляной кислоты с
ингибитором, смачивателем и
пеногасителем. Для
проверки термостатов определяют
температуру начала открытия и ход
клапана. Например, термостат двигателя
KaмA3-740 проверяют следующим образом : 1.
Вынимают термостат, очищают его от
накипи и помещают в ванну 5 с водой,
установленную на электроплитку 6. 2.
Нагревают воду, перемешивая ее и
контролируя температуру ртутным
термометром с ценой деления не более
1°С. 3.
Индикатором 3 проверяют начало открытия
клапана, т. е. определяют температуру
(80 +20)
С, при которой клапан откроется на 0,1
мм. Клапан откроется полностью в кипящей
воде не менее чем на 8,5
мм.
Ремонт
системы охлаждения двигателя
КАМАЗ Радиаторы
системы охлаждения могут иметь следующие
основные дефекты: загрязнение сердцевины,
отложение накипи и течь трубок. Загрязнение
и накипь удаляют в установках,
обеспечивающих подогрев раствора до
60-800С,
его циркуляцию и последующую промывку
радиатора водой. Герметичность радиатора
проверяют сжатым воздухом под избыточным
давлением 0,03-0,05 МПа, погрузив его в ванну
с водой. Отверстия закрывают резиновыми
пробками, через одну из которых поступает
по шлангу воздух от воздушного насоса.
Выходящие пузырьки воздуха указывают
на наличие дефектов. Когда радиаторы
ремонтируют без разборки (не снимая
бачков), то испытание на герметичность
осуществляют после удаления накипи. Течь
трубок устраняют пайкой. Заменяют на
новые заглушенныe трубки и трубки,
имеющие большие вмятины. Для замены
трубок отпаивают бачки радиатора от
сердцевины. Затем нагретыми стальными
стержнями, имеющими форму трубок,
отпаивают дефектные трубки и
плоскогубцами вынимают их из сердцевины.
После этого устанавливают новую или
запаянную трубку вместе со вставленным
в неё стержнем. Затем вынимают стержень
и концы установленной трубки
развальцовывают. Далее припаивают концы
трубок к опорным пластинам сердцевины,
а также верхний и нижний бачки.
Отремонтированный радиатор проверяют
в ванне, предварительно накачав в него
воздух. Основными
неисправностями деталей водяного насоса
являются сколы и трещины на корпусе
насоса, изгиб и износ валика, износ
шпоночной канавки. Сколы
на фланце и трещины на корпусе водяного
насоса устраняют сваркой. Деталь
предварительно нагревают ацетиленокислородным
нейтральным пламенем. Трещины можно
заделывать эпоксидной смолой. Погнутый
валик правят под прессом, а при малом
износе восстанавливают хромированием
и последующим шлифованием до номинального
размера. Изношенную канавку на валу
заваривают, а затем фрезеруют новую
канавку под углом 90-1800 к
старой. В
случае закипания жидкости в системе
охлаждения давление пара в радиаторе
возрастает. При увеличении давления до
145—155 кН/м2 (1,45—1,55 кгс/см2) открывается
паровой клапан, преодолевая сопротивление
пружины. Система охлаждения двигателя
сообщается с окружающей средой, и пар
выходит из радиатора через пароотводную
трубку. После остановки двигателя
жидкость охлаждается, пар конденсируется
и в системе охлаждения создается
разрежение. При снижении давления на 1
— 13 кН/м2 (0,01—0,13 кгс/см2) открывается
воздушный клапан 26 и в радиатор через
отверстия 29 и клапан начинает поступать
воздух, проходящий по пароотводной
трубке. Работа парового и воздушного
клапанов предотвращает возможное
повреждение радиатора под действием
как внешнего, так и внутреннего давления.