Платиновые или иридиевые — какие свечи лучше и чем отличаются
Ещё пару-тройку десятилетий назад выбор свечей зажигания на прилавках автомагазинов ограничивался двумя-тремя моделями, которые отличались калильным числом и длиной резьбовой части. Сегодня наряду с медными и хромо-никелевыми свечами появились изделия, при изготовлении которых используется платина или иридий. Попробуем разобраться в их особенностях и решить дилемму: какие свечи зажигания лучше установить на собственный автомобиль — иридиевые или платиновые.
Иридиевые
Они появились позже платиновых. От первых они отличаются пробегом. Здесь нижняя граница на уровне 100 км., что немного выше конкурентов. Ещё пара интересных сведений о свечах из иридия.
Иридий позволяет добиться толщины электрода в 0,4 мм. – это намного тоньше по сравнению с 0,7 мм. у платиновых. Благодаря меньшему зазору и толщине электродов искрообразование получается стабильным и надёжным.
Иридий более тугоплавок, чем платина. Поэтому свечи из этого материала устанавливают на любые автомобили, где термонагрузка играет важную роль или же требуются высококалильные свечи.
Производители иридиевых поджигателей стремятся улучшить рецептуру электродов из этого материала. За счёт добавок повышают дополнительные свойства материала типа стойкость к окислению или термопроводность.
Свечу зажигания какой фирмы выбрать
Существует несколько разновидностей свечей. Два и более электрода, факельная конструкция, плазменное факельное воспламенение. Все производители имеют в своем ассортименте свечи зажигания с различным типом электродов.
Выбор производителя не так принципиален, как выбор модели и технологии изготовления.
Тем не менее можно выделить некоторые особенности брендов:
Bosch имеет договор на OEM поставки для Mitsubishi, Fiat, Audi, Peugeot, Toyota.
NGK сотрудничает с такими автоконцернами, как Ferrari, Ford, Volkswagen, Volvo, BMW.
Champion работает по заказу Suzuki, GM, Jaguar, Volvo, Alfa Romeo.
Brisk выпускает свечи с логотипом Audi, Opel, Skoda и BMW.
Соответственно, купив свечу зажигания с логотипом фирмы производителя, которая выпускает продукцию для торговой марки вашего авто, вы просто сэкономите деньги, не потеряв в качестве. Зачастую part number изделия совпадает на расходниках с маркой автомобиля и оригинальным названием производителя.
Лучшие европейские производители свечей зажигания
Bosch
Рейтинг: 4.9
Почётным лидером рейтинга становится всемирно известная корпорация Bosch, круг деятельности которой затронул производство свечей зажигания для бензиновых двигателей автомобилей, мототранспорта и даже садового инвентаря. Самое важное отличие этой компании от других заключается в следовании традициям, а именно неизменному соблюдению геометрических пропорций изолятора и электродной части. Впрочем, здесь находится место и точечным улучшениям, таким как изменение концентрации материалов электродов (как боковых, так и центрального), добавление легирующих компонентов, а также игра со взаимным расположением контактов друг относительно друга.
Судя по отзывам потребителей и увиденному в каталогах, основная масса свечей зажигания от Bosch относится к бюджетному сегменту. И, что самое главное, концентрация подделок здесь в разы меньше, нежели у других известных производителей. В качестве одного из представителей ассортимента можно выделить иридиевую свечку Bosch FR7LDC+, рабочий ресурс которой составляет 100 тысяч километров. Кроме того, она же в значительной степени влияет на показатели прилива мощности при уменьшении расхода топлива (минимизируются потери недогоревшей части смеси).
Beru
Рейтинг: 4.8
В одном шаге от лидера остановилась немецкая фирма Beru, любящая экспериментировать над геометрией рабочей части свечей зажигания едва ли не больше, чем японская Denso или американская Autolite. Российским потребителям она нравится за счёт огромного выбора подходящего товара, сбалансированных цен и тому фактору новизны, что положительно сказывается на рабочих моментах.
При проведении исследований компания Beru придерживается позиции нивелирования недостатков двигателей по части работы, будь тому причиной неграмотные инженерные решения или постепенный износ основных узлов. На наш взгляд, это самый правильный подход, который и вылился в появление на рынке очень интересной продукции. Например, чрезвычайно популярная четырёхэлектродная свеча ULTRA-X79 с ассиметричным расположением парных контактов относительно общего сердечника. Такая геометрия рабочей части была воссоздана с целью улучшить стабильность работы при пониженном напряжении, для чего два электрода были придвинуты по отношению к центральному. Это позволяет уменьшить сопротивление при пробое, а также компенсировать недостаток его мощности. И таких примеров в ассортименте Beru, на поверку, очень много…
Finwhale
Рейтинг: 4.8
Бронза в споре европейских производителей достаётся известнейшей компании Finwhale – крупнейшему поставщику расходников к автомобилям отечественного производства. Больше самих потребителей, свечи от данной фирмы любят работники сервисных центров, рекомендующих ставить их под капоты не только автомобилей ВАЗ, но и многих других бюджетных авто в России.
По словам экспертов, главное конкурентное преимущество свечей Finwhale – низкая цена и большая распространённость на рынке вкупе с низким уровнем фальсификации. Максимальный срок эксплуатации платиновых образцов (иридиевые в свободной продаже появляются нечасто) составляет 80 тысяч километров, но в целом ситуация такова, что эта цифра не очень равномерна. В качестве наиболее популярных свечек здесь можно выделить ходовые F508 и F706, поскольку они пригодны под установку на ВАЗ моделей от 2106 до 2110. Рабочие характеристики в норме, серьёзных нареканий нет, да и по уровню затрат выглядят они куда логичнее, чем премиальные образцы, скажем, от Brisk или NGK.
Brisk
Рейтинг: 4.7
Чешская фирма Brisk занимает четвёртую строчку рейтинга, являясь номинальным лидером европейского сегмента рынка по эффективности работы собственных разработок. Это компания, рабочий потенциал которой измеряется тысячами выпущенных моделей свечей зажигания, а также постоянным изысканием идеальной формулы под частные случаи комплектации движков. Естественно, ничего не стоит запутаться в бесконечных дебрях такого разнообразия.
Вот уже несколько лет главным ньюсмейкером в ассортименте Brisk выступает свеча модели LOR15LGS класса Premium. Помимо того, что в её основе лежит конструкция разрядника с четырьмя электродами, выполненными в виде лепестков, каждый из них имеет оригинальное расположение относительно сердечника. Влияние такой конфигурации разрядника выражено в том, что на номинальном напряжении искра совершает больший путь по изолятору, обеспечивая высокую вероятность поджога смеси с выгоранием по максимально большему объёму камеры цилиндра. Стоит такая свечка достаточно дорого, однако часто применяется в немецких, японских и корейских автомобилях (Mercedes, BMW, Honda, KIA и пр.), а также во флагманских моделях «АвтоВАЗ».
Valeo
Рейтинг: 4.7
Ещё один французский производитель свечей зажиганий, очень популярный на территории Европы. Впрочем, на российском рынке его знают в качестве штатного «сменщика» свечей от Bosch или чешского Brisk. Общих черт среди них действительно хватает – сразу видно, что Valeo пытается делать продукт по лекалам более известных фирм, но получается не всегда отлично. Потребители в большинстве своём обращают внимание на неравномерность работы и наличие пропусков при повышении оборотов, что характерно для ситуации установки свечей «горячего» пуска на форсированные движки.
