Свечи зажигания гост: ГОСТ Р 53842-2010 Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний – ГОСТ Р 53842-2010

  • 14.04.2020

Содержание

ГОСТ Р 53842-2010 Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

ГОСТ 10132-62 Свечи накаливания двухпроводные для дизелей. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4), ГОСТ от 07 мая 1962 года №10132-62


ГОСТ 10132-62

Группа Е76



ОКП 45 7375

Дата введения 1963-07-01

1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

В.А.Набоких, канд. техн. наук; Б.Е.Бадо; А.С.Скобликов, канд. техн. наук; В.К.Уланова; Н.М.Колсанова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов от 07.05.62

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

4. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в июне 1963 г., марте 1979 г., октябре 1984 г., июне 1989 г. (ИУС 6-63, 5-79, 1-85, 9-89)



Настоящий стандарт распространяется на двухпроводные свечи накаливания, предназначенные для облегчения пуска дизелей с 12-вольтовой системой электрооборудования.

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1. Габаритные и присоединительные размеры свечей должны соответствовать указанным на чертеже.


1 — гайка контактная; 2 — изолятор; 3 — гайка накидная; 4 — кольцо уплотнительное;
5 — нагревательный элемент



Примечания:

1. (Исключено, Изм. N 3).

2. Накидная гайка в комплект свечи не входит, а является принадлежностью двигателя.


(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2. Свечи должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2а. Свечи должны иметь климатическое исполнение по ГОСТ 3940*.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

3. На стальных деталях свечей не допускаются: заусенцы, забоины, трещины, сорванные нитки резьбы, а на изоляторе — забоины и трещины. Внешний вид необработанных поверхностей деталей свечей должен соответствовать требованиям стандартов или технических условий на применяемый материал.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

4. Стальные детали свечи должны быть оксидированы с последующим промасливанием.

Поверхность частичного нарушения окисного покрытия в местах приваривания концов спирали и на диаметре 13,5 мм должна иметь лакокрасочное покрытие.

По согласованию изготовителя с потребителем допускается применение металлических покрытий по ГОСТ 9.301.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).

4а. При подведении к свече постоянного тока напряжением 1,4 В значение тока должно быть от 44 до 50 А.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

5. (Исключен, Изм. N 2).

6. При напряжении и токе, указанных в п.4а, нагревательный элемент свечи должен достигать температуры не менее 950 °С в течение 30 с.

При пропускании через свечу указанного тока и охлаждении ее на воздухе материал нагревательного элемента не должен иметь видимых дефектов, а изоляция свечи должна соответствовать требованиям п.8.

7. Свечи должны быть герметичны при работе на двигателе. Для контроля герметичности свечи проверяют при разности давлений воздуха 2 МПа (20 кгс/см). Время выдержки под давлением должно быть не менее 30 с, при этом утечка воздуха не допускается.

6, 7. (Измененная редакция, Изм. N 3).

8. Изоляция свечи должна выдерживать в течение 2 с напряжение 220 В частоты 50 Гц.

8а. Свечи должны быть укомплектованы уплотнительным кольцом.

(Введен дополнительно, Изм. N 4).

9-12. (Исключены, Изм. N 3).

12а. Ресурс свечи до замены должен быть не менее 4000 ч работы двигателя.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2а. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

12б. Правила приемки свечей — по ГОСТ 3940 и настоящему стандарту.

Для проверки соответствия свечей требованиям настоящего стандарта должны проводиться приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

12в. При приемо-сдаточных испытаниях каждую свечу проверяют на соответствие требованиям пп.2, 3, 4а, 7 и 8.

Испытание электрической прочности на соответствие требованию п.8 проводят до установки нагревательного элемента.

12г. Периодические испытания на соответствие требованиям пп.2-4, 4а, 6-8 должны проводиться не реже одного раза в квартал. Испытание на соответствие требованиям п.30 проводит потребитель не реже одного раза в три года. Испытаниям подвергают не менее 10 свечей.

12д. Типовые испытания должны проводиться при изменении конструкции, материалов или технологии, если эти изменения могут оказать влияние на качество или характеристики свечей.

Ресурс свечей (п.12а) должен проверяться при типовых испытаниях.

12е. Потребитель проводит контрольную проверку свечей на соответствие требованиям пп.4а, 7 и 8 выборочно в количестве не более 1% от партии, но не менее пяти свечей, а проверку на соответствие требованиям пп.2 и 3 — 100% свечей. Партией считают число свечей, оформленных одним документом.

Если при проверке обнаружится несоответствие хотя бы одной свечи одному из перечисленных требований, то проводят проверку удвоенного количества свечей этой партии. Результаты повторной проверки являются окончательными и распространяются на всю партию.

Разд.2а. (Введен дополнительно, Изм. N 3).

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

13-16. (Исключены, Изм. N 3).

17. Проверка на соответствие требованиям п.1 должна проводиться специальным или универсальным мерительным инструментом. Проверка резьбы должна проводиться по ГОСТ 1623.

18. Проверка на соответствие требованиям п.3 должна проводиться внешним осмотром без применения увеличительных приборов.

19. Проверка антикоррозионных свойств свечей по п.4, имеющих химическое окисное покрытие стальных деталей, должна проводиться по ГОСТ 9.302.

Проверка металлических покрытий должна проводиться в камере соляного тумана по ГОСТ 3940.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

20. Проверка свечей на соответствие требованиям п.6 должна проводиться в приспособлении, обеспечивающем надежный теплоотвод от свечей. Температура приспособления в месте установки свечей во время испытания не должна повышаться более чем на 100 °С.

Температуру нагревательного элемента определяют оптическим пирометром ОПИР-9, время нагрева — секундомером с ценой деления не более 0,1 с.

Напряжение и ток измеряют соответственно вольтметром и амперметром класса точности 1,5.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

21. Проверка свечей на соответствие требованиям п.7 должна проводиться после проверки на термостойкость в специальном приспособлении таким образом, чтобы между пространством, окружающим часть свечи, входящую в камеру сгорания двигателя, и пространством вокруг наружной части свечи была необходимая разность давлений. Перед проверкой свечу охлаждают до температуры окружающего воздуха.

