Искровая свеча зажигания А10Н (СН200) и ее аналог :: Трактор МТЗ-82
Искровая свеча зажигания А10Н (СН200) и ее аналог
»
Электрооборудование »
Искровая свеча зажигания А10Н (СН200) и ее аналог
На пусковом двигателе ПД 10 используется искровая свеча зажигания А10Н (СН200), чья конструкция является не разборной. Свеча своей нижней резьбовой частью стального корпуса вкручивается в головку цилиндра пускача (резьба СПМ 14×1,25). К торцевой части корпуса, в районе резьбы, присоединен контактной электросваркой боковой электрод. В верхней части корпуса имеется шестигранник под ключ, плавно переходящий в цилиндрический буртик, соединяющий изолятор с корпусом. Внутри копуса расположена теплоотводная шайба.
Изолятор выполнен из керамической массы — уралита. В его внутреннем канале размещен центральный электрод. Внешняя цилиндрическая поверхность изолятора покрыта специальной глазурью. Области соединений с центральным электродом загерметизированы термоцементом, а изолятора с корпусом при помощи нижней теплоотводящей шайбой и пластической осадкой корпуса в нагретом состоянии.
Провод высокого напряжения подсоединяется к верхнем концу центрального электрода между шайбой и контактной гайкой. Данное соединение защищается резиновым чехлом.
Зазор между боковым электродом и выступающим из изолятора нижним концом центрального электрода составляет 0,6-0,75 миллиметра. При помощи уплотнительного кольца создается герметичное соединение свечи с головкой цилиндра пускового двигателя пд-10.
Техническое обслуживание
После каждых 960 часов эксплуатации искровую свечу зажигания А10Н необходимо чистить от нагара, а также проверять зазор между электродами. Нагар и копоть с внутренней части свечи удаляется с использованием пескоструйного аппарата или щетки. Следует предварительно промыть свечу в керосине или бензине. После чистки, проверяется зазор между электродами при помощи щупа и в случае необходимости регулируется, путем подгибания бокового электрода.
23.01.2020
Свеча а10н характеристики — Лечение суставов
Свеча зажигания — одна из важнейших деталей, без которой невозможна работа бензинового двигателя, поскольку именно в процессе искрообразования происходит воспламенение топливовоздушной смеси. От своевременности воспламенения смеси воздуха и топлива зависит нормальное прохождение рабочего цикла двигателя.
Выбор свечей зажигания необходимо производить исходя из типа двигателя, а также из тех данных, которые указаны на маркировке свечей, однако при этом следует учитывать, что различные производители могут использовать отличную друг от друга систему обозначения.
Центральный электрод, изготовленный из сплава никеля с сердечником из меди с большой степенью теплопроводности, позволяет оптимизировать температурный баланс рабочих частей свечи зажигания. Наконечник центрального электрода изготовлен из железо-никелевых сплавов с добавлением меди, хрома и благородных и редкоземельных металлов.
Раньше свечи периодически вынимали и удаляли следы эрозии наждаком. Сейчас, благодаря применению сплавов с редкоземельными и благородными металлами (иттрий, иридий, платина, вольфрам, палладий), нужда в зачистке электродов практически отпала. Срок службы при этом существенно вырос.
Калильное число свечей зажигания указывает на максимально допустимую температуру при нагрузке свечи. Чем выше калильное число, тем выше предельно допустимая температурная нагрузка. Диапазон температур нагрева рабочих поверхностей свечи, в зависимости от двигателя, колеблется от 500 до 900С. Если подбор свечи зажигания проходил без учета калильного числа, велик риск возникновения калильного зажигания, то есть воспламенения не от искры, а от раскаленной поверхности. Результатом калильного зажигания становиться прогоревшие клапана, поршни, разрушенная свеча.
Маркировка отечественных свечей зажигания определяется ОСТом 37.003.081 — 98.
Пример прочтения маркировки свечи А17ДВРМ.
А К У 17 Д В Р М — 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 — Первая буква обозначает размерность резьбы на корпусе свечи. Возможны два варианта: «
А» — это резьба М14х1,25, «М» — М18х1,5
2 — Существуют два вида установки свечи зажигания в головку блока цилидров. Наиболее распространено соединение плоских опорных поверхностей (свечи и головки) через уплотнительное кольцо (в этом случае позиция «2» пуста). Другой вариант — с конической опорной поверхностью свечи зажигания (обозначается буквой «К»)
3 — Здесь указывается размер под ключ. «У» — это уменьшенный до 16,0 мм размер шестигранника, как на свечах для шестнадцатиклапанных двигателей. Буква «М» соответствует 19-миллиметровому ключу. А если буква не указана, как у большинства свечей, то размер ключа — 20,8 мм
4 — Цифры соответствуют калильным числам из ряда 8, 11, 14,
17, 20, 23, 26. Наименьшее калильное число соответствует «горячей» свече, наибольшее — «холодной»
5 — Позиция указывает длину резьбы на корпусе свечи зажигания. Для свечей с плоской опорной поверхностью буква «Д» соответствует длине в 19 мм, отсутствие буквы — 12,7 мм
6 — Тепловой конус изолятора может по-разному располагаться относительно металлического корпуса свечи. Если он выступает за корпус, то в обозначении появляется буква «В». Если позиция свободна, то выступания нет
7 — Наличие помехоподавительного резистора обозначается буквой «Р». Если резистора нет — позиция пуста
8 — Если центральный электрод выполнен из никелевого сплава, то это не указывается. А если электрод с медным сердечником — появляется буква «М»
9 — В конце может располагаться порядковый номер разработки или модернизации
Например, свечи в нашем примере имеют обозначение А17ДВРМ. Это означает, что резьба их корпусов имеет размер М14х1,25 и длину 19 мм. Калильное число — 17. Тепловой конус изолятора выступает за корпус свечи. В свечу встроен резистор, а центральный электрод имеет медный сердечник.
