Виды технического обслуживания и ремонта – 9 Дайте определение понятию техническое обслуживание. Опишите содержание технического обслуживания и ремонта. Охарактеризуйте задачи технического обслуживания и ремонта.
Виды технических обслуживаний и ремонтов автомобилей
Подробности
Автор: Добровольский Е.И.
Опубликовано: 28 Июль 2013
Страница 4 из 4
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает в себя контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности, в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля. Уборочно-моечные работы выполняются на специализированных постах.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ, с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.
ТО-1 проводится в межсменное время, периодически через установленные интервалы (по пробегу) и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) содержит полный перечень работ ТО-1 и выполнение в установленном объеме крепёжных, регулировочных, смазочных и других работ, а также стендовую проверку на специализированных участках исправности агрегатов, механизмов, систем и приборов в процессе их работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1 — 2 дня с эксплуатации.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
проводится 2 раза год и является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодном и теплом сезонах года. Отдельное СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.
Текущий ремонт (ТР) осуществляется в автотранспортных организациях или на станциях технического обслуживания автомобилей СТОА (автосервисе) заключается в устранении неисправностей и отказов автомобиля. Проведение текущего ремонта способствует выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта.
Текущий ремонт заключается в проведении разборочно-сборочных, слесарных, сварочных и других работ, а также замены деталей в агрегатах и отдельных узлов и агрегатов (кроме базовых*) в автомобиле (прицепе, полуприцепе).
* Базовой деталью агрегата считают наиболее сложную корпусную деталь, к которой крепятся узлы или механизмы. Например, базовой деталью является блок цилиндров двигателя, картеры гидроусилителя, коробки передач, ведущего моста, каркас кабины грузового автомобиля или кузова легкового автомобиля, основание кузова автобуса и т.д.
Капитальный ремонт автомобилей, агрегатов и узлов выполняется в специализированных ремонтных предприятиях, заводах мастерских. За установленный срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту. Капитальный ремонт предусматривает восстановление paботоспособности автомобилей и агрегатов для обеспечения их пробега не менее чем 80 % от норм пробега для новых автомобилей и агрегатов. Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт eго кузова. Грузовые автомобили направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт рамы, кабины, а также капитальный ремонт не менее трех основных агрегатов. При капитальном ремонте автомобиля или агрегата выполняется его полная разборка на узлы и детали, которые затем ремонтируют или заменяют. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и направляют на сборку автомобиля. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов.
Своевременные ТО и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта позволяют содержать автомобильный парк страны в исправном состоянии.
Использованные источники:
Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Мастерство; Высш. школа, 2001. — 496 с.
Пузанков А.Г., Автомобили: устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 640 с.
Подробности
Просмотров: 862
Виды и методы организации технического обслуживания и ремонта оборудования.
Особенности
предприятий, их техническая и экономическая
характеристика, включающая техническую
оснащенность, объемы производства,
производственную структуру и
пространственное размещение цехов,
участков и другие факторы, обусловливают
различные виды и методы организации
технического обслуживания и ремонта
оборудования. Под
видом понимают
техническое обслуживание (ремонт),
выделяемый по одному из признаков: этапу
осуществления,
периодичности, объему
работ, условиям эксплуатации, регламентации
и т.д.
Метод
технического
обслуживания (ремонта) – это
совокупность
технологических и организационных
правил выполнения операций ТО (ремонта)
Основой
организации технического обслуживания,
ремонта машин и оборудования
на предприятиях являются соответствующие
положения и другие
нормативные документы, разработанные
с учетом отраслевых и других особенностей
их эксплуатации обслуживания и ремонта.
Эксплуатационная
и ремонтная документация заводов-изготовителей
этой техники,
ремонтно-обслуживающая база, удовлетворяющая
потребностям техническою
обслуживания и ремонта, необходимая
численность и состав квалифицированных
работников, организация контроля
качества работ, планирования
и учета, обеспеченность запасными
частями и ремонтными материалами.
По
концентрации выполняемых работ
техническое обслуживание может
быть организовано по централизованной,
децентрализованной или смешанной
системе
Централизованная
система — это метод
выполнения технического обслуживания
машин и оборудования персоналом и
средствами специализированного
предприятия или собственными
подразделениями. При этой системе
непосредственно по месту работы
оборудования выполняют только
те операции ТО, которые невозможно или
нецелесообразно переносить
на стационарные пункты. Централизованный
метод позволяет не только специализировать
ремонтные цехи и участки, но и отдельные
рабочие места.