22. При проверке на соответствие требованиям п.8 корпус свечи должен заземляться, а напряжение прикладываться к центральному стержню.

23. (Исключен, Изм. N 3).

4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

24. На видном месте каждой свечи должно быть четкими и нестирающимися знаками указано:

а) наименование предприятия-поставщика или его товарный знак;

б) тип свечи;

в) допускаемое напряжение;

г) месяц и год изготовления.

25. На посадочное место свечи надевают уплотнительную шайбу, свечу обертывают в промасленную или парафинированную бумагу по ГОСТ 9569*, сверху которой на нагревательный элемент и цилиндрическую часть сердечника надевают предохранительную втулку. По согласованию с потребителем допускается предохранительную втулку не надевать.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9569-2006. — Примечание изготовителя базы данных.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

26. Свечи в количестве не более 75 шт. упаковывают в картонные пачки по ГОСТ 12303.

По требованию потребителя каждая свеча может быть упакована в индивидуальную картонную пачку. На пачке должно быть проставлено условное обозначение свечи.

Упакованные свечи плотно укладывают в транспортную тару. Транспортная тара должна быть выстлана внутри упаковочной бумагой по ГОСТ 515. Масса тары с упакованными изделиями не должна превышать 60 кг.

По согласованию с потребителем допускается применение другой упаковки, обеспечивающей сохранность свечей при транспортировании и хранении.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

27. В ящик со свечами должен быть вложен документ, удостоверяющий соответствие свечей требованиям настоящего стандарта и включающий:

а) наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;

б) тип свечи;

в) количество свечей в ящике;

г) месяц и год изготовления свечей;

д) обозначение настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

28. На каждом ящике должна быть этикетка или надпись несмываемой краской с указанием:

а) типа свечи;

б) количества свечей в ящике;

в) предупредительных знаков по ГОСТ 14192, имеющих значение «Хрупкое. Осторожно» и «Беречь от влаги»;

г) обозначения настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

28а. Хранение свечей — по группе условий хранения 2 (С) ГОСТ 15150 в заводской упаковке, законсервированных — по ГОСТ 9.014. Срок действия консервации — два года, а для свечей, изготовленных для нужд обороны страны, — пять лет.

Консервация должна обеспечивать по истечении срока хранения соответствие свечей требованиям настоящего стандарта.

Транспортирование свечей — по ГОСТ 3940.

(Введен дополнительно, Изм. N 3; измененная редакция, Изм. N 4).

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

29. Изготовитель должен гарантировать соответствие свечей требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения, установленных настоящим стандартом.

30. Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка свечей должны быть равны гарантийному сроку эксплуатации и гарантийной наработке дизеля, для которого они предназначены.

Разд.5. (Введен дополнительно, Изм. N 3).



Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1998

ГОСТ Р 53842-2010: Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний


ГОСТ Р 53842-2010: Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний

Терминология ГОСТ Р 53842-2010: Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний оригинал документа:

3.1 калильное зажигание: Полностью или частично неуправляемое зажигание рабочей смеси в двигателе с принудительным зажиганием, вызванное источником зажигания, не зависящим от искры в искровом зазоре свечи зажигания.

Примечание — При измерении калильного числа свечи зажигания, зажигание должно быть вызвано исключительно накалившимися точками деталей самой свечи зажигания.

3.2 калильное число: Число, характеризующее свойство свечи зажигания не вызывать калильного зажигания накаленными точками своих деталей при стандартных условиях.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • ГОСТ Р 53640-2009: Автомобильные транспортные средства. Фильтры очистки дизельного топлива. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52850-2007: Автомобильные транспортные средства. Компрессоры одноступенчатого сжатия. Технические требования и методы испытаний

Смотреть что такое «ГОСТ Р 53842-2010: Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний» в других словарях:

  • ГОСТ Р 53842-2010 — 33 с. (6) Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний раздел 43.060.50 …   Указатель национальных стандартов 2013

  • калильное зажигание — 3.1 калильное зажигание: Полностью или частично неуправляемое зажигание рабочей смеси в двигателе с принудительным зажиганием, вызванное источником зажигания, не зависящим от искры в искровом зазоре свечи зажигания. Примечание При измерении… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • калильное число — 3.2 калильное число: Число, характеризующее свойство свечи зажигания не вызывать калильного зажигания накаленными точками своих деталей при стандартных условиях. Источник: ГОСТ Р 53842 2010: Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 22606-77


Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 июня 1977 г. N 1635 срок введения установлен с 01.07.1978 г.


Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области электрических систем зажигания авиационных газотурбинных двигателей.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте, в качестве справочных, приведены их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и соответственно в графе «Определение» поставлен прочерк.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым, а недопустимые синонимы — курсивом.

К стандарту дано справочное приложение, содержащее термины общих понятий электрических систем зажигания.

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1977

Термин

Определение

ВИДЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВИДЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

1. Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Индуктивная система

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, используется для создания индуктивных разрядов на свече зажигания

2. Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Емкостная система

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, используется для создания емкостных разрядов на свече зажигания

3. Комбинированная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Комбинированная система

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, используется для создания индуктивных и емкостных разрядов в межэлектродном промежутке одной и той же свечи зажигания

4. Система калильного зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, передается нагревательному элементу калильной свечи зажигания

5. Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ

Индуктивная система на напряжение свыше 5 кВ

Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, включающая в себя искровую свечу зажигания

6. Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ

Индуктивная система на напряжение до 5 кВ

Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, включающая в себя эрозионную свечу зажигания

7. Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ

Емкостная система на напряжение свыше 5 кВ

Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, имеющая активизатор для создания импульса напряжения свыше 5 кВ

8. Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ

Емкостная система на напряжение до 5 кВ

Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, не имеющая активизатора

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

9. Агрегат зажигания

Электротехническое устройство в электрической системе зажигания авиационного газотурбинного двигателя, преобразующее энергию источника питания в энергию, необходимую для функционирования свечи зажигания