Но иностранные производители свечей зажигания не придерживаются каких-либо единых правил маркировки. Поэтому подбирать импортный аналог отечественным свечам следует по таблице взаимозаменяемости.
Россия, ОСТ 37.003.081-98
BERU, Германия
BOSCH, Германия
NGK, Япония
DENSO, Чехия
BRISK, Чехия
А10Н
14-10A
W10AC
В4Н
W14F-U
N19
А11, А11-3
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11-1, А11-5
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11Р
14R-8A
WR8AC
BR5HS
W14FR-U
NR17
А14В, А14В-2
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17Y
А14ВМ
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17YC
А14ВР
14R8B
WR8BC
BPR4HS
W14FPR
NR17YC
А14Д
14-8С
W8CC
B5ES
W17ES
L17
А14ДВ
14-8DU
W8DC
BP5ES
W16EX
L17Y
А14ДВР
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
А14ДВРМ
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
АУ14ДВРМ
14FR-8DU
FR8DCU
BCPR5ES
Q16PR-U11
DR17YC
АМ17В
14S-7F
WS7F
ВРМ6А
W20MP-U
P17Y
А17В
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВМ
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВРМ
14R-7BU
WR7BC
BPR6HS
W16FPR
NR15Y
А17Д
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-1
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-10
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-W
н.д.
н.д.
BP6EK
W20ET
н.д.
А17ДВР
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
А17ДВМ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15YC
А17ДВРМ
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
АУ17ДВРМ
14FR-7DU
FR7DCU
BCPR6ES
Q20PR-U11
DR15YC
А20Д, А20Д-1
14-6CU
W7CC
B7ES
W20ES
L14
А23, А23-2
14-5AU
W5AC
В7Н
W22FS
N14
А23В
14-5BU
W5BC
BP7HS
W20FPR-L
N12Y
A23ДРМ
14-5C
W5CC
B7ES
W22ES
L14C
А23ДМ
14-5CU
W5CC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВМ
14-5DU
W5DC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВP
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А23ДВPМ
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А26ДВ-1
н.д.
н.д.
BP7EKN
W24ET-S
н.д.
M8-1
18-10A
V8A
A-6
L14-U
M18
Таблица применяемости основных типов свечей зажигания для отечественной техники
АВТОМОТОТЕХНИКА
СВЕЧА
ЗАЗОР
АВТОМОБИЛИ ВАЗ
2101,-02,-03,-04,-05,-06,-07,-21
А17ДВ
0,5
(год выпуска до 06.88)
А17ДВ-10
0,5; 0,7
2104,-05,-06,-07
А17ДВР
0,5
1111,2104, -06 (БСЗ)
А17ДВР
0,7
2108,-09,-099,-10,-213 (БЭС)
А17ДВРМ
0,7
2108,-09,-099.-10 (ЭСУД)
А17ДВРМ
1
ВАЗ РПД-311
А26ДВ-1
0,6
ВОЛГА
ГАЗ-21
А11
0,85
ГАЗ-24 (дв. ЗМЗ-24Д) и модификации
А17В
0,7
ГАЗ-3102 (дв. ЗМЗ-4022.10)
А14Д
0,7
ГАЗ-31021,-022,-024,-029 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31021,-023,-029, (дв. ЗМЗ-402.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31029 ((дв. ЗМЗ-4062.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 ((дв. ЗМЗ-4061.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 (дв. ЗМЗ-4025.10, ЗМЗ-4026.10)
А14В-2
0,8
ЗАЗ
966, 968 и их модификации
А23-2
0,75
МОСКВИЧ
407, 408, 410, 412, 2140
А20Д
0,7
2141
А17ДВ-10
0,7
ТАВРИЯ
ЗАЗ-1102
А17ДВ-10
0,7
УАЗ
31512 (дв. УМЗ-4178)
А11
0,85
31512 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А17В
0,7
31514
А11
0,85
31516
А11
0,85
31519
А11
0,85
3160
А17В
0,7
31601
А17В
0,7
ЧАЙКА
ГАЗ-14
А14ДВ
0,7
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
ГАЗ
41, 52, 53, 66, 71, 73
А11
0,85
307, 3402, 3403, 4905 и их модификации
А11
0,85
ЗИЛ
130, 131, 152, 157, 431, 433
А11
0,85
441, 495, 496, 508
А11
0,85
УАЗ
396, 452, 2206, 3303. 3741
А11
0,85
АВТОМОБИЛИ С ЭКРАНИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ
ЗИЛ
130, 375 и их модификации
СН302А
0,6
130, 375 и их модификации
СН302Б
0,6
131, 135ЛМ и их модификации
СН307В
0,5
УАЗ
452, 469 и их модификации