Что приводит к более полному использованию
технических средств ремонтно-обслуживающей
базы, повышению производительности
труда ремонтных
рабочих, рациональному использованию
запасных частей и ремонтных
материалов, снижению себестоимости и
повышению качества технического
обслуживания
Централизованный
метод применяется на машиностроительных
и других
предприятиях
с единичным и мелкосерийным производством,
когда все
виды ремонта и некоторые работы по
техническому обслуживанию выполняются
силами и средствами ремонтно-механического
цеха (РМЦ). Он располагает необходимым
оборудованием, запасными частями и
ремонтными
материалами. Централизованные пункты
технического обслуживания позволяют
выполнять ремонтные работы в более
короткие сроки, на высоком техническом
уровне, с большей степенью специализации
и
экономичнее, чем ремонтные подразделения.
Т.к. они разбросаны по отдельным
цехам, участкам
и
т. п.
На предприятиях
с крупносерийным и массовым производством
продукции, когда в цехах находится
значительное количество оборудования,
используют децентрализованный
метод. Здесьремонтные
работы, включая изготовление части
сменных деталей, осуществляются силами
и средствами цеховых ремонтных служб.
В этом случае ремонтно-механический
цех предприятия (завода) выполняет
работы по капитальному ремонту
оборудования, его модернизации
изготовлению сложных запасных
частей массового применения или требующих
специального оборудования и оснастки
Смешанный
методхарактеризуется
тем, что ремонтные работы выполняются
не только цеховой ремонтной службой,
но и службами головного
предприятия, что характерно для
предприятии тяжелого машиностроения
с небольшим числом оборудования Не
исключается организация
технического обслуживания оборудования
в одних цехах по централизованному
методу, в других — по децентрализованному.
Основная проблема
организации децентрализованного и
смешанного метода внутри предприятия
(объединения) состоит в рациональном
использовании материальных
ресурсов и ремонтного персонала.
По
организации выполнения, методы
технического обслуживания подразделяются
на:
осуществляемые
эксплуатационным персоналом, работающим
на данном оборудовании или машине, при
использовании их по назначению
(например, оператором, машинистом,
шофером, трактористом
и т.п.)
специализированным
— бригадой или звеном ремонтных рабочих,
эксплуатирующей и специализированной
организацией, предприятием-изготовителем
оборудования — фирменный метод
технического обслуживания
Различают также
следующие виды (методы) организации
ремонта:
• обезличенный, при
котором не сохраняется принадлежность
восстанавливаемых
составных частей к определенному
экземпляру ремонтируемой
техники (оборудования, машины и т. п. ),
• необезличенный, при
котором, сохраняется принадлежность
восстанавливаемых составных частей к
определенному экземпляру техники (его
иногда называют индивидуальным методом),
• тупиковый —
ремонт на универсальных постах,
выполняемый на одном
посту группой исполнителей или
рабочими-универсалами (отдельные
сборочные единицы могут ремонтироваться
на специальных производственных
участках, например, топливная аппаратура,
электрооборудование для транспортных
средств),
• агрегатный
— обезличенный
метод организации ремонта, при котором
неисправные агрегаты заменяются новыми
или заранее отремонтированными,
• последовательно-агрегатный — ремонтируются
(заменяются) конструктивно обособленные
сборочные единицы (редукторы, коробки
скоростей, электродвигатели и т.п.),
последовательно на одной единице
оборудования во время перерывов (в
нерабочее время, без остановки
производства),
применяется,
например, для ремонта конвейерного
оборудования
в литейных
и
кузнечных цехах автоматов, агрегатных
и других
станков.
Постоянное
возрастание затрат на ремонтообслуживание
требует изыскания более прогрессивных
форм и методов ремонта оборудования. К
таким формам и методам относятся
специализация и централизация ремонта
оборудования, расширение передовых
методов ремонта (узловой), внедрение
прогрессивной технологии ремонтных
работ и их механизация, совершенствование
организации труда ремонтного персонала
и др.
Важнейшим
направлением следует считать всемерное
расширение централизованной формы
организации ремонта на основе специализации
ремонтных работ, т.е. развитие
специализированных ремонтных предприятий
и централизованное изготовление запасных
частей.
Организация
специализированных предприятий создает
условия для эффективного применения в
ремонтном производстве высокопроизводительного
оборудования и оснастки, прогрессивных
технологических процессов и методов
труда, свойственных серийному и поточному
производству.