10. Индуктивный агрегат зажигания

Индуктивный агрегат


11. Индуктивный агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ

Индуктивный агрегат на напряжение свыше 5 кВ


12. Индуктивный агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ

Индуктивный агрегат на напряжение до 5 кВ


13. Емкостный агрегат зажигания

Емкостный агрегат


14. Емкостный агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ

Емкостный агрегат на напряжение свыше 5 кВ


15. Емкостный агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ

Емкостный агрегат на напряжение до 5 кВ


16. Агрегат системы калильного зажигания


17. Полупроводниковая свеча зажигания

Полупроводниковая свеча

Свеча зажигания поверхностного разряда авиационного газотурбинного двигателя, рабочая поверхность которой обладает полупроводниковыми свойствами

18. Эрозионная свеча зажигания

Эрозионная свеча

Свеча зажигания поверхностного разряда авиационного газотурбинного двигателя, у которой рабочая поверхность образована керамическим изолятором, металлизированным за счет эрозии материала электродов

19. Калильная свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Калильная свеча

Свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя, имеющая нагревательный элемент

20. Индукционная катушка агрегата зажигания

Индукционная катушка

Устройство системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя для преобразования постоянного напряжения источника питания в импульсы высокого напряжения, состоящее из трансформатора, электромагнитного прерывателя и первичного конденсатора

21. Первичный конденсатор индукционной катушки агрегата зажигания

Конденсатор, включаемый параллельно контактам электромагнитного прерывателя индукционной катушки агрегата зажигания и служащий для обеспечения оптимального режима работы катушки и уменьшения искрения на контактах электромагнитного прерывателя

22. Максимальный регулировочный ток индукционной катушки агрегата зажигания

Максимальный регулировочный ток

Ток индукционной катушки, устанавливаемый в процессе регулировки электромагнитного прерывателя, при котором происходит полное притяжение якоря прерывателя к сердечнику индукционной катушки агрегата зажигания при отсутствии неподвижного контакта

23. Регулировочный ток разрыва контактов индукционной катушки агрегата зажигания

Регулировочный ток

Ток разрыва контактов индукционной катушки агрегата зажигания в процессе ее регулировки при установленном неподвижном контакте электромагнитного прерывателя

24. Параллельный конденсатор индуктивного агрегата зажигания

Параллельный конденсатор

Ндп. Вторичный конденсатор

Конденсатор, включаемый параллельно свече зажигания, для обеспечения необходимой тренировки эрозионной свечи зажигания в процессе работы электрической системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя

25. Ограничительный конденсатор индуктивного агрегата зажигания

Ограничительный конденсатор

Конденсатор, включаемый последовательно со вторичной обмоткой индукционной катушки агрегата зажигания, для обеспечения оптимального режима работы индуктивной системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ

26. Накопительный конденсатор емкостного агрегата зажигания

Накопительный конденсатор

Конденсатор емкостного агрегата зажигания, выполняющий роль накопителя электрической энергии, используемой для создания электрических разрядов в межэлектродном промежутке свечи зажигания

27. Активизатор системы зажигания

Составная часть емкостной или комбинированной системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ, включаемая в разрядный контур, состоящая из трансформатора и конденсатора и служащая для получения импульса высокого напряжения, прикладываемого к свече зажигания в момент срабатывания разрядного устройства

ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

28. Индуктивный разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Индуктивный разряд

Электрический разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя, происходящий за счет энергии, накопленной в магнитном поле индукционной катушки агрегата зажигания

29. Емкостный разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Емкостный разряд

Электрический разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя, происходящий за счет энергии, запасенной в накопительном конденсаторе емкостного агрегата зажигания

Агрегат емкостный

13

Агрегат зажигания

9

Агрегат зажигания емкостный

13

Агрегат зажигания индуктивный

10

Агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ емкостный

15

Агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ емкостный

14

Агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ индуктивный

12

Агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ индуктивный

11

Агрегат индуктивный

10

Агрегат на напряжение до 5 кВ емкостный

15

Агрегат на напряжение до 5 кВ индуктивный

12

Агрегат на напряжение свыше 5 кВ емкостный

14

Агрегат на напряжение свыше 5 кВ индуктивный

11

Агрегат системы калильного зажигания

16

Активизатор системы зажигания

27

Катушка агрегата зажигания индукционная

20

Катушка индукционная

20

Конденсатор вторичный

24

Конденсатор емкостного агрегата зажигания накопительный

26

Конденсатор индуктивного агрегата зажигания ограничительный

25

Конденсатор индуктивного агрегата зажигания параллельный

24

Конденсатор накопительный

26

Конденсатор ограничительный

25

Конденсатор параллельный

24

Конденсатор индукционной катушки агрегата зажигания первичный

21

Разряд емкостный

29

Разряд индуктивный

28

Разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя емкостный

29

Разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя индуктивный

28

Свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя калильная

19

Свеча зажигания полупроводниковая

17

Свеча зажигания эрозионная

18

Свеча калильная

19

Свеча полупроводниковая

17

Свеча эрозионная

18

Система емкостная

2

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя емкостная

2

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя индуктивная

1

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя комбинированная

3

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ емкостная

8

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ индуктивная

6

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ емкостная

7

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ индуктивная

5

Система индуктивная

1

Система комбинированная

3

Система калильного зажигания авиационного газотурбинного двигателя

4

Система на напряжение до 5 кВ емкостная

8

Система на напряжение до 5 кВ индуктивная

6

Система на напряжение свыше 5 кВ емкостная

7

Система на напряжение свыше 5 кВ индуктивная

5

Ток индукционной катушки агрегата зажигания регулировочный максимальный

22

Ток разрыва контактов индукционной катушки агрегата зажигания регулировочный

23

Ток регулировочный

23

Ток регулировочный максимальный

22

Термин

Определение

1. Электрическая система зажигания

Электрическая система

Часть электрооборудования двигателя, обеспечивающая преобразование и передачу энергии источника питания к горючей смеси для ее воспламенения