СН302Б
0,6
УРАЛ
Урал-375 и модификации
СН307В
0,5
АВТОБУСЫ
ЛАЗ
495, 499 и их модификации
А11
0,85
ЛИАЗ
677 и их модификации
А11
0,85
ПАЗ
3203, 3742 и их модификации
А11
0,85
АВТОБУСЫ
КаВЗ
685 и модификации
А11
0,85
РАФ
22038-02, 2203-01
А14В-2
0,8
МОТОЦИКЛЫ
Восход
А23В
0,7
Сова
А17В
0,7
ИЖ-Планета
А23В
0,7
ИЖ-Юпитер
А23В
0,7
ММВЗ-3.111
А23В
0,7
ММВЗ-3.112
А23В
0,7
Минск
А17В
0,7
МТ-10
А17В
0,7
Ява
А17В
0,7
Днепр
А14В
0,5
Урал
А14В
0,5
МОТОРОЛЛЕРЫ и МОПЕДЫ
Ветерок, Тулица, Турист
А17В
0,7
Рига, Карпаты, Верховина
А17В
0,7
ПОДОГРЕВАТЕЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БелАЗ, ГАЗ, Урал, КрАЗ, КАМАЗ
ПЖД-30, ПЖД-44, ПЖД-600
СН423
ПГД-20 и их модификации
СН423
ПУСКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТРАКТОРОВ
ПД-10
А11
0,85
П-46
М8-1
0,7
ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ
Москва 30Д
А17ДВ
0,7
Москва З0Д
А17ДВ-10
0,7
Москва 25
А17В
0,7
СНЕГОХОДЫ
Буран
А17ДВ
0,7
МОТОТЕХНИКА
Бензопилы
АМ17В
0,5
Средства малой механизации
(мотоплуги, мотокультиваторы и т.д.)
АМ17В
0,5
СТАЦИОНАРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Двигатель электроагрегата АБ8
СН305А
0,6
Компрессоры, турбоизоляционные и
очистные машины, автогудронаторы
(дв.ЗМЗ-404.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты электросварочные,
передвижные электростанции
(дв. ЗМЗ-403.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты с повышенными
требованиями в отношении качества
регулирования и уровня радиопомех
(дв. ЗМЗ-322.10)
А11
0,85
Стационарные двигатели СД-12,-16,-60
СН310
0,4
ГАЗОМОТОКОМПРЕССОРЫ
10ГКН
СН424
0,3
ГМ-8
СН424
0,3
ДР
СН441
0,3
МК-8
СН436
0,3
Скачать полные каталоги по свечам зажигания и свечам накаливания в формате pdf:
Исправность свечей зажигания определяет эффективность работы любого двигателя внутреннего сгорания. Эта деталь может выходить из строя, что требует незамедлительной замены. Важным фактором является взаимозаменяемость свечей зажигания. Чтобы ее определить, используется специальная таблица, в которой представлены разнообразные аналоги изделий различных фирм, одной из которых является японский производитель NGK.
Устройство свечей зажигания
Устройство этой детали предполагает наличие следующих компонентов:
Наконечник, необходимый для вывода контакта. С его помощью реализуется передача напряжения к центральному электроду. Это возможно благодаря наличию стержня из токопроводящего материала.
Изолятор. Этот компонент изготавливается из высококачественной керамики. Для него характерен волнистый внешний вид, такое устройство определяет величину пути прохождения напряжения. Внутри конуса изолятора располагается центральный электрод.
Уплотняющие прокладки. Необходимы для фиксации изолятора и улучшения проведения напряжения.
Цоколь.
Боковой и центральный электроды. Боковой электрод характеризуется изогнутой под прямым углом формой. Также он покрыт платиновым напылением для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения срока службы. Центральный электрод выполнен из термостойкого сплава, для него могут быть характерны разные параметры диаметра и высоты.
Уплотнительное кольцо. Необходимо для герметичности соединения блока цилиндров со свечой зажигания.
Корпус из металлического материала. Его качество определяет и общие характеристики детали. Важно, чтобы н нем не было царапин, радужных переливов, повреждений.
Устройство свечи зажигания производителя NGK
Важно, что между корпусом свечи зажигания и изолятором необходим воздушный зазор. Он способствует меньшему количеству нагара и самоочищению от него. Величина параметра в обязательном порядке указана в названии модели при помощи последних цифр.