Централизация
ремонта может осуществляться в масштабе
отдельных предприятий, отраслей и
народного хозяйства в целом. В масштабе
завода могут создаваться корпусные
ремонтные базы и крупные ремонтные
цехи, производящие весь объем запасных
частей и капитальные ремонты.
В крупных цехах
целесообразно создавать специализированные
бригады по ремонту одномодельного
оборудования, стандартных узлов и
различной аппаратуры.
При наличии большого
количества заводов определенной отрасли
в одном экономическом районе целесообразно
при головном заводе создать крупный
ремонтный завод или цех отраслевого
значения для производства запасных
деталей и отдельных видов ремонта.
Межотраслевая
централизация целесообразна для ремонта
наиболее массовых моделей оборудования
на основе обменного парка оборудования
при станкостроительной промышленности.
При этом ремонт будут осуществлять либо
заводы, производящие данное оборудование,
либо специальные заводы.
Методы выполнения
ремонтных работ многообразны: узловой,
последовательно-узловой, “против
потока”, стандартный и др.
Узловой метод заключается в замене изношенных узлов
агрегата запасными, ранее изготовленными
или отремонтированными. Время простоя
оборудования значительно сокращается,
так как большая часть ремонтных работ
выполняется до вывода станка в ремонт.
Последовательно-узловой
метод заключается в том, что изношенные узлы
агрегата ремонтируются не одновременно,
а последовательно с использованием
перерывов в работе агрегатов. Этот метод
используется для ремонта оборудования,
имеющего конструктивно обособленные
узлы (агрегатные станки).
Метод
“против потока” используется для ремонта
поточно-автоматизированных
линий и требует серьезной подготовительной
работы.
Чаще всего
оборудование этих линий ремонтируется
одновременно с остановкой линии или
отдельными участками с широким
использованием
узловых методов.
Необходимой
предпосылкой для специализации ремонта
является совершенствование структуры
станочного парка путем сокращения
количества типоразмеров и моделей
базовых машин и агрегатов, выпускаемых
в станкостроении и заводами машиностроения.
Широкое применение
стандартных узлов и деталей в станкостроении
позволит в несколько раз сократить
потребность в запасных частях и
продолжительность ремонта.
Вновь практикуемое
оборудование должно удовлетворять всем
требованиям ремонтопригодности и
высокой эксплуатационной надежности
(удобство разборки и сборки, осмотра и
регулирования, равностойкость сопряженных
деталей и т.д.). При этом вся техническая
документация по ремонту оборудования
поставляется изготовителями нового
оборудования.
Оснащение
машиностроительных заводов станками
серийного производства
в сочетании с широко проводимой
стандартизацией, как в станкостроении,
так и в ремонтном производстве позволит
выделить ремонт в самостоятельную
специализированную отрасль
машиностроительного
производства.
Решение
этого вопроса заключается в том, чтобы
свести в основном ремонт
к операциям по замене деталей, узлов и
агрегатов, что и является
по существу специализацией ремонта на
индустриальном уровне.
Индустриализация
ремонта оборудования предусматривает
приближение организационно-технического
и экономического уровня ремонта к уровню
изготовления новых станков в
станкостроительной
промышленности.
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования : Справочник
3.1. Содержание и планирование работ по техническому обслуживанию
3.1.1. Техническое обслуживание является основным и решающим профилактическим мероприятием, необходимым для обеспечения надежной работы оборудования между плановыми ремонтами и сокращения общего объема ремонтных работ. Оно предусматривает надзор за работой оборудования, уход за оборудованием, содержание оборудования в исправном состоянии, проведение плановых технических осмотров, технических регулировок, промывок, чисток, продувок и т. д. Техническое обслуживание проводится в процессе работы оборудования с использованием перерывов, нерабочих дней и смен. Допускается кратковременная остановка оборудования (отключение сетей) в соответствии с местными инструкциями. На выполнение регламентированного (планового) ТО специально предусматривается время простоя.
3.1.2. Техническое обслуживание производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя или ПТЭ. При отсутствии заводской документации инструкции по ТО должны разрабатываться и утверждаться непосредственно на предприятии. Если в «Инструкции по рабочему месту» отражены вопросы ТО в соответствии с ГОСТ 2.601—68, то составление других инструкций не требуется.