Как бы там ни было, достойных образцов среди ассортимента продукции у французов достаточно. Например, R76h21 – одноэлектродная свечка с усреднёнными параметрами, дающая ощутимый выигрыш в экономии топлива и мощности по сравнению с аналогами ряда конкурентов. Оптимальная подгонка межэлектродного зазора даёт стабильно хорошее искрообразование, которое, в свою очередь, влияет на параметры сгорания топлива в камере, позволяя расходовать меньше бензина за счёт пресловутого уменьшения потерь на выброс (и догорание в выпускном коллекторе). Таким образом выигрыш по топливу составляет до 2,0%!, равно как и прибавка к мощности.
SCT
Рейтинг: 4.6
Компания, давно и уверенно обосновавшаяся на российском рынке автозапчастей. Является неизменным поставщиком свечей зажигания на конвейеры известных автопроизводителей (в том числе и на ВАЗ), не забывая, при этом, активно снабжать розничный рынок.
За годы производственной деятельности ассортимент свечей от SCT поделился на четыре обособленных класса:
Classic. Стандартные никелевые образцы с тонким медным сердечником, подходящие под все автомобили широкого потребления. Применяются в двигателях нового поколения, но могут ставиться и в довольно старые иномарки.
Perfect. Модели свечей, рассчитанные на более долгую эксплуатацию вследствие особенностей электродной части. Конец центрального контакта здесь выполнен в виде конуса, что незначительно сказывается на условиях работы, но позволяет свече самоочищаться от нагара.
Platin. Серия платиновых свечей с запасом рабочего ресурса до 100 тысяч километров, рассчитанных на работу с обыкновенными и форсированными движками. Поставляются на премиальные конвейеры VAG-группы, Lexus, Jaguar, Alfa Romeo, но нередко встречаются и в движках более распространённых иномарок.
Tuning. Специальная лимитированная серия свечей зажигания под форсированные и турбированные двигатели. Обладают удлинённым разрядником, позволяющим производить воспламенение смеси в точности по достижении поршня крайней мёртвой точки при сжатии.
Пускай SCT и остаётся, по большей части, игроком «второго эшелона», но своё место в рейтинге заслуживает однозначно.
Eyquem
Рейтинг: 4.5
Малоизвестная французская компания, производящая свечи зажигания для сборочных конвейеров Renault и Peugeot, и постепенно выходящая за рамки рынка одной страны. Главный постулат Eyquem – работа на качество, что подтверждается каждой новой разработкой.
Если история компании представляет собой довольно однообразное существование в реалиях преимущественно французского сегмента, то с продукцией не всё так однозначно. Выпустив партию свечей в розницу, Eyquem сразу же завоевала небольшой процент потребителей, «клюнувших» на невысокую стоимость и приемлемые рабочие показатели. Пожалуй, самыми яркими представителями компании можно назвать RFC58LZ2E и RFN58LZ, калильное число которых равно 17 (крайний случай «горячих» свечей зажигания). Иными словами, ориентированы эти свечи исключительно на сегмент городских автомобилей без претензий на спорт. Выполненные из никелевого сплава, электроды этих моделей обработаны специальным противонагарным составом, который препятствует появлению дефектов на металле. Таким образом, достигается повышенный рабочий ресурс, да и внешнее сходство с рядом оригинальных (заводских) свечей также играет важную роль. Все эти характеристики, в целом, присущи и другим продуктам от Eyquem, поэтому компания достойна вхождения в рейтинг лучших.
Какие свечи зажигания лучше: иридиевые или платиновые
Кроме того, изделия могут делать с применением иридия и платины. Использование благородных металлов позволяет существенно увеличить функциональность элементов. Раньше оптимальным выбором тут выглядела платина, поскольку такой материал эффективно противостоит разрушению.
Но не так давно на рынке появились свечи нового поколения – из иридия. Так как этот металл начинает плавиться при еще более высоких температурах, именно иридий сейчас широко используют при изготовлении лучших свечей. Кроме того, материал достаточно твердый, а также хорошо противостоит ржавчине, что повышает срок его использования. Но, как ни крути, а платиновые и иридиевые модели на порядок лучше обычных изделий.
Достоинства платиновых свечей зажигания и их отличие от обычных
Не думайте, что отдельные элементы платиновых свечей зажигания полностью изготовлены из этого благородного металла. Конечно же, это не так. Платина ценится так же, как золото, поэтому производители используют лишь тонкие пластинки, которые методом напыления монтируют на рабочих зонах более тонких центральных и боковых электродов. В остальном изделия с гордой меткой «Platinum» на упаковке внешне неотличимы даже от той продукции, которая продается на рыночных лотках «по рублю за кило», не говоря уж о качественных изделиях известных марок. Что же касается технических характеристик и эксплуатационных преимуществ, то здесь отличия от традиционных свечей зажигания более существенны.
Платина в свечах зажигания противостоит действию высоких температур и демонстрирует высокую антикоррозионную стойкость, благодаря чему производителям удаётся увеличить срок службы свечей и получить ряд других преимуществ:
снижается скорость выгорания электродов;
повышается мощность и стабильность искровых разрядов, благодаря чему улучшается приёмистость мотора и снижается расход топлива;
при использовании платины образование искры происходит при более низком напряжении, что позволяет улучшить воспламеняемость топливной смеси в период пуска – двигатель лучше заводится в сильный мороз и при частично разряженном аккумуляторе.
Если говорить о долговечности, то ресурс платиновых свечей зажигания в 3-4 раза превышает срок службы стандартных. Производители гарантируют их работоспособность при пробегах 50-60 тыс. км, но, как показывает практика, владельцы задумываются об их замене, когда одометр показывает пробег более 80 тыс. км.
Чем платиновые и иридиевые свечи отличаются от остальных
Традиционно обозначение свече дают по материалу центрального электрода. Различают платиновые, иридиевые, никелевые, медные с жаростойким покрытием. Реже применяются золотые и палладиевые свечи зажигания – обычно они встречаются в гоночных болидах и мотоциклах.
Наряду с центральным электродом устанавливают и боковые. Материал может быть менее жаростойким, что приводит к постепенному выгоранию поджигателей под действием частых искровых разрядов. И всё зависит от выбора изготовителя.
Лучшие свечи зажигания с двумя электродами
Denso PK20PR-P8
Свечи этой серии имеют платиновое напыление на электродах. Несмотря на простую конструкцию (только один боковой электрод), качество искрообразования не уступает многоэлектродным конструкциям.
Производителям удалось получить долговечность иридиевой свечи используя более дешевый металл – платину.
Преимущества:
Стоимость такой свечи ненамного выше, чем у изделий без использования драгметаллов.
Ресурс существенно превосходит сроки замены, установленные регламентом технического обслуживания.
Имеет модификации для большинства моделей авто, в том числе и снятых с производства.
Свеча хорошо самоочищается на высоких оборотах.
Высокое качество резьбового соединения.
Надежное уплотнительное кольцо.
Недостатки:
Штатный зазор не всегда соответствует спецификации автопроизводителя, приходится выставлять его перед заменой.
Не любит продолжительной работы на холостом ходу, покрывается нагаром.
Плохо совместима со сжиженным газом.
NGK BKR6EIX
Один из лучших экземпляров по продолжительности использования. Автолюбители отмечают в отзывах, что данная свеча не теряет характеристик вплоть до пробега 50 000 км. Покрытие иридиевое, отсюда самая высокая в обзоре стоимость.
Существенной экономии в сравнении с дешевыми свечами не получится. Стоимость дороже ровно во столько, на сколько дольше проходит комплект. Однако все это время вы будете уверены не только в стабильном запуске двигателя, но и в нормальном расходе бензина.
Преимущества:
Ресурс от замены до замены превосходит многие аналоги.
Электрод не прогорает при уменьшении зазора, свеча уверенно работает при слабо заряженном аккумуляторе.