2. Электрооборудование

По ГОСТ 18311-72*

______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18311-80. — Примечание изготовителя базы данных.

3. Свеча зажигания

Свеча

Электрическое устройство, в котором происходит выделение энергии, необходимой для воспламенения горючей смеси

4. Искровая свеча зажигания

Искровая свеча

Свеча зажигания с электрическим разрядом между электродами, разделенным газовым промежутком

5. Свеча зажигания поверхностного разряда

Свеча поверхностного разряда

Свеча зажигания с электрическим разрядом вдоль поверхности рабочего элемента, обеспечивающей снижение пробивного напряжения

6. Центральный электрод свечи зажигания

Центральный электрод свечи


7. Боковой электрод свечи зажигания

Боковой электрод свечи


8. Контактная головка свечи зажигания

Контактная головка свечи


9. Общее электрическое сопротивление свечи зажигания

Сопротивление свечи

Электрическое сопротивление между корпусом и центральным электродом свечи зажигания при отсутствии искрообразования

10. Тренировка свечи зажигания

Тренировка свечи

Операция для изменения параметров рабочего элемента свечи с целью обеспечения заданных пробивных напряжений с помощью электрических разрядов на свече зажигания

11. Искрообразование на свече зажигания

Искрообразование

Последовательность электрических разрядов между электродами свечи зажигания, образующихся в процессе работы электрической системы зажигания

12. Пробивное напряжение свечи зажигания

Пробивное напряжение

Минимальное напряжение, при котором возникает электрический разряд в межэлектродном промежутке свечи зажигания

13. Накопленная энергия

Энергия, которая накапливается в магнитном поле индукционной катушки или в электрическом поле накопительного конденсатора и затем используется для создания электрического разряда в межэлектродном промежутке свечи зажигания

14. Подготовительная стадия разряда свечи зажигания поверхностного разряда

Подготовительная стадия

Интервал времени от момента приложения напряжения к электродам свечи зажигания до пробоя ее межэлектродного промежутка

15. Перебои в искрообразовании на свече зажигания

Перебои в искрообразовании

Отсутствие отдельных разрядов между электродами свечи зажигания

ГОСТ 22606-77 Системы зажигания авиационных газотурбинных двигателей электрические. Термины и определения, ГОСТ от 30 июня 1977 года №22606-77


Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 июня 1977 г. N 1635 срок введения установлен с 01.07.1978 г.


Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области электрических систем зажигания авиационных газотурбинных двигателей.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте, в качестве справочных, приведены их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и соответственно в графе «Определение» поставлен прочерк.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым, а недопустимые синонимы — курсивом.

К стандарту дано справочное приложение, содержащее термины общих понятий электрических систем зажигания.

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1977

Термин

Определение

ВИДЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВИДЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

1. Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Индуктивная система

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, используется для создания индуктивных разрядов на свече зажигания

2. Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Емкостная система

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, используется для создания емкостных разрядов на свече зажигания

3. Комбинированная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Комбинированная система

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, используется для создания индуктивных и емкостных разрядов в межэлектродном промежутке одной и той же свечи зажигания

4. Система калильного зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Электрическая система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, в которой энергия, полученная от источника питания, передается нагревательному элементу калильной свечи зажигания

5. Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ

Индуктивная система на напряжение свыше 5 кВ

Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, включающая в себя искровую свечу зажигания

6. Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ

Индуктивная система на напряжение до 5 кВ

Индуктивная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, включающая в себя эрозионную свечу зажигания

7. Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ

Емкостная система на напряжение свыше 5 кВ

Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, имеющая активизатор для создания импульса напряжения свыше 5 кВ

8. Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ

Емкостная система на напряжение до 5 кВ

Емкостная система зажигания авиационного газотурбинного двигателя, не имеющая активизатора

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

9. Агрегат зажигания

Электротехническое устройство в электрической системе зажигания авиационного газотурбинного двигателя, преобразующее энергию источника питания в энергию, необходимую для функционирования свечи зажигания

10. Индуктивный агрегат зажигания

Индуктивный агрегат


11. Индуктивный агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ

Индуктивный агрегат на напряжение свыше 5 кВ


12. Индуктивный агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ

Индуктивный агрегат на напряжение до 5 кВ


13. Емкостный агрегат зажигания

Емкостный агрегат


14. Емкостный агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ

Емкостный агрегат на напряжение свыше 5 кВ


15. Емкостный агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ

Емкостный агрегат на напряжение до 5 кВ


16. Агрегат системы калильного зажигания


17. Полупроводниковая свеча зажигания

Полупроводниковая свеча

Свеча зажигания поверхностного разряда авиационного газотурбинного двигателя, рабочая поверхность которой обладает полупроводниковыми свойствами

18. Эрозионная свеча зажигания

Эрозионная свеча

Свеча зажигания поверхностного разряда авиационного газотурбинного двигателя, у которой рабочая поверхность образована керамическим изолятором, металлизированным за счет эрозии материала электродов

19. Калильная свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Калильная свеча

Свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя, имеющая нагревательный элемент

20. Индукционная катушка агрегата зажигания

Индукционная катушка

Устройство системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя для преобразования постоянного напряжения источника питания в импульсы высокого напряжения, состоящее из трансформатора, электромагнитного прерывателя и первичного конденсатора

21. Первичный конденсатор индукционной катушки агрегата зажигания

Конденсатор, включаемый параллельно контактам электромагнитного прерывателя индукционной катушки агрегата зажигания и служащий для обеспечения оптимального режима работы катушки и уменьшения искрения на контактах электромагнитного прерывателя

22. Максимальный регулировочный ток индукционной катушки агрегата зажигания

Максимальный регулировочный ток

Ток индукционной катушки, устанавливаемый в процессе регулировки электромагнитного прерывателя, при котором происходит полное притяжение якоря прерывателя к сердечнику индукционной катушки агрегата зажигания при отсутствии неподвижного контакта

23. Регулировочный ток разрыва контактов индукционной катушки агрегата зажигания

Регулировочный ток

Ток разрыва контактов индукционной катушки агрегата зажигания в процессе ее регулировки при установленном неподвижном контакте электромагнитного прерывателя