3.1.3. Техническое обслуживание может быть регламентированным и нерегламентированным. В состав нерегламентированного ТО входят надзор за работой оборудования, эксплуатационный уход, содержание оборудования в исправном состоянии, включающие:
соблюдение условий эксплуатации и режима работы оборудования в соответствии с инструкций завода-изготовителя;
загрузку оборудования в соответствии с паспортными данными, недопущение перегрузки оборудования, кроме случаев, оговоренных в инструкции по эксплуатации;
строгое соблюдение установленных при данных условиях эксплуатации режимов работы;
поддержание необходимого режима охлаждения деталей и узлов оборудования, подверженных повышенному нагреву;
ежесменную смазку, наружную чистку и уборку эксплуатируемого оборудования и помещений;
строгое соблюдение порядка останова технологических агрегатов, установленного инструкцией завода-изготовителя;
немедленную остановку оборудования в случае нарушений его нормальной работы, ведущих к выходу оборудования из строя, принятие мер по выявлению и устранению таких нарушений;
выявление степени изношенности легкодоступных для осмотра узлов и деталей и их своевременную замену;
проверку нагрева контактных и трущихся поверхностей, проверку состояния масляных и охлаждающих систем, продувку и дренаж трубопроводов и специальных устройств;
проверку исправности заземлений, отсутствия подтекания жидкостей и пропуска газов, состояния тепловой изоляции и противокоррозионной защиты, состояния ограждающих устройств и т. д.
3.1.4. Все обнаруженные при нерегламентированном ТО неисправности в работе оборудования должны быть зафиксированы эксплуатационным персоналом в ремонтном журнале и устранены в кратчайшие сроки силами эксплуатационного и ремонтного персонала.
3.1.5. Регламентированное ТО проводится с установленной в эксплуатационной документации периодичностью, меньшей (или равной) периодичности текущего ремонта наименьшего ранга (объема). На его проведение предусматривается специальное время.
Продолжительность и трудоемкость регламентированного ТО не могут превышать аналогичные показатели для текущего ремонта наименьшей сложности.
3.1.6. Регламентированное ТО планируют по годовым и месячным план-графикам наравне с ремонтами (см. раздел 4).
Регламентированное ТО реализуется в форме плановых ТО (возможно, различных видов), а также плановых контрольных технических осмотров, проверок, испытаний.
В ходе планового ТО проводят контроль (диагностирование) оборудования, регулировки механизмов, чистку, смазку, продувку, добавку или смену изоляционных материалов и смазочных масел, выявляют дефекты эксплуатации и нарушения правил безопасности, уточняют составы и объемы работ, подлежащих выполнению при очередном капитальном или текущем ремонте. Перечень типовых операций по видам оборудования приведен в соответствующих разделах второй части настоящего Справочника.
3.1.7. Обнаруженные при плановом ТО отклонения от нормального состояния оборудования, не требующие немедленной остановки для их устранения, должны быть занесены в «Ремонтный журнал». Дефекты узлов и деталей, которые при дальнейшей эксплуатации оборудования могут нарушить его работоспособность или безопасность условий труда, должны немедленно устраняться, в том числе путем замены неисправных агрегатов и узлов.
3.1.8. Частным случаем регламентированного ТО являются плановые контрольные технические осмотры оборудования, проводимые инженерно-техническим персоналом механической службы с целью:
проверки полноты и качества выполнения эксплуатационным персоналом операций по ТО оборудования;
выявления неисправностей, которые могут привести к поломке или аварийному выходу оборудования из строя;
установления технического состояния наиболее ответственных деталей и узлов машин и уточнения объема и вида предстоящего ремонта.
3.1.9. Проверки (испытания) как самостоятельные операции планируются лишь для особо ответственного технологического оборудования. Их цель – контроль эксплуатационной надежности и безопасности оборудования в период между двумя очередными плановыми ремонтами, своевременное обнаружение и предупреждение возникновения аварийной ситуации, например, испытания технической прочности и измерения сопротивлений электрической изоляции, испытания на плотность и прочность сосудов и трубопроводов.
Периодичность и состав проверок диктуются соответствующими правилами и инструкциями. Кроме того, в ряде случаев предусматриваются проверки для контроля точностных параметров, регламентируемых технологическими требованиями (проверки выходных параметров преобразователей для некоторых видов производств, проверки степени неуравновешенности роторов электродвигателей для прецизионного оборудования). В этом случае они носят название проверок на точность.
В состав проверок могут включаться небольшие объемы регулировочных и наладочных работ. Для большей части оборудования и сетей проверки не планируются в качестве самостоятельных операций, а входят в состав плановых ремонтов. Объем проверок, как правило, должен включать в себя производство всех операций осмотра.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Виды технического обслуживания и ремонта локомотивов
1.