Идеальный вариант для установки на относительно новый мотор, во время соответствующего ТО.
Изолятор центрального электрода повышенной прочности даже при солидных пробегах не образуются трещины.
Недостатки:
Чувствительны к качеству топлива. Пара заправок бензином с превышенным количеством присадок и комплект выходит из строя.
Высокая цена не гарантирует экономии по ресурсу.
Bosch WR7DP
Эта свеча имеет инновационную конструкцию центрального электрода. Тончайший сердечник заподлицо утоплен в керамический изолятор. В результате искра становится похожа на плазменный разряд, устойчиво работающий при пониженном напряжении в бортовой сети.
Платиновое покрытие позволяет увеличить ресурс между заменами до 60000 км, но лишь при использовании качественного топлива. Цена высокая, но до иридиевых аналогов далеко.
Преимущества:
Оригинальная конструкция центрального электрода бережет платиновое напыление.
Устойчивый пуск при пониженном напряжении.
Форма искры напоминает плазменно-факельную систему.
Хорошее покрытие центрального контакта.
При полностью открытой дроссельной заслонке эта свеча обеспечивает прирост мощности до 5%!, не повышая расход топлива.
Эта серия имеет модификации для большинства моделей автомобилей, включая отечественные.
Высокие показатели экологичности выхлопа.
Недостатки:
Высокая стоимость. Впрочем, это оправдано качеством.
Отсутствие экономии топлива по сравнению со штатными свечами.
Champion RN9YCC4
Отличительная особенность конструкции – медный сердечник у обеих электродов: центрального и бокового. С одной стороны, снижаются потери тока при низком напряжении, с другой стороны – не самый высокий ресурс. При этом цена на уровне топ моделей. Позитивный момент – хорошая прибавка мощности, особенно на высоких оборотах, когда более дешевые аналоги дают неустойчивую искру.
Преимущества:
Хорошая экономичность на средних и высоких оборотах.
Держит нагрузку – при резком открытии заслонки работает без сбоев.
Отличная экологичность – можно без боязни проходить проверку на СО.
Недостатки:
Слишком высокая цена, даже для выдающихся характеристик.
На малых оборотах искра может быть неустойчивой.
Подходит не для всех марок автомобилей (по заводской спецификации).
Читайте также: Лада приора ремень генератора с кондиционером размер
Лучшие американские производители свечей зажигания
Champion
Рейтинг: 4.9
Безусловный лидер американского сегмента свечей зажигания, активно сотрудничающий с целым рядом премиальных автопроизводителей и крупнейших концернов: Honda, Lexus, Jaguar, General Motors и т.д. Постоянно ищет пути улучшения рабочих показателей продукции, для чего открыл целое подразделение для проведения штатных исследований. Одной из самых сильных разработок Champion можно назвать трёхконтактную классическую свечу N9BYC4, ресурса которой хватает на 50-70 тысяч километров пробега. Существуют в ассортименте и модифицированные изделия, в которых никель объединён с медью (удельная температура плавления, а также проводимость которой выше), что повышает срок службы, например, стандартной одноэлектродной свечи в несколько раз.
Как отмечают эксперты, фирма Champion никогда не славилась погоней за новыми технологиями, и из года в год была ограничена «обкатыванием» никелевых и совсем немного платиновых свечей. Однако несколько лет назад концепция развития конкурентов подтолкнула американцев к форсированию темпов собственного производства и, в частности, к началу исследований в области улучшения работы иридиевых свечей. Никакого внушительного толчка технологии вперёд с их стороны мир пока так и не увидел, но тенденция уверенно намечается.
Autolite
Рейтинг: 4.8
Вторая строчка рейтинга достаётся добротной компании Autolite, сделавшей себе имя в среде мирового автоспорта. Некогда специальное производственное подразделение, они занимались исследованием работы различных типов свечей в двигателях с разной конфигурацией параметров. После, на основании опытных данных, выводили сбалансированные показатели, которыми должен обладать элемент подачи искры. Таким образом, весь ассортимент товара от Autolite чётко разделился на четыре группы:
Copper – свечи никелевые с медным напылением или тонкой медной сердцевиной центрального электрода;
Platinum – как и у всех, стандартная свеча с платиновым напылением, представленная в различных конфигурациях рабочих частей;
Double Platinum – концептуально новая разработка, базирующаяся на большей долей платины в теле центрального электрода. Обеспечивает более устойчивое искрообразование и на 20-30%!большую продолжительность эксплуатации относительно серии Platinum;
Iridium XP – пока что крайний вариант свечей с иридиевым электродом, способствующий наиболее полному сжиганию топлива по объёму камеры сгорания. Обладает работоспособностью вплоть до 100 тысяч километров.
На отечественном рынке Autolite представлен уже давно, но из-за низкой популярности (приобретают их в основном узкий круг «обитателей» тематических форумов) не может похвастать теми же объёмами продаж, что и лидер рейтинга.
ACDelco
Рейтинг: 4.7
Американская производственная компания, занимающаяся выпуском широкой номенклатуры запчастей для автомобилей более 50 мировых марок. Среди обилия тормозных колодок, ремней, натяжителей и различных фильтров в их ассортименте нашлось место и обыденным свечам зажигания. Как показывает практика, вся маркированная линейка элементов подачи искры от ACDelco – ничто иное как хороший аналог заводских свечей, ставящихся в автомобиль на этапе сборки. Такой интересный вывод пришёл к потребителям, которые путём простого визуального сравнения оценили схожесть продуктов (например, ACDelco 41602 является одной из копий свечки Toyota 90919-01164).
В реалиях же всё оказывается куда проще: данная компания является дочерним предприятием Genetal Motors, который поставляет детали на сборочные конвейеры целого ряда грандов автомобилестроения (в частности, той же Toyota, Chevrolet (модели Niva), Honda и пр.). Если говорить о ресурсе и работоспособности свечей зажигания, то выделить здесь особо нечего – вся линейка, от никелевых до иридиевых, работает очень предсказуемо, выдерживая положенный срок службы. Также ACDelco старается активно видоизменять форму боковых электродов, однако на деле это не несёт в себе никаких ощутимых улучшений.
Beru Ultra-X 79
Сочетание невысокой цены и хороших параметров. Производитель говорит, что газовые моторы будут плохо работать с такими свечами, в то же время, на практике отзывы владельцев совершенно иные. В принципе, это можно расценивать как дополнительный плюс.
В свече есть четыре встроенных электрода, которые находятся на разном расстоянии от сердечника. В результате, искра получается достаточно устойчивой.
Из плюсов стоит выделить просто феноменальную экономичность, а также снижение уровня шума работы мотора. Но вот прирост мощности будет небольшим – максимум, 3,5 процента.
В общем, выбор свечи зажигания зависит от нескольких факторов. Прежде всего, тут необходимо учитывать особенности вашего транспортного средства. Кроме того, следует доверять проверенным производителям, отзывы о которых вызывают уверенность в качестве товара. Надеемся, наш список лучших свечей для авто поможет вам подобрать подходящую модель для своего автомобиля.
Какие свечи зажигания лучше: платиновые или иридиевые
Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания напрямую связана со свечами зажигания. От их правильного выбора зависит долговечность двигателя, качество подачи искры, безопасность движения. Одними из лидеров продаж, несмотря на дороговизну, стали платиновые и иридиевые поджигатели. Какие из них лучше, посмотрим прямо сейчас.
Платиновая и иридиевая СЗ
Чем платиновые и иридиевые свечи отличаются от остальных
Традиционно обозначение свече дают по материалу центрального электрода. Различают платиновые, иридиевые, никелевые, медные с жаростойким покрытием. Реже применяются золотые и палладиевые свечи зажигания – обычно они встречаются в гоночных болидах и мотоциклах.