24. Параллельный конденсатор индуктивного агрегата зажигания

Параллельный конденсатор

Ндп. Вторичный конденсатор

Конденсатор, включаемый параллельно свече зажигания, для обеспечения необходимой тренировки эрозионной свечи зажигания в процессе работы электрической системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя

25. Ограничительный конденсатор индуктивного агрегата зажигания

Ограничительный конденсатор

Конденсатор, включаемый последовательно со вторичной обмоткой индукционной катушки агрегата зажигания, для обеспечения оптимального режима работы индуктивной системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ

26. Накопительный конденсатор емкостного агрегата зажигания

Накопительный конденсатор

Конденсатор емкостного агрегата зажигания, выполняющий роль накопителя электрической энергии, используемой для создания электрических разрядов в межэлектродном промежутке свечи зажигания

27. Активизатор системы зажигания

Составная часть емкостной или комбинированной системы зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ, включаемая в разрядный контур, состоящая из трансформатора и конденсатора и служащая для получения импульса высокого напряжения, прикладываемого к свече зажигания в момент срабатывания разрядного устройства

ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

28. Индуктивный разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Индуктивный разряд

Электрический разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя, происходящий за счет энергии, накопленной в магнитном поле индукционной катушки агрегата зажигания

29. Емкостный разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя

Емкостный разряд

Электрический разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя, происходящий за счет энергии, запасенной в накопительном конденсаторе емкостного агрегата зажигания

Агрегат емкостный

13

Агрегат зажигания

9

Агрегат зажигания емкостный

13

Агрегат зажигания индуктивный

10

Агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ емкостный

15

Агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ емкостный

14

Агрегат зажигания на напряжение до 5 кВ индуктивный

12

Агрегат зажигания на напряжение свыше 5 кВ индуктивный

11

Агрегат индуктивный

10

Агрегат на напряжение до 5 кВ емкостный

15

Агрегат на напряжение до 5 кВ индуктивный

12

Агрегат на напряжение свыше 5 кВ емкостный

14

Агрегат на напряжение свыше 5 кВ индуктивный

11

Агрегат системы калильного зажигания

16

Активизатор системы зажигания

27

Катушка агрегата зажигания индукционная

20

Катушка индукционная

20

Конденсатор вторичный

24

Конденсатор емкостного агрегата зажигания накопительный

26

Конденсатор индуктивного агрегата зажигания ограничительный

25

Конденсатор индуктивного агрегата зажигания параллельный

24

Конденсатор накопительный

26

Конденсатор ограничительный

25

Конденсатор параллельный

24

Конденсатор индукционной катушки агрегата зажигания первичный

21

Разряд емкостный

29

Разряд индуктивный

28

Разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя емкостный

29

Разряд на свече зажигания авиационного газотурбинного двигателя индуктивный

28

Свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя калильная

19

Свеча зажигания полупроводниковая

17

Свеча зажигания эрозионная

18

Свеча калильная

19

Свеча полупроводниковая

17

Свеча эрозионная

18

Система емкостная

2

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя емкостная

2

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя индуктивная

1

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя комбинированная

3

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ емкостная

8

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение до 5 кВ индуктивная

6

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ емкостная

7

Система зажигания авиационного газотурбинного двигателя на напряжение свыше 5 кВ индуктивная

5

Система индуктивная

1

Система комбинированная

3

Система калильного зажигания авиационного газотурбинного двигателя

4

Система на напряжение до 5 кВ емкостная

8

Система на напряжение до 5 кВ индуктивная

6

Система на напряжение свыше 5 кВ емкостная

7

Система на напряжение свыше 5 кВ индуктивная

5

Ток индукционной катушки агрегата зажигания регулировочный максимальный

22

Ток разрыва контактов индукционной катушки агрегата зажигания регулировочный

23

Ток регулировочный

23

Ток регулировочный максимальный

22

Термин

Определение

1. Электрическая система зажигания

Электрическая система

Часть электрооборудования двигателя, обеспечивающая преобразование и передачу энергии источника питания к горючей смеси для ее воспламенения

2. Электрооборудование

По ГОСТ 18311-72*

______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18311-80. — Примечание изготовителя базы данных.

3. Свеча зажигания

Свеча

Электрическое устройство, в котором происходит выделение энергии, необходимой для воспламенения горючей смеси

4. Искровая свеча зажигания

Искровая свеча

Свеча зажигания с электрическим разрядом между электродами, разделенным газовым промежутком

5. Свеча зажигания поверхностного разряда

Свеча поверхностного разряда

Свеча зажигания с электрическим разрядом вдоль поверхности рабочего элемента, обеспечивающей снижение пробивного напряжения

6. Центральный электрод свечи зажигания

Центральный электрод свечи


7. Боковой электрод свечи зажигания

Боковой электрод свечи


8. Контактная головка свечи зажигания

Контактная головка свечи


9. Общее электрическое сопротивление свечи зажигания

Сопротивление свечи

Электрическое сопротивление между корпусом и центральным электродом свечи зажигания при отсутствии искрообразования

10. Тренировка свечи зажигания

Тренировка свечи

Операция для изменения параметров рабочего элемента свечи с целью обеспечения заданных пробивных напряжений с помощью электрических разрядов на свече зажигания

11. Искрообразование на свече зажигания

Искрообразование

Последовательность электрических разрядов между электродами свечи зажигания, образующихся в процессе работы электрической системы зажигания

12. Пробивное напряжение свечи зажигания

Пробивное напряжение

Минимальное напряжение, при котором возникает электрический разряд в межэлектродном промежутке свечи зажигания

13. Накопленная энергия

Энергия, которая накапливается в магнитном поле индукционной катушки или в электрическом поле накопительного конденсатора и затем используется для создания электрического разряда в межэлектродном промежутке свечи зажигания

14. Подготовительная стадия разряда свечи зажигания поверхностного разряда

Подготовительная стадия

Интервал времени от момента приложения напряжения к электродам свечи зажигания до пробоя ее межэлектродного промежутка

15. Перебои в искрообразовании на свече зажигания

Перебои в искрообразовании

Отсутствие отдельных разрядов между электродами свечи зажигания

Свечи зажигания — это… Что такое Свечи зажигания?