При помощи резьбы на корпусе изделия деталь крепится к головке блока цилиндров. Металлический корпус изготавливается в виде шестигранника и покрывается веществом, предотвращающим коррозию. Свечное отверстие герметизируется при помощи свечного кольца. Форма опорной поверхности может быть конусной и плоской.
Высококачественная керамика свечей ngk обеспечивает эффективную изоляцию. Для снижения потерь энергии на поверхности керамики предусматриваются канавки с нанесенной на них глазурью, в то время, как часть изолятора, обращенная к камере сгорания, имеет коническую форму.
Середина керамического изолятора предусматривает место для расположения стержня контакта и центрального электрода, между которыми также может локализоваться резистор. Боковой электрод же приваривается к корпусу. Электроды изготавливаются из жаропрочного сплава.
С целью увеличения срока эксплуатации свечи зажигания она может комплектоваться несколькими боковыми электродами, которые могут покрываться иридием или платиной, благодаря чему имеют продолжительный срок эксплуатации.
Конструкция всех свечей практически одинакова, различия касаются только числовых характеристик изделия. Многие детали, к примеру, изделия ngk производятся с учетом всех требований по качеству и эксплуатационным характеристикам.
Таблица взаимозаменяемости свечей зажигания
Взаимозаменяемость этих изделий упрощает подбор детали для конкретного автомобиля. Окончание срока эксплуатации или же некоторые неисправности в работе изделия приводят к необходимости покупки новой детали. Для этого необходимо учесть все возможные параметры. С этим может помочь специальная таблица, в которой представлены различные аналоги свечей зажигания и характеристики этих изделий.
Таблица аналогов свечей зажигания
Россия, ОСТ 37.003.081-98
AC DELKO США
AUTOUTE США
BERU Германия
BOSCH Германия
CHAMPION США
EYQUEM Франция
MAGNETI, MARELU Италия
NGK Япония
NIPPON, DENSO Япония
BRISK(PAL) Чехия
BOSNA Югославия
A10H
45F
416
14-10A
W10AC
L86C
200
CW3N
B4H
W14F-U
N19
F40
A11, A11-3
45F
416
14-9A
W9AC
L86C
502
CW3N
B4H
W14F-U
N19
F40
A11-1, A11-5
45F
416
14-9A
W9AC
L86C
502
CW3N
B4H
W14F-U
N19
F40
A11P
R44F
415
14R-8A
WR8AC
RL86C
—
CW3NR
BR5HS
W14FR-U
NR17
F40R
A14B, A14B-2
43FS
275
14-8B
W8BC
L92YC
550S
CW7N
BP5HS
W14FP
N17Y
F55P
A14BM
C425FS
275
14-8B
W8BC
L92YC
550S
F7NC
BP5HS
W14FP
N17YC
F55P
A14BP
CR425FS
275
14R8B
WR8BC
RL87Y
RC42S
CW7NR
BPR4HS
W14FPR
NR17YC
F55PR
A14
C44XL
394
14-8C
W8CC
N5C
600L
CW6L
B5ES
W17ES
L17
FE50
A14AB
43XLS
55
148-DU
W8DC
N11YC
600LS
CW6LP
BP5ES
W16EX
L17Y
FE55P
A14BP
CR425XLS
65
14R-8DU
WR8DC
RN11YC
RC32LS
CW6LPR
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
FE55PR
A14BPM
CR425XLS
65
14R-8DU
WR8DC
RN11YC
RC32LS
F6LCR
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
FE55PR
А14ДВРМ
FR3LS
AP3924
14FR-8DU
FR8DCU
RC10YC
RFC42LS
6LCR
BCPR5ES
Q16PR-U11
DR17YC
SFE55CPR10
AM17B
CS42S
2974
14S-7F
WS7F
CJ7Y
700CTS
AW5C
BPM6A
W20MP-U
P17Y
—
A17B
42FS
274
14-7BU
W7BC
L87YC
600S
CW6NP
BP6HS
W16FP
N15Y
F65P
A17BM
42FS
274
14-7BU
W7BC
L87YC
C42S
F6NC
BP6HS
W16FP
N15Y
F65P
A17BPM
42FS
274
14R-7BU
WR7BC
RL87YC
RC42S
F6NCR
BPR6HS
W16FPR
NR15Y
F65PR
A17
42XLS
64
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7L
BP6ES
W20EP
L15Y
FE65P
Технические параметры свечей зажигания
При выборе свечей необходимо ознакомиться с основными параметрами:
Габаритно-присоединительные размеры. Они представляют собой диаметр, длину резьбы участка контакта и ее шаг, а также величину шестигранника. Эти параметры индивидуальны для каждого типа двигателя внутреннего сгорания, поскольку посадочные места на цилиндрах характеризуются уникальными конструктивными размерами.
Капельное число. Этот показатель отражает уровень теплового свойства и отражает характер нагрева свечи зажигания, меняющийся при различном уровне тепловой нагрузки двигателя. При небольшом капельном числе деталь называют горячей, то есть ее конус может нагреваться до 900 градусов Цельсия. Такие детали применимы в малофорсированных двигателях с небольшим показателем сжатия. Зажигание холодных свечей реализуется при больших величинах тепловой нагрузки, поэтому они применимы в высокофорсированных двигателях.