Система
технического обслуживания и
ремонта локомотивов
предусматривает
техническое обслуживание ТО-1, ТО-2, ТО-3,
ТО-4, ТО-5а,
ТО-5б,
ТО-5в, текущий ремонт ТР-1, ТР-2, ТР-3,
средний ремонт СР и
капитальный
ремонт КР.
2.
Техническое
обслуживание – комплекс операций по
поддержанию
работоспособности
и исправности локомотива*.
Техническое
обслуживание. ТО-1, ТО-2 и ТО-3
является периодическим и
предназначено для контроля технического
состояния узлов и систем локомотива
в целях предупреждения отказов в
эксплуатации. Постановкалокомотивов
на техническое обслуживание ТО-4, ТО-5а,
ТО-5б, ТО-5в планируется по необходимости.
Примечание:
определения, помеченные звёздочкой
(*), приводятся на основании
определений, указанных в ОСТ 32.109-97
«Тяговый подвижной состав
(ТПС). Система технического обслуживания
и ремонта, Термины и определения».
3.При производстве
технического обслуживания ТО-1 и
ТО-2
локомотивы
учитываются в эксплуатируемом
парке. Локомотивы,
поставленные
на остальные виды технического
обслуживания и на ремонт,
исключаются
из эксплуатируемого парка и учитываются
как неисправные.
4.Техническое
обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной
бригадой
при
приемке-сдаче и экипировке локомотива,
при остановках па станциях.
Техническое
обслуживание ТО-2 выполняется, как
правило, персоналом
пунктов
технического обслуживания локомотивов
(ПТОЛ). Основныетребования
к организации и проведению технического
обслуживания ТО-1 и
ТО-2
локомотивов установлены Инструкцией
по техническому обслуживанию
электровозов
и тепловозов в эксплуатации,
утвержденной М11С России
27
сентября 1999 г. № ЦТ-685.
5.Техническое
обслуживание ТО-3 выполняется, как
правило, в
локомотивном
депо приписки локомотива.
6.Техническое
обслуживание ТО-4 выполняется с целью
поддержания
профиля бандажей колесных
пар в пределах, установленных Инструкцией
по
формированию,
ремонту и содержанию колесных пар
тягового подвижного
состава
железных дорог колеи 1520 мм, утверждённой
МПС России 14 июня
1995
г. № ЦТ-329. При техническом обслуживании
ТО-4 выполняется обточка
бандажей
колесных пар без выкатки из-под локомотива.
На
техническое обслуживание ТО-4 локомотив
зачисляется в случае, если
не производится иных операций по
техническому обслуживанию и ремонту
локомотива, кроме обточки бандажей
колесных пар.
Если
обточка бандажей колесных пар совмещается
с операциями по техническому
обслуживанию ТО-3, текущему ремонту ТР-1
или ТР-2. локомотив на техническое
обслуживание ТО-4 не зачисляется, а
учитываетсякак
находящийся на техническом обслуживании
ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с
обточкой.
7.Техническое
обслуживание ТО-5а проводится с целью
подготовки
локомотива
к постановке в запас или резерв железной
дороги.
Техническое
обслуживание ТО-5б проводится с целью
подготовки локомотива к отправке
в недействующем состоянии в ремонт на
завод или вдругое
локомотивное депо, передаче на баланс
других депо или передислокации.
Техническое
обслуживание ТО-5в проводится с целью
подготовки локомотива
к эксплуатации после постройки, ремонта
на заводе или в другом локомотивном
депо, после передислокации или содержания
в запасе (резерве железной дороги).
8.Ремонт — комплекс
операций по восстановлению
исправности
работоспособности и
ресурса локомотива*.
9.Текущий ремонт
локомотиваремонт,
выполняемый для обеспечения
или восстановления работоспособности
локомотива и состоящий
в замене
и восстановлении отдельных узлов и
систем*.
Текущий
ремонт ТР-1 выполняется, как правило, в
локомотивном депо приписки локомотива.
Текущий ремонт ТР-2 выполняется, как
правило, в специализированном
локомотивном депо железной дороги
приписки локомотива.
Текущий ремонт ТР-3 выполняется в
специализированном локомотивном
депо сети железных дорог (базовом
локомотивном депо).
10.Средний
ремонт локомотива (СР) – ремонт,
выполняемый для
восстановления
исправности и частичного
восстановления ресурсалокомотива*.
Средний ремонт
локомотива выполняется в базовом
локомотивном депо или на локомотиворемонтном
заводе.
11.Капитальный
ремонт локомотива (КР) – ремонт,
выполняемый для
восстановления
эксплуатационных характеристик,
исправности локомотива и
его
ресурса, близкого к полному*.