Наряду с центральным электродом устанавливают и боковые. Материал может быть менее жаростойким, что приводит к постепенному выгоранию поджигателей под действием частых искровых разрядов. И всё зависит от выбора изготовителя.
Платина или иридий – что лучше
При выборе свечей зажигания ориентироваться стоит на рабочие показатели деталей – калильное число, физические характеристики и т. п. Особое внимание следует уделять подбору именно по калильному числу. Недостаточное значение ухудшит качество подаваемой топливовоздушной смеси, а перегрев повлечет за собой детонацию и полное разрушение двигателя.
Иридиевые расходники
На втором месте по значимости – физические размеры. Свечи должны органично вписываться в отведённое для них пространство, иначе цепь будет нарушена и машина или не заведётся, или же случится иная неприятность.
Производители двигателей редко рекомендуют использовать стандартные свечи из меди или нихрома из-за малого ресурса и быстрого покрытия нагаром. Да и главные свечных дел мастера делают ставку именно на более дорогостоящие, но надёжные платину и иридий.
Если вас, уважаемые читатели, не убедили аргументы редакции, подтвердим официальной статистикой. Ресурс одной никелевой свечи не превышает 40 тысяч километров по дорогам нормального качества. А в СНГ эту цифру нужно делить минимум на два из-за практически полного отсутствия асфальта на дорожной сети. Добавляют свою лепту и перепады температур. У платины с иридием ресурс увеличен в 2 раза, а также они более защищены от влияния погоды и механических факторов.
Иридиевая СЗ от NGK
Платиновые свечи
Центральный электрод выполнен из благородного материала или сплавов с её участием. Платина устойчива к коррозии, образованию нагара. Минимальный ресурс на асфальтной дорожной сети – 60 тысяч километров, в условиях бездорожья он составляет 40 тысяч км. Материал демонстрирует отличную жаростойкость, что крайне важно для условий работы двигателя внутреннего сгорания. Но медленное выгорание электродов – не единственное преимущество этих свеч.
Вот лишь малая толика интересных фактов:
По сравнению со стандартными свечами, платиновые выдают мощную устойчивую искру, что отражается на качестве поджига смеси.
Стабильная воспламеняемость топлива достигается за счёт низкого напряжения платиновых центральных электродов.
Максимальный пробег на лучших свечах с платиновым электродом составляет 100 тысяч километров. За весь период эксплуатации кардинальные скачки существенных показателей отсутствуют как таковые.
Выход турбированных и высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания вызвал появление свечей из платины с U-образным вырезом. Такая форма эффективнее сжигает ТВС и облегчает запуск мотора.
Платиновый расходник
Иридиевые
Они появились позже платиновых. От первых они отличаются пробегом. Здесь нижняя граница на уровне 100 км., что немного выше конкурентов. Ещё пара интересных сведений о свечах из иридия.
Иридий позволяет добиться толщины электрода в 0,4 мм. – это намного тоньше по сравнению с 0,7 мм. у платиновых. Благодаря меньшему зазору и толщине электродов искрообразование получается стабильным и надёжным.
Иридий более тугоплавок, чем платина. Поэтому свечи из этого материала устанавливают на любые автомобили, где термонагрузка играет важную роль или же требуются высококалильные свечи.
Производители иридиевых поджигателей стремятся улучшить рецептуру электродов из этого материала. За счёт добавок повышают дополнительные свойства материала типа стойкость к окислению или термопроводность.
Мифы и правда
Может сложиться впечатление, что иридиевые свечи лучше платиновых. Правда это лишь отчасти. Всё зависит от конкретного двигателя, который может быть совместим с определённым видом поджигателей. А на некоторых моторах экономичность может быть незаметна при смене материала свечей.
Применение иридия на низкооктановых моторах может привести к нежелательным последствиям. Это в лучшем случае детонация топлива, а в худшем – разрушение двигателя. Снижается и эффективность эксплуатации ввиду чрезмерного образования нагара на свечах зажигания.
Что касается общего ресурса, то особой разницы нет. Хотя иридиевые имеют заявленный производителем больший пробег, фактический будет одинаков, особенно на территории бывшего СССР. Всё объясняется правилом водителя делать поправку на 20-40 процентов при расчёте общего пробега использования деталей.
На этом основании можно дать полезный совет: смотрите сразу тип установленных свечей и покупайте только их. А если захотите поменять на другой тип в целях улучшения ходовых характеристик, обратитесь к опытным эксплуататорам автомобиля. Они точно подскажут оптимальное решение. Но экспериментировать никто не запрещает, главное — чтобы машина была уже вне гарантии.
Чем отличается иридиевая свеча от платиновой
Обладатель хоть какого автомобиля в какой-то момент сталкивается с необходимостью выбора свеч зажигания для собственного автомобиля. По состоянию свеч зажигания автомобиля полностью можно судить о работе мотора в целом. Именно поэтому очень принципиально верно избрать свечки зажигания из всего имеющегося обилия. Больший энтузиазм представляют иридиевые и платиновые свечки. О их мы и побеседуем в статье «Чем отличается иридиевая свеча от платиновой»
Свечки зажигания по самой конструкции бывают двухэлектродные и многоэлектродные. Двухэлектродная свеча зажигания – это традиционная свеча. Она имеет один центральный электрод и один электрод боковой. В обыкновенной двухэлектродной свече искра будет проскакивать меж 2-мя электродами. Это приводит к тому, что они будут равномерно выгорать.
У многоэлектродной свечки имеется один центральный электрод и два, три либо четыре боковых электрода. Такая конструкция употребляется для того, чтоб прирастить надежность и срок эксплуатации свеч зажигания. В многоэлектродной свече искра будет проскакивать меж центральным электродом и одним из боковых электродов.
Свечки зажигания еще отличаются по материалу, из которого изготавливают электроды. Традиционные свечки в качестве электрода употребляют в большинстве случаев медь. Но в ближайшее время стали появляться свечки с покрытием из редчайших металлов.
На что необходимо уделять свое внимание при выборе свеч?
Очень принципиально для хорошей эксплуатации мотора верно избрать свечки зажигания. Для каждой модели мотора нужен собственный тип свечки. Японская компания DENSO является одним из глобальных фаворитов по производству свеч зажигания. С целью избежать сбоев в работе электрического оборудования японская компания DENSO и разработала качественные свечки. При выборе свечки принципиально направить внимание на спектр нагрева либо калильное число. Калильное число указывает количество тепла, которое свеча зажигания проводит из камеры сгорания. Свечки, которые или очень греются, или напротив очень прохладные, вызывают только задачи. При лишнем нагревании свечки может произойти раннее зажигание. Если свеча очень прохладная, то нагар усугубит работу свечки зажигания. Безупречной рабочей температурой для самоочищения свечки считается спектр меж 400°С и 900°С. Компания выпускает свечки зажигания 3-х видов — это стандартные, Platinum и Iridium свечки. Принципиальной особенностью свеч зажигания DENSO можно именовать наличие уникального «отрицательного» электрода, который имеет u-образный вырез у основания. Таковой профиль обеспечивает улучшение характеристик зажигания, экономию горючего, уменьшение нагара, также возможность более мягенького равномерного пуска мотора. «Отрицательный» электрод с u-профилем образует зазор. Появляется дополнительное место, которое заполняется пламенем. Зона воспламенения возрастает, а это приводит к более полному сгоранию топливной консистенции.
Платиновые свечки зажигания.