Показатель искрового зазора. Этот параметр указан в инструкции к автомобилю и находится в диапазоне от 0,5 до 2 мм. В некоторых случаях возможно изменение его размера.
Внешний вид свечи зажигания NGK.
Таким образом, выбор свечи зажигания является довольно сложным процессом. Чтобы его осуществить корректно, следует учитывать все рекомендации. Они позволят приобрести наиболее качественную и подходящую деталь для конкретной модели автотранспортного средства.
Свеча а10н — Лечение суставов
Свеча зажигания — одна из важнейших деталей, без которой невозможна работа бензинового двигателя, поскольку именно в процессе искрообразования происходит воспламенение топливовоздушной смеси. От своевременности воспламенения смеси воздуха и топлива зависит нормальное прохождение рабочего цикла двигателя.
Выбор свечей зажигания необходимо производить исходя из типа двигателя, а также из тех данных, которые указаны на маркировке свечей, однако при этом следует учитывать, что различные производители могут использовать отличную друг от друга систему обозначения.
Центральный электрод, изготовленный из сплава никеля с сердечником из меди с большой степенью теплопроводности, позволяет оптимизировать температурный баланс рабочих частей свечи зажигания. Наконечник центрального электрода изготовлен из железо-никелевых сплавов с добавлением меди, хрома и благородных и редкоземельных металлов.
Раньше свечи периодически вынимали и удаляли следы эрозии наждаком. Сейчас, благодаря применению сплавов с редкоземельными и благородными металлами (иттрий, иридий, платина, вольфрам, палладий), нужда в зачистке электродов практически отпала. Срок службы при этом существенно вырос.
Калильное число свечей зажигания указывает на максимально допустимую температуру при нагрузке свечи. Чем выше калильное число, тем выше предельно допустимая температурная нагрузка. Диапазон температур нагрева рабочих поверхностей свечи, в зависимости от двигателя, колеблется от 500 до 900С. Если подбор свечи зажигания проходил без учета калильного числа, велик риск возникновения калильного зажигания, то есть воспламенения не от искры, а от раскаленной поверхности. Результатом калильного зажигания становиться прогоревшие клапана, поршни, разрушенная свеча.
Маркировка отечественных свечей зажигания определяется ОСТом 37.003.081 — 98.
Пример прочтения маркировки свечи А17ДВРМ.
А К У 17 Д В Р М — 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 — Первая буква обозначает размерность резьбы на корпусе свечи. Возможны два варианта: «А» — это резьба М14х1,25, «М» — М18х1,5
2 — Существуют два вида установки свечи зажигания в головку блока цилидров. Наиболее распространено соединение плоских опорных поверхностей (свечи и головки) через уплотнительное кольцо (в этом случае позиция «2» пуста). Другой вариант — с конической опорной поверхностью свечи зажигания (обозначается буквой «К»)
3 — Здесь указывается размер под ключ. «У» — это уменьшенный до 16,0 мм размер шестигранника, как на свечах для шестнадцатиклапанных двигателей. Буква «М» соответствует 19-миллиметровому ключу. А если буква не указана, как у большинства свечей, то размер ключа — 20,8 мм
4 — Цифры соответствуют калильным числам из ряда 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Наименьшее калильное число соответствует «горячей» свече, наибольшее — «холодной»
5 — Позиция указывает длину резьбы на корпусе свечи зажигания. Для свечей с плоской опорной поверхностью буква «Д» соответствует длине в 19 мм, отсутствие буквы — 12,7 мм
6 — Тепловой конус изолятора может по-разному располагаться относительно металлического корпуса свечи. Если он выступает за корпус, то в обозначении появляется буква «В». Если позиция свободна, то выступания нет
7 — Наличие помехоподавительного резистора обозначается буквой «Р». Если резистора нет — позиция пуста
8 — Если центральный электрод выполнен из никелевого сплава, то это не указывается. А если электрод с медным сердечником — появляется буква «М»
9 — В конце может располагаться порядковый номер разработки или модернизации
Например, свечи в нашем примере имеют обозначение А17ДВРМ. Это означает, что резьба их корпусов имеет размер М14х1,25 и длину 19 мм. Калильное число — 17. Тепловой конус изолятора выступает за корпус свечи. В свечу встроен резистор, а центральный электрод имеет медный сердечник.
Но иностранные производители свечей зажигания не придерживаются каких-либо единых правил маркировки. Поэтому подбирать импортный аналог отечественным свечам следует по таблице взаимозаменяемости.