Капитальный ремонт локомотива
выполняется
на локомотиворемонтном заводе.
12.Учет
времени нахождения локомотивов
на техническом
обслуживании
и ремонте ведется в соответствии с
Инструкцией по учету наличия,
состояния и использования
локомотивов и моторвагонного
подвижного
состава, утвержденной МПС России 6 апреля
1994 г. № ЦЧУ-250.
Приложение № 2
Организация работ по техническому обслуживанию
Рекомендуется
следующая форма организации ТО
оборудования:
все
виды работ по нерегламентированному
ТО основного и вспомогательного
оборудования подразделений выполняет
эксплуатационный персонал согласно
Инструкции по рабочему месту;
регламентированное
(плановое) ТО (ТО-1, ТО-2, ТО-3, сезонное
обслуживание – СО) выполняется в
соответствии с перечнем типовых работ
специализированными бригадами пунктов
ТО или подвижной ремонтной мастерской
с обязательным участием эксплуатационного
персонала и механика подразделения;
технические
испытания оборудования, подведомственного
Ростехнадзору, выполняются
специализированными сторонними
организациями по договору с обязательным
участием местных органов Ростехнадзора.
ВЫПОЛНИЛИ:
УЛЫБИНА СВЕТЛАНА
И
САФОНОВА НАДЕЖДА
Система
технического обслуживания и ремонта
оборудования
Система
технического обслуживания и ремонта
(ТОиР) – это комплекс организационных
и технологических мероприятий по
обслуживанию и ремонту оборудования.
Система
ТОиР включает планирование, подготовку,
реализацию технического обслуживания
и ремонта с заданными последовательностью
и периодичностью. Для этих целей в
Системе ТОиР приведены нормативы
продолжительности межремонтных
периодов, ремонтных циклов, простоев и
трудоемкости в ремонте (техническом
обслуживании) оборудования и
технологических агрегатов, примерное
содержание ремонтных работ отдельных
видов оборудования, даны указания по
организации его ремонта и технического
обслуживания.
Система
ТОиР призвана обеспечить:
1)
поддержание оборудования в
работоспособном состоянии и предотвращение
неожиданного выхода его из строя;
2)
правильную организацию технического
обслуживания и ремонта оборудования;
3)
увеличение коэффициента технического
использования оборудования за счет
повышения качества технического
обслуживания и ремонта, и уменьшения
простоя в ремонте;
4)
возможность выполнения ремонтных
работ по графику, согласованному
с планом производства;
5)
своевременную подготовку необходимых
запасных частей и материалов.
В
основу Системы ТОиР положено сочетание
технического обслуживания и
планово-предупредительных ремонтов.
В
зависимости от значимости оборудования
в технологическом процессе
планово-предупредительный ремонт может
проводиться по методу планово-периодического
ремонта и ремонта по техническому
состоянию (послеосмотровый метод).
Сущность
планово-периодического ремонта
заключается в том, что все виды ремонта
планируются и выполняются в строго
установленные ремонтными нормативами
сроки.
Сущность
ремонта по техническому состоянию
заключается в том, что все виды и сроки
ремонта устанавливаются в зависимости
от технического состояния оборудования,
определяемого во время проведения
периодического ТО.
Система
ТОиР предусматривает следующие виды
обслуживания и ремонтов:
1)
техническое обслуживание;
2)
текущий ремонт;
3)
капитальный ремонт.
Техническое
обслуживание – это комплекс работ для
поддержания работоспособности
оборудования между ремонтами.
В
зависимости от характера и объема
проводимых работ предусматривает
ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО)
техническое обслуживание.
Ежесменное
техническое обслуживание является
основным и решающим профилактическим
мероприятием, призванным обеспечить
надежную работу оборудования между
ремонтами.
В
ежесменное техническое обслуживание
входят следующие основные работы:
обтирка, чистка, регулярный наружный
осмотр, смазка, подтяжка сальников,
проверка состояния масляных и
охлаждающих систем подшипников,
наблюдение за состоянием крепежных
деталей, соединений и их подтяжка и др.
Ежесменное
техническое обслуживание проводится
без остановки технологического процесса.
Периодическое
техническое обслуживание –
это техническое обслуживание, выполняемое
через установленные в эксплуатационной
документации значения наработки или
интервалы времени.
Основным
назначением периодического ТО является
устранение дефектов, которые не могут
быть обнаружены или устранены в
период работы оборудования. Главным
методом ТО является осмотр, во время
которого определяется техническое
состояние наиболее ответственных
узлов и деталей оборудования, а также
уточняется объем предстоящего ремонта.