В платиновых свечках материалом для электродов служит платина. Из платины может быть выполнен как центральный электрод, так и боковые электроды. Находят применение такие свечки зажигания в движках, которые обустроены механическими либо турбонагнетателями. Платиновые свечки были сделаны не ради роскоши, а для того, чтоб продлить срок службы. Платина — это металл, который устойчив к коррозии и к высочайшим температурам. Если центральный электрод выполнить из платины, то такая многоэлектродная свеча будет иметь фактически не выгорающий центральный электрод. Вот поэтому такие платиновые свечки и будут служить еще подольше, чем обыденные свечки.
Платиновые свечки были разработаны для того, чтоб возрос интервал сервисного обслуживания. Такие свечки способны поддерживать свои эксплуатационные характеристики до 100 000 км. С момента начала производства платиновых свеч зажигания разработан широкий ассортимент таких долговременных свеч. Если ассоциировать их с обыкновенными свечками, то такие свечки владеют рядом преимуществ:
1. Платиновые свечки имеют рабочий ресурс до 100,000 км;
3. Платиновые свечки имеют узкий центральный электрод. Низкое напряжение этого электрода приводит к размеренной воспламеняемости;
4. Эксплуатационные характеристики таких свеч всегда на высочайшем уровне благодаря тому, что за весь срок службы зазор не изменяется. Увеличивается экономия горючего.
Для того чтоб удовлетворить потребности самых современных движков, была разработана ZU-платиновая свеча зажигания. Такая свеча снабжена положительным платиновым электродом. Он имеет размер в поперечнике 0,7 мм. Существует 100 типов таких свеч практически для всех моделей автомобилей. Они являются сильной кандидатурой для свеч классической конструкции. Достоинства таковой свечки:
1. Электрод имеет заостренный U-образный профиль с усовершенствованным эффектом сгорания;
2. Свеча обладает мягеньким пуском;
3.Узкий центральный платиновый электрод способен генерировать сильную искру даже в критериях пониженного напряжения.
Иридиевые свечки зажигания.
Иридиевые свечки — это свечки зажигания совсем последнего поколения авто свеч. Центральный электрод выполнен из иридиевого сплава. Поперечник иридиевого электрода свечки составляет всего 0,4 мм. Если использовать такие свечки зажигания, то это позволит движку автомобиля развить очень вероятную мощность. Уменьшение поперечника электрода содействует понижению величины напряжения искрообразования, увеличивает надёжность искрообразования, и т.д. Создаётся высочайшая напряжённость электронного поля для данного напряжения. Как следствие требуется низкое напряжение искрообразования свечки зажигания. Температура плавления иридия существенно выше температуры плавления платины. Если ассоциировать иридий с другими металлами, то необходимо отметить более высшую его крепкость. Он обеспечивает надёжную работу свечки зажигания при широком спектре нагрузок. Компания DENSO проводила исследования разных составов присадок, которые добавляют в иридиевый сплав. Они увеличивают устойчивость иридия к окислению. Был разработан новый состав сложного сплава иридия с родием. Свечки зажигания из этого нового иридиевого сплава защищены патентами. Потому такие свечки зажигания фактически защищены от подделок.
Иридиевые свечи зажигания: стоит ли покупать, какие лучше
Система зажигания в кругах опытных автомобилистов считается одной из наиболее важных, если рассматривать параметры бензинового двигателя. Поэтому к выбору свечей зажигания бывалые автовладельцы подходят не с меньшей скрупулезностью, чем к подбору моторного масла. Далее мы разберемся, стоит ли ставить иридиевые свечи зажигания, или лучше ограничиться обычными, так называемыми никелевыми свечами.
Какие свечи зажигания лучше: иридиевые или обычные
Если прямо ответить на вопрос без привязки к стоимости производства и конечной цене для потребителя, чем лучше и насколько отличаются иридиевые свечи зажигания от обычных, то ответ будет таким: почти по всем параметрам выигрывают именно иридиевые свечи. Разберемся, почему.
Свечи зажигания призваны образовывать горячую и достаточно мощную искру для поджига смеси в цилиндрах на всех режимах работы ДВС. Из-за тяжелых условий работы (высокое давление и температура), электроды свечей испытывают серьезную нагрузку.
Иридий считается одним из наиболее инертных металлов из всех известных. То есть иридий в чистом виде слабо и «неохотно» взаимодействует с другими химическими элементами. Например, железо, даже высоколегированное, при высоких температурах и в присутствии кислорода, активно окисляется (разрушается). Иридий же до достижения температуры в 600 °C остается практически полностью инертным, не претерпевает заметных структурных изменений. И лишь после разогрева свыше 600 °C начинает постепенно, очень медленно, окисляться. После прокаливания до 1000 °C начинается медленное формирование окислов иридия и запускается процесс эрозионного разрушения. В нормально работающем бензиновом двигателе столь высокие температуры на поверхности электродов тяжело достижимы, и свечи разогреваются до такой температуры лишь в экстремальных режимах или при серьезных неисправностях. Поэтому свечи с иридиевыми электродами по определению служат в 2–3 раза дольше.
Однако здесь вступает в дело экономическая составляющая вопроса. Иридий — редкий и дорогой металл. Добыча одного грамма иридия, по усредненной оценке, составляет около $20 за грамм. Одного грамма иридия хватает для производства примерно 6–10 свечей зажигания. И это без учета трудозатрат на производство и стоимости других материалов, используемых для изготовления свечей. Поэтому иридиевые свечи зажигания стоят как минимум в 3–4 раза дороже обычных, качественных никелевых.
Также нередко встречается вопрос: какие свечи зажигания лучше, иридиевые или платиновые. По факту большой разницы нет. Все свечи, электроды которых изготовлены из благородных металлов, служат в 2–3 раза дольше обычных. И значительной, ощутимой разницы в сроке службы между иридиевыми и платиновыми свечами нет.
С другой стороны, помимо стоимости самих свечей, для автомобилиста во всем процессе замены свечей, немалую долю составляет цена работ. И здесь приходим к четкому и понятному ответу: какие свечи зажигания лучше. Если замена свечей на вашем авто проста и незатратна, то покупаем обычные. Если же у вас доступ к свечам сложный, и работы по замене стоят дорого — лучше выбрать иридиевые свечи, которые отслужат как минимум 100–150 тысяч км пробега.
Какие иридиевые свечи зажигания лучше
Кратко рассмотрим двух наиболее известных производителей свечей зажигания с использованием нестандартных материалов для элеткродов.
NGK. Первая компания, которая начала использовать иридий для изготовления долговечных и стойких к эрозионному разрушению электродов свечей зажигания. Сегодня выпускает несколько моделей иридиевых свечек для различных типов ДВС. Наибольшую популярность снискали свечи IFR5E13 с оптимальным соотношением цены и качества.
Одна из лидирующих мировых компаний, занимающихся производством компонентов для систем зажигания. Иридиевые свечи Denso, несмотря на довольно высокую стоимость, показывают высокие эксплуатационные характеристики.
Помните, что при приобретении свечей с иридиевыми электродами в обязательном порядке нужно соблюсти рекомендации производителя двигателя:
величину зазора между электродами;
сопротивление в центральном электроде;
калильное число.
Купить свечи зажигания для автомобиля по лучшей цене вы можете в магазине TopDetal.ru. Позвоните по указанному в шапке сайте телефону или оставьте заявку на обратный звонок.
4 типа свечей зажигания (медь против иридия против платины против двойной платины)
Последнее обновление 3 декабря 2019 г.
Можно подумать, что все свечи зажигания одинаковы. В конце концов, основное назначение свечи зажигания — генерировать электрический ток для воспламенения сжатого воздуха и топлива в камере сгорания.