Россия, ОСТ 37.003.081-98
BERU, Германия
BOSCH, Германия
NGK, Япония
DENSO, Чехия
BRISK, Чехия
А10Н
14-10A
W10AC
В4Н
W14F-U
N19
А11, А11-3
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11-1, А11-5
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11Р
14R-8A
WR8AC
BR5HS
W14FR-U
NR17
А14В, А14В-2
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17Y
А14ВМ
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17YC
А14ВР
14R8B
WR8BC
BPR4HS
W14FPR
NR17YC
А14Д
14-8С
W8CC
B5ES
W17ES
L17
А14ДВ
14-8DU
W8DC
BP5ES
W16EX
L17Y
А14ДВР
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
А14ДВРМ
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
АУ14ДВРМ
14FR-8DU
FR8DCU
BCPR5ES
Q16PR-U11
DR17YC
АМ17В
14S-7F
WS7F
ВРМ6А
W20MP-U
P17Y
А17В
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВМ
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВРМ
14R-7BU
WR7BC
BPR6HS
W16FPR
NR15Y
А17Д
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-1
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-10
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-W
н.д.
н.д.
BP6EK
W20ET
н.д.
А17ДВР
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
А17ДВМ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15YC
А17ДВРМ
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
АУ17ДВРМ
14FR-7DU
FR7DCU
BCPR6ES
Q20PR-U11
DR15YC
А20Д, А20Д-1
14-6CU
W7CC
B7ES
W20ES
L14
А23, А23-2
14-5AU
W5AC
В7Н
W22FS
N14
А23В
14-5BU
W5BC
BP7HS
W20FPR-L
N12Y
A23ДРМ
14-5C
W5CC
B7ES
W22ES
L14C
А23ДМ
14-5CU
W5CC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВМ
14-5DU
W5DC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВP
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А23ДВPМ
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А26ДВ-1
н.д.
н.д.
BP7EKN
W24ET-S
н.д.
M8-1
18-10A
V8A
A-6
L14-U
M18
Таблица применяемости основных типов свечей зажигания для отечественной техники
АВТОМОТОТЕХНИКА
СВЕЧА
ЗАЗОР
АВТОМОБИЛИ ВАЗ
2101,-02,-03,-04,-05,-06,-07,-21
А17ДВ
0,5
(год выпуска до 06.88)
А17ДВ-10
0,5; 0,7
2104,-05,-06,-07
А17ДВР
0,5
1111,2104, -06 (БСЗ)
А17ДВР
0,7
2108,-09,-099,-10,-213 (БЭС)
А17ДВРМ
0,7
2108,-09,-099.-10 (ЭСУД)
А17ДВРМ
1
ВАЗ РПД-311
А26ДВ-1
0,6
ВОЛГА
ГАЗ-21
А11
0,85
ГАЗ-24 (дв. ЗМЗ-24Д) и модификации
А17В
0,7
ГАЗ-3102 (дв. ЗМЗ-4022.10)
А14Д
0,7
ГАЗ-31021,-022,-024,-029 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31021,-023,-029, (дв. ЗМЗ-402.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31029 ((дв. ЗМЗ-4062.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 ((дв. ЗМЗ-4061.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 (дв. ЗМЗ-4025.10, ЗМЗ-4026.10)
А14В-2
0,8
ЗАЗ
966, 968 и их модификации
А23-2
0,75
МОСКВИЧ
407, 408, 410, 412, 2140
А20Д
0,7
2141
А17ДВ-10
0,7
ТАВРИЯ
ЗАЗ-1102
А17ДВ-10
0,7
УАЗ
31512 (дв. УМЗ-4178)
А11
0,85
31512 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А17В
0,7
31514
А11
0,85
31516
А11
0,85
31519
А11
0,85
3160
А17В
0,7
31601
А17В
0,7
ЧАЙКА
ГАЗ-14
А14ДВ
0,7
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
ГАЗ
41, 52, 53, 66, 71, 73
А11
0,85
307, 3402, 3403, 4905 и их модификации
А11
0,85
ЗИЛ
130, 131, 152, 157, 431, 433
А11
0,85
441, 495, 496, 508
А11
0,85
УАЗ
396, 452, 2206, 3303. 3741
А11
0,85
АВТОМОБИЛИ С ЭКРАНИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ
ЗИЛ
130, 375 и их модификации
СН302А
0,6
130, 375 и их модификации
СН302Б
0,6
131, 135ЛМ и их модификации
СН307В
0,5
УАЗ
452, 469 и их модификации
СН302Б
0,6
УРАЛ
Урал-375 и модификации
СН307В
0,5
АВТОБУСЫ
ЛАЗ
495, 499 и их модификации
А11
0,85
ЛИАЗ
677 и их модификации
А11
0,85
ПАЗ
3203, 3742 и их модификации
А11
0,85
АВТОБУСЫ
КаВЗ
685 и модификации
А11
0,85
РАФ
22038-02, 2203-01
А14В-2
0,8
МОТОЦИКЛЫ
Восход
А23В
0,7
Сова
А17В
0,7
ИЖ-Планета
А23В
0,7
ИЖ-Юпитер
А23В
0,7
ММВЗ-3.111
А23В
0,7
ММВЗ-3.112
А23В
0,7
Минск
А17В
0,7
МТ-10
А17В
0,7
Ява
А17В
0,7
Днепр
А14В
0,5
Урал
А14В
0,5
МОТОРОЛЛЕРЫ и МОПЕДЫ
Ветерок, Тулица, Турист
А17В
0,7
Рига, Карпаты, Верховина
А17В
0,7
ПОДОГРЕВАТЕЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БелАЗ, ГАЗ, Урал, КрАЗ, КАМАЗ
ПЖД-30, ПЖД-44, ПЖД-600
СН423
ПГД-20 и их модификации
СН423
ПУСКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТРАКТОРОВ
ПД-10
А11
0,85
П-46
М8-1
0,7
ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ
Москва 30Д
А17ДВ
0,7
Москва З0Д
А17ДВ-10
0,7
Москва 25
А17В
0,7
СНЕГОХОДЫ
Буран
А17ДВ
0,7
МОТОТЕХНИКА
Бензопилы
АМ17В
0,5
Средства малой механизации
(мотоплуги, мотокультиваторы и т.д.)