Ремонт
– это комплекс операций по восстановлению
исправности или работоспособности
оборудования и восстановлению ресурсов
оборудования.
В
соответствии с особенностями повреждений
и износа составных частей оборудования,
а также трудоемкостью ремонтных
работ, системой ТОиР предусматривается
проведение текущего (ТР) и капитального
(КР) ремонтов.
Текущий
ремонт – это ремонт,
выполняемый для обеспечения или
восстановления работоспособности
оборудования и состоящий в замене или
восстановлении отдельных узлов и
деталей оборудования.
Перечень
основных работ, выполняемых при текущем
ремонте: проведение операций периодического
технического обслуживания; замена
быстроизнашивающихся деталей и узлов;
ремонт футеровок и противокоррозионных
покрытий, окраска; замена набивок
сальников и прокладок, ревизия арматуры;
проверка на точность; ревизия
электрооборудования.
Капитальный
ремонт – это ремонт,
выполняемый для восстановления
исправности и полного или близкого к
полному восстановлению ресурса
оборудования с заменой или восстановлением
любых его частей, включая базовые.
В
объем капитального ремонта входят
следующие основные работы: мероприятия
в объеме текущего ремонта; замена или
восстановление всех изношенных деталей
и узлов; полная или частичная замена
изоляции, футеровки, противокоррозионной
защиты; выверка и центровка машины;
послеремонтные испытания и т. п.
Система
ТОиР не свободна от недостатков.
Непрерывное повышение надежности и
ремонтопригодности оборудования требует
внесения соответствующих изменений в
Систему ТОиР.
Основные
направления совершенствования системы
ТОиР.
2.
Совершенствование структуры
межремонтных циклов.
3.
Сокращение времени простоя оборудования
в ремонте и снижение трудозатрат на
ремонт.
4.
Разработка нормативов системы ППР
на остановочные ремонты.
5.
Замена средних показателей межремонтных
пробегов дифференцированными
показателями с учетом работы оборудования:
6.
Учет в нормативах процесса старения
оборудования и необходимости
увеличения затрат по мере эксплуатации
оборудования.
9 Дайте определение понятию техническое обслуживание. Опишите содержание технического обслуживания и ремонта. Охарактеризуйте задачи технического обслуживания и ремонта.
Техническое
обслуживание — это комплекс операций
по поддержанию работоспособности
оборудования при использовании его по
назначению, хранении и транспортировании.
задачи:
1)поддерживать
оборудование в работоспособном состоянии
путем проведения своевременных и в
необходимом объеме профилактических
мероприятий;
2)
налаживать и настраивать оборудование
при смене обрабатываемых объектов или
их размеров;
3)
проводить восстановительные ремонтные
работы для устранения аварий, поломок
и отказов;
4)
систематически проводить сбор данных
по техническому состоянию оборудования,
предназначенных для проведения его
ремонтов и модернизации
Содержание
Техническое
обслуживание эксплуатационным персоналом,
включающее смазку, с периодичностью
менее смены, уход за оборудованием,
наладку, размерную настройку, устранение
сбоев.
Регламентированное
периодическое техническое обслуживание
специализированным персоналом, включающее
регламентированные работы по предотвращению
отказов и повышенного износа оборудования,
регулирование его механизмов, смазку
с периодичностью более смены.
Плановое
техническое обслуживание специализированным
персоналом, проводимое с частичной
разборкой машин для выполнения
регламентированных работ по устранению
причин назревающих отказов и поломок,
для накопления информации к капитальному
ремонту оборудования.
Техническое
обслуживание оборудования неплановое,
проводимое специализированным персоналом,
предназначенное для устранения внезапных
отказов и поломок.
10 Дайте определение понятию режим эксплуатации оборудования. Опишите сущность и значение режимов эксплуатации. Объясните сущность инструкции по эксплуатации оборудования и перечислите ее разделы.
Любые
машины, в т.ч. и ДО , должны работать в
режимах установленных для них в
инструкциях по эксплуатации. Режим
эксплуатации определяет параметры
работ основных рабочих органов машин.
При
эксплуатации обор-я необходимо помнить,
что применение рекомендованных инструкций
эксплуатации создаёт наиболее
благоприятные условия работы машин.
Возникающие в этом случае в машине
нагрузки не превосходят расчётных
значений .