Ищете хорошее онлайн-руководство по ремонту? Щелкните здесь, чтобы увидеть 5 лучших вариантов.
Однако есть некоторые отличия в отношении свечей зажигания.Некоторые из них более эффективны и работают лучше, чем другие. Все зависит от того, какие свечи зажигания рекомендует производитель вашего автомобиля.
Все свечи зажигания имеют центральный и боковой электроды. Эти электроды традиционно изготавливались из меди, но теперь они производятся из таких материалов, как иридий и платина.
Кроме того, центральные электроды стали намного меньше, чем раньше. Это означает, что для выработки электрического тока в камере сгорания потребуется меньшее напряжение.
В целом, вы найдете четыре основных типа свечей зажигания: медные свечи зажигания, иридиевые свечи зажигания, платиновые свечи зажигания и двойные платиновые свечи зажигания.
Некоторые из них используются лучше, чем другие, в зависимости от транспортного средства, которое вы ведете. Ниже вы найдете более подробную информацию об этих свечах зажигания и о том, для чего они нужны.
Связано: Лучшие свечи зажигания для расхода газа и производительности
Медные свечи зажигания
Эта свеча зажигания в основном сделана из твердой меди.Его центральный электрод изготовлен из никелевого сплава и имеет самый большой диаметр среди всех остальных свечей зажигания. Это означает, что для выработки электрического тока потребуется большее напряжение.
Никелевый сплав — это мягкий и не очень прочный материал. Значит, долго это не продлится. Лучше всего использовать медные свечи зажигания в старых автомобилях, не нуждающихся в электричестве.
Плюсы — Лучше для старых автомобилей, построенных до 1980 года.
Минусы — Они не служат так долго; Требуется большее напряжение.
Иридиевые свечи зажигания
Иридиевые свечи зажигания прослужат дольше всех. Иридий — это металл, более твердый и долговечный, чем платина. Хотя вам придется платить больше за иридиевые свечи зажигания, вы получите то, за что платите.
Эти свечи зажигания имеют небольшой центральный электрод, что означает, что они используют меньшее напряжение для генерации электрического тока. Вот почему многие производители автомобилей начинают рекомендовать иридиевые свечи зажигания для своих автомобилей.
Если у вас уже установлены эти свечи зажигания и вам нужны новые, не переходите на платиновую или медную, потому что они снизят производительность вашего автомобиля.
Плюсы — Тверже платины; Длится дольше всего; Использует меньше напряжения
Минусы — Дорогие
Платиновые свечи зажигания
Платиновая свеча зажигания похожа на медную свечу зажигания, за исключением того, что у ее центрального электрода есть платиновый диск, который приварен к области наконечника ,В этой области медная свеча зажигания изготовлена из никелевого сплава.
В результате платиновая свеча зажигания более долговечна и может прослужить до 100 000 миль.
Эти пробки также выделяют больше тепла, что означает уменьшение скопления мусора. Если у вас новый автомобиль с системой зажигания с электронным распределителем, рекомендуются платиновые свечи зажигания.
Плюсы — Работает дольше меди; Уменьшает скопление мусора
Минусы — Не самая прочная свеча зажигания на рынке
Читайте также: 5 симптомов неисправных тормозных колодок и необходимости немедленной замены
Двойные платиновые свечи зажигания
Если ваш дистрибьютор Система зажигания представляет собой систему с отработанной искрой, поэтому рекомендуется использовать двойные платиновые свечи зажигания.Эта система заставляет свечи зажигания срабатывать дважды: один раз в цилиндре такта сжатия, а другой — в цилиндре такта выпуска.
Искра для последнего тратится зря, потому что там нет зажигания. Преимущество системы отработанной искры заключается в том, что она более надежна и не зависит от условий окружающей среды, таких как дождь или сырость.
Pros — Рекомендуется для систем сжигания отходов; Надежный
Минусы — Не рекомендуется для электронного DIS
.
Факты об иридии
Открытие иридия имеет происхождение, очень похожее на происхождение осмия.
Ученые растворили платину в царской водке и обнаружили темный осадок, напоминающий графит.
Смитсон Теннант обнаружил, что остатки содержат осмий и иридий в 1803 году.
Он опубликовал свою работу и официально назвал оба элемента в 1804 году.
Только в 1842 году ученый Роберт Хэйр смог получить образец чистого иридия.
Рудольф Моссбауэр получил Нобелевскую премию по физике за открытие того, что известно как эффект Мёссбауэра, который часто называют одним из величайших физических экспериментов 20-го века.
В этом эксперименте Мёссбауэр обнаружил свойства поглощения гамма-лучей иридия и привел к технике мёссбауэровской спектроскопии.
Иридий — один из самых редких элементов земной коры.
Считается, что его содержание составляет 0,001 частей на миллион.
Золото, серебро, ртуть и платина экзоненциально более распространены, чем иридий.
Иридий более распространен в метеоритах и составляет 0,05 частей на миллион и выше.
Самый большой метеорит, когда-либо приземлявшийся в Северной Америке, Уилламетт, содержит сравнительно большую концентрацию иридия — 4.7 частей на миллион.
Как и в случае с осмием, концентрации иридия наиболее высоки в нескольких известных геологических структурах, особенно в ударных кратерах от метеоритов.
Иридиум был ответственен за гипотезу Альвареса, согласно которой массивный объект столкнулся с Землей, что привело к исчезновению большинства видов 65 миллионов лет назад.
В то время, когда это событие должно было произойти, геологические записи показывают необычно высокий уровень иридия в глинистом слое планеты.
Одна из теорий о низком содержании иридия заключается в том, что его высокая плотность и сидерофильные свойства заставили его опускаться ниже земной коры, когда планета все еще была в основном расплавленной.
Иридий имеет два стабильных изотопа, оба из которых встречаются в природе.
Также производится около тридцати четырех радиоактивных изотопов иридия.
Из-за сложности извлечения иридия этот элемент не имеет большого промышленного применения.
В большинстве случаев иридий применяется в сплавах, поскольку металл обладает высокой коррозионной стойкостью при высоких температурах.
Спрос на иридий увеличился в пять раз с 2009 по 2010 год из-за роста использования иридия в электронике и роста высококачественных кристаллов.
.
Как можно говорить об иридиуме?
Мой технический помощник Курт Монтгомери и я развенчали идею о том, что перьевые ручки имеют наконечник с иридием. Ни один из обнаруженных нами производителей перьев больше не использует иридий для накладки перьевых ручек. Фактически, они не делали этого десятилетиями. Но по мере того, как я избавляюсь от идеи, что эти вещи сделаны из иридия, возникает новая проблема. Как мы это назовем? Всегда легко иметь простое имя для части чего-либо; а иридий, названный в честь радуги, обладает достаточной загадочностью, чтобы быть привлекательным выбором.Но иридий также является названием элемента, такого как кислород и железо. Оно отличается по своему значению точно так же, как кислород отличается от воздуха, а железо отличается от стали. Нетехническому уму эти различия могут показаться банальными; но западная цивилизация благодаря своим технологиям опирается на такого рода различия.
Текстура пемзы на этом ок. 1918 год. Сломанный наконечник Шеффера, вероятно, является результатом коррозии. Это перо не писалось бы так гладко, как большинство современных.120-кратное увеличение.