АМ17В
0,5
СТАЦИОНАРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Двигатель электроагрегата АБ8
СН305А
0,6
Компрессоры, турбоизоляционные и
очистные машины, автогудронаторы
(дв.ЗМЗ-404.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты электросварочные,
передвижные электростанции
(дв. ЗМЗ-403.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты с повышенными
требованиями в отношении качества
регулирования и уровня радиопомех
(дв. ЗМЗ-322.10)
А11
0,85
Стационарные двигатели СД-12,-16,-60
СН310
0,4
ГАЗОМОТОКОМПРЕССОРЫ
10ГКН
СН424
0,3
ГМ-8
СН424
0,3
ДР
СН441
0,3
МК-8
СН436
0,3
Скачать полные каталоги по свечам зажигания и свечам накаливания в формате pdf:
Свеча зажигания — одна из важнейших деталей, без которой невозможна работа бензинового двигателя, поскольку именно в процессе искрообразования происходит воспламенение топливовоздушной смеси. От своевременности воспламенения смеси воздуха и топлива зависит нормальное прохождение рабочего цикла двигателя.
Выбор свечей зажигания необходимо производить исходя из типа двигателя, а также из тех данных, которые указаны на маркировке свечей, однако при этом следует учитывать, что различные производители могут использовать отличную друг от друга систему обозначения.
Центральный электрод, изготовленный из сплава никеля с сердечником из меди с большой степенью теплопроводности, позволяет оптимизировать температурный баланс рабочих частей свечи зажигания. Наконечник центрального электрода изготовлен из железо-никелевых сплавов с добавлением меди, хрома и благородных и редкоземельных металлов.
Раньше свечи периодически вынимали и удаляли следы эрозии наждаком. Сейчас, благодаря применению сплавов с редкоземельными и благородными металлами (иттрий, иридий, платина, вольфрам, палладий), нужда в зачистке электродов практически отпала. Срок службы при этом существенно вырос.
Калильное число свечей зажигания указывает на максимально допустимую температуру при нагрузке свечи. Чем выше калильное число, тем выше предельно допустимая температурная нагрузка. Диапазон температур нагрева рабочих поверхностей свечи, в зависимости от двигателя, колеблется от 500 до 900С. Если подбор свечи зажигания проходил без учета калильного числа, велик риск возникновения калильного зажигания, то есть воспламенения не от искры, а от раскаленной поверхности. Результатом калильного зажигания становиться прогоревшие клапана, поршни, разрушенная свеча.
Маркировка отечественных свечей зажигания определяется ОСТом 37.003.081 — 98.
Пример прочтения маркировки свечи А17ДВРМ.
А К У 17 Д В Р М — 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 — Первая буква обозначает размерность резьбы на корпусе свечи. Возможны два варианта: «А» — это резьба М14х1,25, «М» — М18х1,5
2 — Существуют два вида установки свечи зажигания в головку блока цилидров. Наиболее распространено соединение плоских опорных поверхностей (свечи и головки) через уплотнительное кольцо (в этом случае позиция «2» пуста). Другой вариант — с конической опорной поверхностью свечи зажигания (обозначается буквой «К»)
3 — Здесь указывается размер под ключ. «У» — это уменьшенный до 16,0 мм размер шестигранника, как на свечах для шестнадцатиклапанных двигателей. Буква «М» соответствует 19-миллиметровому ключу. А если буква не указана, как у большинства свечей, то размер ключа — 20,8 мм
4 — Цифры соответствуют калильным числам из ряда 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Наименьшее калильное число соответствует «горячей» свече, наибольшее — «холодной»
5 — Позиция указывает длину резьбы на корпусе свечи зажигания. Для свечей с плоской опорной поверхностью буква «Д» соответствует длине в 19 мм, отсутствие буквы — 12,7 мм
6 — Тепловой конус изолятора может по-разному располагаться относительно металлического корпуса свечи. Если он выступает за корпус, то в обозначении появляется буква «В». Если позиция свободна, то выступания нет
7 — Наличие помехоподавительного резистора обозначается буквой «Р». Если резистора нет — позиция пуста
8 — Если центральный электрод выполнен из никелевого сплава, то это не указывается. А если электрод с медным сердечником — появляется буква «М»
9 — В конце может располагаться порядковый номер разработки или модернизации
Например, свечи в нашем примере имеют обозначение А17ДВРМ. Это означает, что резьба их корпусов имеет размер М14х1,25 и длину 19 мм. Калильное число — 17. Тепловой конус изолятора выступает за корпус свечи. В свечу встроен резистор, а центральный электрод имеет медный сердечник.