Свечи зажигания

Свеча зажигания — устройство для поджига топливо-воздушной смеси в самых разнообразных тепловых двигателях. Бывают искровые, дуговые, калильные, каталитические.

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания используются искровые свечи. Поджиг горючей смеси производится электрическим разрядом напряжением в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, возникающим между электродами свечи. Свеча срабатывает на каждом такте, в определённый момент работы двигателя.

В ракетных двигателях свеча зажигает топливную смесь электрическим разрядом только в момент запуска. Чаще всего, в процессе работы свеча разрушается и к повторному использованию непригодна.

В турбореактивных двигателях свеча воспламеняет смесь в момент запуска мощным дуговым разрядом. После этого горение факела поддерживается самостоятельно.

Калильные и одновременно каталитические свечи используются в модельных двигателях внутреннего сгорания. Топливная смесь двигателей специально содержит компоненты, которые легко воспламеняются в начале работы от раскалённой проволочки свечи. В дальнейшем накал нити поддерживается каталитическим окислением паров спирта, входящего в смесь.

Устройство свечей зажигания

Устройство свечи зажигания
1 — Контактный вывод
2 — рёбра изолятора
3 — изолятор
4 — металлическая оправа
5 — центральный электрод
6 — боковой электрод
7 — уплотнитель

Свеча зажигания состоит из металлической оправы, изолятора и центрального проводника.

Детали свечи зажигания

Контактный вывод

Контактный вывод расположенный в верхней части свечи предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания. Могут встречаться несколько слегка различных вариантов конструкции. Наиболее часто провод к свече зажигания имеет защёлкивающийся контакт, который надевается на вывод свечи. В других типах конструкции провод может крепиться к свече гайкой. Часто вывод свечи делают универсальным: в виде оси с резьбой и навинчивающегося защёлкивающегося контакта.

Рёбра изолятора

Рёбра изолятора предотвращают электрический пробой по его поверхности.

Изолятор

Изолятор, как правило, делается из алюминиево-оксидной керамики, которая должна выдерживать температуры от 450 до 1000°C и напряжение до 60 000 В. Точный состав изолятора и его длина частично определяют тепловую маркировку свечи.

Часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания. Применение керамического изолятора в свече предложено Г. Хонольдом вследствие перехода к высоковольтному зажиганию.

Уплотнители

Служат для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания.

Металлическая оправа (корпус)

Служит для завинчивания свечи и удержания её в резьбе головки блока цилиндров, для отвода тепла от изолятора и электродов, а также служит проводником электричества от «массы» автомобиля к боковому электроду.

Боковой электрод

Как правило, изготавливается из легированой никелем и марганцем стали. Приваривается контактной сваркой к корпусу. Боковой электрод, зачастую, очень сильно нагревается во время работы, что может привести к калильному зажиганию. Некоторые конструкции свечей используют несколько боковых электродов. Для увеличения долговечности электроды дорогих свечей снабжают напайками из платины и других благородных металлов. С 1999 года на рынке появились свечи нового поколения — так называемые плазменно-форкамерные свечи, где роль бокового электрода играет сам корпус свечи. При этом образуется кольцевой (коаксиальный) искровой зазор, где искровой заряд перемещается по кругу. Такая конструкция обеспечивает большой ресурс и самоочистку электродов. Форма бокового электрода в зоне пробоя напоминает сопло Лаваля, за счёт чего создаётся поток раскалённых газов истекающих из внутренней полости свечи. Этот поток эффективно поджигает рабочую смесь в КС (камера сгорания), полнота сгорания и мощность увеличивается, токсичность ДВС уменьшается.

Центральный электрод

Центральный электрод как правило соединяется с контактным выводом свечи через керамический резистор, это позволяет уменьшить радиопомехи от системы зажигания. Наконечник центрального электрода изготавливают из железо-никелевых сплавов с добавлением меди, хрома и благородных и редкоземельных металлов. Обычно центральный электрод — наиболее горячая деталь свечи. Кроме того, центральный электрод должен обладать хорошей способностью к эмиссии электронов, для облегчения искрообразования (предполагается, что искра проскакивает в той фазе импульса напряжения, когда центральный электрод служит катодом). Поскольку напряжённость электрического поля максимальна вблизи краёв электрода, искра проскакивает между острым краем центрального электрода и краем бокового электрода. В результате этого края электродов подвергаются наибольшей электрической эрозии. Раньше свечи периодически вынимали и удаляли следы эрозии наждаком. Сейчас, благодаря применению сплавов с редкоземельными и благородными металлами (иттрий, иридий, платина, вольфрам, палладий), нужда в зачистке электродов практически отпала. Срок службы при этом существенно вырос.

Зазор

Зазор — минимальное расстояние между центральным и боковым электродом. Величина зазора — это компромисс между «мощностью» искры, т.е. размерами плазмы, возникающей при пробое воздушного зазора и между возможностью пробить этот зазор в условиях сжатой воздушно-бензиновой смеси.

Факторы, определяющие зазор:

1) Чем больше зазор — тем больше размеры искры, => больше вероятность воспламенения смеси и больше зона воспламенения. Всё это положительно влияет на потребление топлива, равномерность работы, понижает требования к качеству топлива, повышает мощность. Кстати, такие эксперименты уже делали — двигатель работал чуть ли не на парах и разлагающихся при этом молекулах воды.

Внимание! Слишком увеличивать зазор тоже нельзя, иначе высокое наряжение будет искать более лёгкие пути — скажем пробивать высоковольтные провода на корпус, пробивать изолятор свечи и т.д.

2) Чем больше зазор — тем сложнее пробить его искрой. Т.к.

Пробоем изоляции называют потерю изоляцией изоляционных свойств при превышении напряжением некоторого критического значения, называемого пробивным напряжением Uпр. Соответствующая напряженность электрического поля Eпр = U пр/h, где h – расстояние между электродами, называется электрической прочностью промежутка.