Иридий с температурой плавления 2410 ° C является одним из нескольких металлов платиновой группы, которые обладают такими качествами, как чрезвычайная твердость и коррозионная стойкость. Остальные — осмий, рутений, рений и родий. Поскольку иридия очень мало, он также очень дорог. Самый последний наконечник, который мы смогли найти с иридием в сплаве, был в пере Parker 51 1952 года (2,6%). В наконечнике 1956 года, который мы взяли, не было иридия, но он состоял на 100% из рутения.Наконечник 1957 года был сделан из 56% рутения и 44% родия. После этого момента ни в одном из отобранных нами перьев не было содержания иридия. (Мы посмотрели на современные Montblancs, Parkers, Sheaffers и даже на дешевое перо, сделанное в Индии, с штампом «иридий». (См. Фотографию с электронного микроскопа). Ни один из них не содержит иридий. Я могу только сделать вывод, что это слово претерпело изменения точно так же, как ксерокс стал копией, а холодильник — это место, где можно хранить продукты в прохладном состоянии, и, следовательно, нечто иное, чем торговая марка.Я не верю, что производители ручек замышляют заговор, чтобы способствовать невежеству, а скорее языковой барьер, который никто не считал целесообразным преодолевать. Если большинство продавцов ручек говорят о том, что их ручка имеет наконечник из «иридия» высшего качества, кто бы мог сказать, что их ручка не содержит иридия, а состоит в основном из рутения, вольфрама и рения (как в случае с Montblanc). Это слишком сложно и не похоже на материал, пришедший из космоса и прослеживающий исчезновение динозавров.Рекламщики возненавидели бы это. Эти сплавы лучше или хуже, чем иридиевые наконечники подростков и двадцатых годов? Изучив многие из них под моим микроскопом и несколько под электронным микроскопом, я убедился, что новые сплавы, безусловно, более стабильны и, вероятно, в целом имеют более высокое качество, чем грубые и готовые материалы прошлого. (Пожалуйста, посмотрите на электронном микроскопе изображение сломанного наконечника самонаполнителя Шеффера №4, примерно 1918 г.) Конечно, есть много заметных исключений старых наконечников наконечников, сделанных из природного иридия, которые пишут красиво, если не чудесно, но Я, наверное, вижу больше, чем свою долю тех, которые по той или иной причине ошибочны.В течение более чем 100 лет изготовления перьев производители постепенно отказывались от иридия. Сегодня он, похоже, вообще не используется. Единственный остаток — в названии. Когда мы сравниваем текущие материалы для самосвалов Sheaffer, Parker и MontBlanc, даже если они используются для одной и той же работы, все они совершенно разные. Исходя из диапазона материалов, используемых сегодня, и различного состава насадок, поиск совершенства все еще продолжается.
Что касается меня, я больше не могу говорить о нанесении нового иридия на кончики перьевых ручек.Я все еще ищу наиболее звучащую фразу, чтобы заменить слова «с иридиевым наконечником».
«В иридии нет иридия», — сказал мне Курт Монтгомери, когда мы просматривали распечатку с EDAX. Мы смотрели на анализ материала наконечника пера Waterman’s Green № 7 1930-х годов.
В большинстве перьев сегодня (и в прошлом) используется сплав материалов для твердой поверхности наконечника наконечника. Этот сплав состоит из ряда элементов. Если иридий вообще присутствует, он редко бывает преобладающим элементом.
Слово иридий стало синонимом чаевых, во многом так же, как Kleenex является синонимом папиросной бумаги.Все мы знаем, что мы имеем в виду, когда говорим иридиум. Это кусочек твердого белого металла, прикрепленный к золотым наконечникам перьевой ручки.
Мое первое подозрение об относительном отсутствии иридия возникло в 1991 году, когда я взял для анализа кусок наконечника от наконечника №2 Waterman’s N.Y. Ideal # 2 1918 года выпуска в Тихоокеанской спектрографической лаборатории в Лос-Анджелесе. Я должен был наблюдать, как они помещают кусок металла размером с булавочную головку в машину длиной десять футов. Используя всплеск энергии, они испарили образец, превратившись в крошечное облако внутри камеры.Затем они считывают спектр света, проходящего через газы. Результаты * были:
Иридий — 54%,
Осмий — 44%,
Серебро — 0,70% (эти три последние очень маленькие части сплава, вероятно, были загрязнены золотым пером или припоем, использованным для соединения наконечника с золотом.
Медь — 0,50%,
золота — 0,24%,
с возможными следами рутения.
Я узнал, исследуя границу между наконечником и золотом наконечника, что все ранние наконечники, сделанные до 1940-х годов, были сделаны путем прикрепления грубых кусков неформованного наконечника к концу наконечника.Я мог видеть грубую границу между материалами, что указывало на грубость материала, который был помещен на конец. Этот запас можно увидеть с помощью 10-кратной лупы. На заре создания перьев в качестве материала использовалась неочищенная руда, измельченная до нужного размера и нанесенная на кончик перьев без разрезов. Именно по этой причине материал для опрокидывания сильно различается в зависимости от того, откуда он взялся.
Плавление и легирование наплавочного материала представляли непреодолимые проблемы для первых производителей ручек.По этой причине многие из более ранних наконечников имеют изъяны, которые можно увидеть на переходе от одной стороны наконечников к противоположному концу зубцов. Хорошего однородного материала просто не было.
Анализ иридиевой руды природного происхождения показывает, что иридий присутствует в присутствии осмия и рутения. (1)
Одна очень известная теория гласит, что эти материалы получены из астероидов, упавших на Землю. Иридий, который присутствовал на Земле, когда Земля образовалась, упал в расплавленный центр, оставив очень мало иридия на поверхности.[(Эта гипотеза объясняет гибель динозавров и большей части растительности того времени катастрофическим явлением, ударом огромного астероида у полуострова Юкатан, на восточном побережье Мексики, во время третичного периода мелового периода (получившего название события KT).) ] Согласно теории, это событие не только подняло так много пыли и мусора, что на долгие годы заслонило солнце, но и нанесло тонкий слой почвы по всему земному шару с более высоким, чем ожидалось, содержанием иридия. был найден в Италии и других далеких местах земного шара.(2)
В прошлом году, делая фотографии современных перьев Parker Duofold с помощью электронного микроскопа с Куртом Монтгомери, он объяснил, что анализ материала также возможен с помощью EDS, энергодисперсионной спектроскопии. Направляя пучок электронов на металл, можно было проанализировать состав материала.
Самый ранний наконечник перьев Parker, который мы рассматривали, был кривой Удачи (ленивая буква «S») для подростков. Его анализ * показывает сходство с анализом первого, который я проанализировал, у Waterman примерно того же периода, за исключением того, что на этот раз осмия было больше, чем иридия:
Осмий — 44.3%
Иридий — 34,8%
Рутений — 20%
Мы посмотрели на Parker Duofold Sr. 1920-х годов и обнаружили, что материал был из разных групп металлов, что является верным признаком спроектированного сплава. Обратите внимание: когда иридий исчезает, появляется вольфрам. На этом наконечнике по-прежнему видны грубые границы, указывающие на трещины опрокидывающего материала, а не на однородные гранулы, которые появились в течение следующего десятилетия.
Осмий — 85,3%
Платина — 5,9%
Вольфрам — 4.51%
Рутений — 2,01%
Медь — 1,84%
Компания Duofold второго 1920-х годов представила следующий другой состав чаевых. Тантал очень устойчив к воздействию кислот, поэтому он может удерживать чернила:
Родий — 43,6%
Рутений — 19,3%
Золото — 17,4%
Осмий — 6,9%
Тантал — 6,8%
Медь — 5,3%
Железо — 0,7%
(Возможно, что в этом образце машина считывала часть материала золотого перья, которая проявлялась как золото и медь.) Но даже в этом случае, если принять во внимание это обстоятельство, другие материалы по-прежнему имели совсем другой состав, чем другой Duofold, на который мы смотрели. Где был иридий? Перья Parker Duofold 1920-х годов были золотым стандартом тонких наконечников. Из этого анализа я сделал два вывода: Паркер все еще экспериментировал со своим сплавом, и иридий не был необходимым ингредиентом.