Если
режим эксплуатации наиболее тяжёлый,
то точность и качество обор-я уменьшается,
также увеличивается износ, вибрация и
шум обор-я, что может привести к поломке.
Для
правильного выбора режима работы обор-я
в инструкции по эксплуатации машин
приведены графики и таблицы.
Инструкция
по эксплуатации оборудования излагает
сведения, необходимые для правильной
его эксплуатации и поддержания в
постоянной готовности к действию.
Инструкцию разрабатывают на каждый вид
оборудования цеха. Она должна состоять
из разделов, содержащих следующие
сведения.
Введение.
Здесь указывается состав инструкции,
принятые сокращения и обозначения.
Общие
указания. Излагаются правила и требования,
отражающие особенности эксплуатации
данной машины.
Указания
мер безопасности. Перечисляются правила
предосторожности, которые необходимо
соблюдать при эксплуатации машин.
Порядок
установки. Излагаются требования
монтажа, правила пуска, регулирования,
обкатки и т. п.
Подготовка
к работе. Излагаются правила смазки,
положение рабочих органов после наладки
и размерной настройки.
Порядок
работы. Указываются состав и квалификация
обслуживающего персонала. Режим работы
машины. Порядок наблюдения за машиной
до, во время и после работы.
Измерения
параметров, регулирование и настройка.
Излагаются правила наладки машины,
методы и средства размерной настройки.
Проверка
технического состояния. Излагаются
последовательность и содержание
проверок технического состояния машины
с целью установления ее пригодности
для дальнейшего использования по
назначению, например проверка станка
на технологическую точность и т. п.
9Характерные
неисправности и методы их устранения.
В этом разделе обычно в табличной форме
приводят перечень характерных и наиболее
часто встречающихся или возможных
неисправностей. Указывают их вероятные
причины и методы наиболее быстрого их
устранения
11. Виды ТО и ремонта ЭО
Под
операцией ремонта понимается законченная
часть ремонта, выполняемая на одном
рабочем месте исполнителями определенной
специальности. В ремонт могут входить
разборка, дефектация, контроль технического
состояния, восстановление деталей,
сборка и другое. Содержание части
операций ремонта может совпадать с
содержанием некоторых операций ТО.
Ремонт может выполняться путем замены
или восстановления отдельных деталей
или блоков. Ремонт сопровождается
выдачей определенных гарантий на
последующий срок эксплуатации или
наработку СЭО и СА.
В
зависимости от характера неисправностей,
сложности и объема работ, ремонт
разделяют
на плановый, неплановый текущий средний,
капитальный и регламентированный,
ремонт по техническому состоянию.
Плановый
— это ремонт, постановки на который
осуществляются в соответствии с
требованиями нормативно-технической
документации (постановки на неплановый
ремонт осуществляются без предварительного
назначения).
Текущий
– выполняется для обеспечения или
восстановления работоспособности и
состоит в замене или восстановление
отдельных частей (перебора СЭО,
восстановления зазоров, регулировки,
устранения текущих неисправностей,
приборов и СА).
Средний
– проводят для восстановления исправности
и частичного восстановления ресурса
оборудования с заменой или восстановлением
частей ограниченной номенклатуры и
контролем ТС составных частей, выполненных
в объеме, установленном в нормативно-технической
документации.
Капитальный
– осуществляется для восстановления
неисправности и полного или близкого
к полному восстановлению ресурса
оборудования с заменой или восстановлением
любых его частей, включая базовые.
Для
судовых технических средств (СТС)
установлено 2 вида ремонта: текущий и
капитальный.
Регламентированный
ремонт – плановый ремонт, выполняемый
с переодичностью и в объеме установленном
в эксплутационной документации,
независимо от технического состояния
оборудования в момент начала ремонта.
Ремонт
по техническому состоянию – плановый
ремонт, при котором контроль технического
состояния выполняется с периодичностью
и объемом, установленном в
нормативно-технической документации,
а объем и момент начала ремонта
определяется техническим состоянием
СЭО и СА.
Различают
следующие режимы эксплуатации:
непрерывный
(Н)
циклический
(Ц)
оперативный
(ОП)
общий
(ОБ)
При
непрерывном режиме эксплуатации период
действия объекта длится непрерывно,
при циклическом — определенные периоды
действия и простоя чередуются с постоянной
цикличностью, при оперативном –
неопределенный период простоя сменяется
периодом действия заданной продолжительности,
а при общем режиме периоды действия и
простоя чередуются случайным образом.
Техническое обслуживание и ремонт СЭО
на речном и морском транспорте проводят
по планово-предупредительной системе.