Т.е. чем больше зазор — тем бОльшее напряжение пробоя U пр необходимо. Там есть ещё зависимость от ионизации молекул, равномерности структуры вещества, полярности искры, скорости нарастания импульса .. но это не важно в данном случае. Понятное дело, что высокое напряжение U пр мы не можем поменять — оно определяется катушкой зажигания. А вот зазор h мы поменять можем.

3) Напряжённость поля в зазоре определяется формой электродов. Чем они острее — тем больше напряжённость поля в зазоре и легче пробой (как у иридиевых, платиновых свечей).

4) Пробиваемость зазора зависит от плотности газа в зазоре. В нашем случае — от плотности воздушно-бензиновой смеси. Чем она больше — тем сложнее пробить.

Пробивное напряжение газового промежутка с однородным (ОП) и слабо неоднородным (СНП) электрическим полем зависит как от расстояния между электродами, так и от давления и температуры газа. Эта зависимость определяется законом Пашена, согласно которому пробивное напряжение газового промежутка с ОП и СНП определяется произведением относительной плотности газа δ на расстояние между электродами S,U прf(δS). Относительной плотностью газа называют отношение плотности газа в данных условиях к плотности газа при нормальных условиях (20о С, 760 мм рт. ст.).

Зазор свечей не является константой один раз заданной. Он может и должен подстраиваться под конкретную ситуацию эксплуатации двигателя.

Режимы работы свечей

Искровые свечи бензиновых двигателей по режиму работы условно подразделяют на горячие, холодные, оптимальные. Суть данной классификации — в степени нагрева изолятора и электродов. При работе изолятор и электроды любой свечи должны нагреваться до температур, способствующих «самоочищению» их поверхности от продуктов сгорания топливной смеси — нагара, сажи и т.п. Поэтому изоляторы свечей, работающих в оптимальном режиме всегда цвета «кофе с молоком».

Очистка поверхности изоляторов необходима для предотвращения поверхностных утечек высокого напряжения через слой нагара, что уменьшает мощность искрового пробоя зазора. Однако, если элементы свечи нагреваются слишком сильно, то может возникать неконтролируемое калильное зажигание. Процесс часто проявляется только на больших оборотах. Это может приводить к детонации и разрушению элементов двигателя.

Степень нагрева элементов свечей зависит от следующих основных факторов:

Внутренние: -конструкция электродов и изолятора (длинный электрод нагревается быстрее) -материал электродов и изолятора -толщина материалов -степень теплового контакта элементов свечи с корпусом

Внешние: -степень сжатия и компрессии -тип топлива (более высокооктановое обладает бОльшей температурой сгорания) -стиль езды (на больших оборотах двигателя нагрев свечей больше)

Горячие свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что снижается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с низкой степенью сжатия и при использовании низкооктанового топлива. Т.к. в этих случаях меньше температура в камере сгорания.

Холодные свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что максимально повышается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с высокой степенью сжатия, с высокой компрессией и при использовании высокооктанового топлива. Т.к. в этих случаях больше температура в камере сгорания.

Оптимальные свечи — конструкция свечей разработана таким образом, что теплопередача от центрального электрода и изолятора оптимальна для данного конкретного двигателя. Свечи нормально самоочищаются во всех режимах работы двигателя и в то же время не приводят к калильному зажиганию.

Типовые размеры свечей зажигания

Размеры свечей зажигания классифицируются по типу резьбы на них. Наиболее распространены следующие типы свечей: M10x1 M12x1,25 (мотоциклы) M14x1,25 (автомобили) M18x1,5 (некоторые старые двухтактные двигатели).

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Тепловая характеристика свечей, калильное число свечи зажигания автомобиля

Рис. 1 Различие свечей зажигания по калильному числу: а) горячая свеча; б) свеча с умеренным калильным числом; в) холодная свеча; г) разновидности электродов.

 

Электроискровая свеча зажигания на автомобильном двигателе работает в крайне тяжелых условиях, так как подвергается комплексному циклическому воздействию механических, термических и электрических нагрузок, изменяющихся в широких пределах.

Кроме того, детали свечи зажигания подвергаются химическим воздействиям со стороны топливовоздушной смеси, а также со стороны продуктов сгорания топлива и моторного масла.

Во время работы двигателя автомобиля, свечи зажигания подвергаются воздействию колебаний температуры в камере сгорания от 60 до 3000°С. В результате тепловой конус изолятора и электроды нагреваются до некоторой температуры. При неполном сгорании топливовоздушной смеси, а также из-за попадания моторного масла в камеру сгорания на поверхности теплового конуса изолятора свечи зажигания образуется токопроводящий нагар, шунтирующий искровой промежуток свечи. Из-за шунтирующего действия нагара, сопротивление которого в зависимости от температуры работающего двигателя автомобиля может изменяться от 0,5 до 1,0 МОм (в холодном состоянии чистая свеча зажигания имеет сопротивление изолятора 500… 10000 МОм), во вторичной цепи системы зажигания появляется ток утечки. Ток утечки еще до пробоя искрового промежутка в свече вызывает падение напряжения во вторичной цепи. В результате напряжение, подводимое к электродам свечи, уменьшается и может оказаться равным или даже меньше пробивного напряжения искрового промежутка. Это приводит к пропускам искрообразования или искра между электродами вообще не возникает. Утечка тока может иметь место и по наружной поверхности изолятора, если она загрязнена или покрыта влагой. Вредное влияние нагара, влаги и загрязнений может быть уменьшено внутри свечи путем увеличения пути для протекания тока утечки, что достигается удлинением теплового конуса, а снаружи — ребрением поверхности изолятора и ее укрытием под грязезащитный колпачок. При нагреве теплового конуса изолятора до температуры 400…500°С нагар на его поверхности отслаивается. Эта температура называется температурой самоочищения свечи. Для быстрого нагрева теплового конуса до температуры самоочищения он должен быть достаточно длинным. С другой стороны, при работе двигателя под полной нагрузкой температура теплового конуса и электродов не должна превышать 850…900°С. Иначе может возникнуть самопроизвольное воспламенение топливовоздушной смеси (калильное зажигание) от сильно разогретых частей свечи зажигания (причиной калийного зажигания часто является нагар не только на свечах, но и на других частях камеры сгорания).