Мы можем довольно точно датировать перо Lucky Curve старшего размера Duofold периодом, когда Паркер впервые представила ручку Jade Plastic примерно в 1924 году.В его составе вообще нет иридия:
Осмий — 96,6%
Родий — 3,4%
Более поздняя ручка Duofold с отпечатком «Сделано в США» примерно 1929 года показывает совсем другой макияж. Мы возвращаемся к платиновой группе металлов, характерной для более ранних материалов «как найдено»:
Осмий — 38,4%
Иридий — 32,3%
Рутений — 29,0%
A # 4 New York Waterman’s Tipping, ок. 1920 похож на ручку Parker Lucky Curve почти десять лет спустя.Это скорее встречающийся в природе «иридий»:
Осмий — 34,6%
Рутений — 33,4%
Иридий — 30,0%
Железо — 2,0%
Parker Vacumatic конца 30-х годов демонстрирует первое крупное появление вольфрама наряду с кобальтом. Здесь Паркер снова занимается разработкой различных сплавов.
Рутений — 32,3%
Осмий — 29,6%
Вольфрам — 20,1%
Кобальт — 18,1%
Duofold 1940-х годов демонстрирует большую зависимость от вольфрама.Поскольку он не встречается в природе с платиновой группой, этот наконечник разработан из материала (3):
Осмий — 58,2%
Вольфрам — 41,8%
Опрокидывание Parker 51 с пером с маркировкой RU применяется в виде гранулы. Поскольку гранулированный металл не встречается в природе, мы можем предположить, что он был очищен, легирован и превращен в форму, которую можно было бы легко использовать в производстве. (Осознание осмия как опасного биологически активного вещества произошло примерно в это время и может объяснить его отсутствие.Токсичность оксида осмия была хорошо задокументирована к 1940 г.)
Рутений — 96,2%
Иридий — 3,8%
Мы уже видели материал Уотермана, созданный подростками и 20-ми годами, и насколько он был похож на материал, который использовал Паркер. Теперь, в 30-х годах, появилась похожая модель использования материалов.
Зеленое перо Waterman # 7 примерно середины 1930-х годов выглядит как специально разработанный сплав:
Осмий — 70,4%
Вольфрам — 13,6%
Платина — 10.3%
Алюминий — 4,0%
Никель — 1,7%
Conklin 1930-х годов с отверстием для сапуна в виде полумесяца выглядит, с его смесью металлов, также из искусственного сплава:
Осмий — 47,9%
Рутений — 33,9%
Вольфрам — 16,0%
Железо — 2,6%
Никель — 1,6%
Наконечники перьев Шеффера, насколько нам удалось найти образцы, содержат наибольшее количество компонентов; всего семь в начале, около 1919 года, самонаполнении Шеффера №4.Вольфрам, хотя и не драгоценный и не благородный, очень твердый и долговечный. Компания Шеффер, основываясь на наших выводах, первой разработала сплав для опрокидывания:
Вольфрам — 45,6%
Никель — 33,4%
Иридий — 7,7%
Осмий — 4,7%
Железо — 4,6%
Серебро — 4,5%
Алюминий — 2,5%
Срок службы большого Шеффера середины 1920-х годов показывает совсем другой профиль:
Родий — 55.0%
Осмий — 31,8%
Рутений — 8,2%
Платина — 3,0%
Алюминий — 1,7%
Железо — 0,3%
The Sheaffer’s Feather-Touch конца 1930-х годов с вольфрамом и кобальтом больше всего похож на Parker Vacumatic примерно того же периода:
Рутений — 37,1%
Осмий — 30,2%
Вольфрам — 22,2%
Кобальт — 8,2%
Алюминий — 2,0%
Железо — 0,5%
Присутствие алюминия, железа и меди, я полагаю, можно рассматривать как признак того, что металлурги не полностью контролировали материалы, которые они добавляли в сплавы.Эти материалы либо нетвердые, легко подвержены коррозии, либо и то, и другое. Другие материалы в этих сплавах являются пригодными для обработки опрокидывающими материалами. Или, возможно, Шеффер экспериментировал с небольшими количествами этих элементов с какой-то целью, которую я не понимаю. Компания Шеффер значительно опередила свое время во многих своих продуктах и процессах. (Рассмотрим раннее использование пластмасс и совершенство рычажного наполнителя.)
Заключение
Я уверен, что чаевые использовались в некотором необработанном виде на самых ранних перьях.Я пришел к выводу, что где-то в позднем подростковом возрасте металлурги смогли очистить руды и сплавить их в более желательные и / или менее дорогие металлы. Похоже, что в этот период было проведено множество экспериментов, чтобы найти лучший материал. И, наконец, наступила современная эра самокруток с гранулированными наконечниками, которые я впервые увидел на Parker 51. Все золотые перья, производимые сегодня, имеют правильную сферическую форму, что обеспечивает износостойкую твердую поверхность. В одной из следующих статей мы рассмотрим материалы современного чаевых.(Из немногих, на которые я смотрел, ни один не содержит иридий)
* Обратите внимание, что из-за усреднения или из-за того, что отображаются только те элементы, которые мы искали, числа часто не составляют 100%.
(1) Иридосмин (или иридосмий, или осмиридий) — это природный сплав.
Он содержит осмий, иридий и меньшие количества Pt, Ru и Rh.
Соотношения в ссылках весьма разнообразны: одно составляет 17-48% Os, 48% Ir, а также Pt, Ru и Rh (прибл.1974). В других текущих источниках указано до 80% Os и до 77% Ir. В российской технической статье 1932 года (откуда, вероятно, были взяты кончики пера) указано содержание осмия от 30 до 65 весовых%.
Звягинцев О.Е., Крист. З., 83, 1932, 172-186
(2) «В 1980 году Альверес, Альверес, Асаро и Мишель сообщили о своем открытии, что в своеобразном слое осадочной глины, который был заложен во время вымирания, было обнаружено огромное количество иридия. Впервые обнаружено в слое около Губбио, В Италии такое же усиление наблюдалось во всем мире в слое толщиной 1 см как на суше, так и на море.Команда Альвереса предположила, что улучшение было результатом удара огромного астероида. «На Земле большая часть иридия и ряд других редких элементов, таких как платина, осмий, рутений, родий и палладий, как полагают, были перенесены в ядро Земли вместе с большей частью железа, когда Земля была в значительной степени расплавленной. Примитивные «хондритовые» метеориты (и, предположительно, их астероидные родители) все еще имеют содержание этих элементов в изначальной солнечной системе. Хондритовый астероид в 10 км (6 миль.) в диаметре будет содержать достаточно иридия, чтобы учесть увеличение слоя глины во всем мире.
Это усовершенствование, по-видимому, применимо и к другим упомянутым элементам. «http: //spacelink.nasa.gov/Instructional.Materials/Curriculum.Support/Spa …
(3) «Платиновые металлы и их сплавы» Р. Ф. Вайнса,
The International Nickel Company, Inc, 1941, Нью-Йорк, Нью-Йорк. Курт Монтгомери указал мне на эту ссылку.Он сказал: «Это интересная ссылка, поскольку она современна некоторым анализируемым перьям. В главе 1941 года, посвященной иридию, нет ни одного упоминания об использовании чистого иридия в качестве материала для наконечников перьев, ни в настоящее время, ни в прошлом». (стр. 43-45.)
Большое спасибо Курту Монтгомери, без чьей помощи эта статья была бы невозможна.