Калильное зажигание

Калильное зажигание возникает во время сжатия еще до момента появления искры в свече и характеризуется резким ростом температуры и давления газов в камере сгорания. Процесс сгорания топливовоздушной смеси становится неуправляемым, мощность двигателя падает, а его перегрев может привести к серьезным поломкам поршней, клапанов, коленчатого вала, разрушению изолятора свечей и выгоранию электродов. Таким образом, чтобы свеча не покрывалась нагаром и не вызывала калильного зажигания, температура ее теплового конуса должна быть в пределах 400…900°С. Температуру 400…900°С теплового конуса изолятора называют тепловым пределом работоспособности свечи, который для всех свечей практически одинаков. Однако двигатели существенно различаются по мощности, по типу используемого бензина, по степени сжатия, а, следовательно, и по тепловой напряженности. Чем больше форсирован двигатель, тем большее количество тепла выделяется в камере сгорания, тем лучше должно отводится тепло от свечи, чтобы она не перегревалась. Основная часть тепла (80%) отводится через центральный электрод по тепловому конусу изолятора. Далее одна часть данного теплового потока проходит по теплоотводящей шайбе и резьбовой части корпуса, а другая — через опорную поверхность корпуса и прокладку. Таким образом, чтобы выдержать тепловой предел работоспособности свечи, размеры её конструктивных элементов и их формы (главным образом теплового конуса изолятора) должны быть согласованы с тепловой напряженностью двигателя. Отсюда следует, что для различных двигателей требуются свечи зажигания с различной тепловой характеристикой.

Калильное число свечи зажигания автомобиля

Для определения «тепловая характеристика свечи зажигания» однозначного терминологического соглашения пока не существует. Чаще всего тепловая характеристика свечи зажигания выражается калильным числом. Калильное число свечи зажигания представляет собой некоторое условное число, которое характеризует способность свечи работать в условиях специального эталонного двигателя без калильного зажигания.

Согласно российскому ГОСТу 2043-74 под калильным числом понимается условное число из ряда 8, 11, 14, 17, 22, 23, 26, которое пропорционально среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания свечи зажигания на тарировочном одноцилиндровом двигателе в цилиндре двигателя начинает появляться калильное зажигание.

Ряд зарубежных фирм под калильным числом принимает величину, пропорциональную времени, по истечении которого свеча, установленная на специальный испытательный двигатель, работающий при определенном режиме, начинает давать калильное зажигание. В некоторых случаях для оценки свечей различных типов используется показатель — относительное калильное число свечи зажигания. Этот показатель является произведением длины теплового конуса изолятора свечи (в мм) на ее калильное число.

Реже в качестве тепловой характеристики используется тепловое число, которое представляет собой отношение литровой мощности (в лошадиных силах) двигателя к площади поверхности нижней части изолятора (см.), воспринимающей тепло. Такая характеристика является мерой тепловой напряженности свечи зажигания.

В общем случае, тепловая характеристика конкретной свечи зажигания зависит от теплопроводности ее центрального электрода и центрального изолятора; от площади и кривизны поверхности теплового конуса изолятора; от формы запальной полости, доступной для рабочей смеси и других факторов. Изменяют тепловую характеристику свечей, в основном, изменением длины теплового конуса изолятора и площадью его соприкосновения с корпусом свечи (рис. 1).

Свеча, предназначенная для низкооборотистого двигателя с умеренным тепловым режимом, имеет длинный тепловой конус (рис. 1а). Изолятор такой свечи получает во время работы двигателя большое количество тепла и нагревается до температуры 600…700°С. Такая свеча называется «горячей». Свеча для быстроходного двигателя с высокой степенью сжатия и напряженным тепловым режимом имеет короткий тепловой конус (рис. 1в), утопленный в корпусе и близко к нему прилегающий. Благодаря этому доступ горючей смеси к запальной полости несколько затруднен, но путь отвода тепла при этом значительно укорочен. Как следствие, изолятор получает меньшее количество тепла и лучше охлаждается (средняя температура нагревания изолятора не превышает 500…600°С). Такую свечу называют «холодной» и она работает без калильного зажигания при напряженном тепловом режиме двигателя. Однако в холодной свече зажигания короткий тепловой конус изолятора становится более восприимчивым к шунтирующему действию нагара.

Современные двигатели легковых автомобилей характеризуются высокими значениями литровой мощности, что требует расширения теплового предела диапазона работоспособности свечей зажигания. Одним из способов решения этой задачи является увеличение теплопроводности центрального электрода путем использования медного сердечника, покрытого жаропрочной оболочкой, т.е. составного электрода из двух различных металлов. Благодаря хорошему теплоотводу от составного электрода может быть увеличена длина теплового конуса изолятора для холодной свечи зажигания (рис. 1б). Это обеспечивает надежное самоочищение свечи на режимах малых нагрузок и холостого хода и делает конструкцию свечи зажигания менее чувствительной к образованию шунтирующего нагара. Хорошая теплопроводность составного электрода снижает вероятность перегрева деталей свечи и возникновения калильного зажигания.

В зависимости от принятого способа определения тепловой характеристики для свечей зажигания установлены ряды калильных чисел (таблица. 1). Эти ряды составляются фирмами изготовителями и отличаются друг от друга по информационной значимости условных единиц. Калильное число обязательно указывается в маркировке любой свечи зажигания.

Таблица 1

Фирма
страна
Калильное число
Горячая свеча холодная свеча
Россия 8    11    14    17    20    23    26
«Beru», «Bosch»
Германия
13  12  11  10…3 2 1 09 08 07 06
«Champion»
Англия
25   24   23 …………….. 3   2   1
«AC Delco»
США
9    8    7    6    5    4   3   2   1   0
«Eyquem»
Франция
30  32  42  52  58  62  72  82  96
«NGK»
Япония
2    4    5    6…………12    13    14

 

Простые рекомендации при замене и обслуживании автомобильных свечей зажигания

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*