Но иностранные производители свечей зажигания не придерживаются каких-либо единых правил маркировки. Поэтому подбирать импортный аналог отечественным свечам следует по таблице взаимозаменяемости.
Россия, ОСТ 37.003.081-98
BERU, Германия
BOSCH, Германия
NGK, Япония
DENSO, Чехия
BRISK, Чехия
А10Н
14-10A
W10AC
В4Н
W14F-U
N19
А11, А11-3
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11-1, А11-5
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11Р
14R-8A
WR8AC
BR5HS
W14FR-U
NR17
А14В, А14В-2
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17Y
А14ВМ
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17YC
А14ВР
14R8B
WR8BC
BPR4HS
W14FPR
NR17YC
А14Д
14-8С
W8CC
B5ES
W17ES
L17
А14ДВ
14-8DU
W8DC
BP5ES
W16EX
L17Y
А14ДВР
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
А14ДВРМ
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
АУ14ДВРМ
14FR-8DU
FR8DCU
BCPR5ES
Q16PR-U11
DR17YC
АМ17В
14S-7F
WS7F
ВРМ6А
W20MP-U
P17Y
А17В
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВМ
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВРМ
14R-7BU
WR7BC
BPR6HS
W16FPR
NR15Y
А17Д
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-1
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-10
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-W
н.д.
н.д.
BP6EK
W20ET
н.д.
А17ДВР
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
А17ДВМ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15YC
А17ДВРМ
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
АУ17ДВРМ
14FR-7DU
FR7DCU
BCPR6ES
Q20PR-U11
DR15YC
А20Д, А20Д-1
14-6CU
W7CC
B7ES
W20ES
L14
А23, А23-2
14-5AU
W5AC
В7Н
W22FS
N14
А23В
14-5BU
W5BC
BP7HS
W20FPR-L
N12Y
A23ДРМ
14-5C
W5CC
B7ES
W22ES
L14C
А23ДМ
14-5CU
W5CC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВМ
14-5DU
W5DC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВP
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А23ДВPМ
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А26ДВ-1
н.д.
н.д.
BP7EKN
W24ET-S
н.д.
M8-1
18-10A
V8A
A-6
L14-U
M18
Таблица применяемости основных типов свечей зажигания для отечественной техники
АВТОМОТОТЕХНИКА
СВЕЧА
ЗАЗОР
АВТОМОБИЛИ ВАЗ
2101,-02,-03,-04,-05,-06,-07,-21
А17ДВ
0,5
(год выпуска до 06.88)
А17ДВ-10
0,5; 0,7
2104,-05,-06,-07
А17ДВР
0,5
1111,2104, -06 (БСЗ)
А17ДВР
0,7
2108,-09,-099,-10,-213 (БЭС)
А17ДВРМ
0,7
2108,-09,-099.-10 (ЭСУД)
А17ДВРМ
1
ВАЗ РПД-311
А26ДВ-1
0,6
ВОЛГА
ГАЗ-21
А11
0,85
ГАЗ-24 (дв. ЗМЗ-24Д) и модификации
А17В
0,7
ГАЗ-3102 (дв. ЗМЗ-4022.10)
А14Д
0,7
ГАЗ-31021,-022,-024,-029 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31021,-023,-029, (дв. ЗМЗ-402.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31029 ((дв. ЗМЗ-4062.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 ((дв. ЗМЗ-4061.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 (дв. ЗМЗ-4025.10, ЗМЗ-4026.10)
А14В-2
0,8
ЗАЗ
966, 968 и их модификации
А23-2
0,75
МОСКВИЧ
407, 408, 410, 412, 2140
А20Д
0,7
2141
А17ДВ-10
0,7
ТАВРИЯ
ЗАЗ-1102
А17ДВ-10
0,7
УАЗ
31512 (дв. УМЗ-4178)
А11
0,85
31512 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А17В
0,7
31514
А11
0,85
31516
А11
0,85
31519
А11
0,85
3160
А17В
0,7
31601
А17В
0,7
ЧАЙКА
ГАЗ-14
А14ДВ
0,7
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
ГАЗ
41, 52, 53, 66, 71, 73
А11
0,85
307, 3402, 3403, 4905 и их модификации
А11
0,85
ЗИЛ
130, 131, 152, 157, 431, 433
А11
0,85
441, 495, 496, 508
А11
0,85
УАЗ
396, 452, 2206, 3303. 3741
А11
0,85
АВТОМОБИЛИ С ЭКРАНИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ
ЗИЛ
130, 375 и их модификации
СН302А
0,6
130, 375 и их модификации
СН302Б
0,6
131, 135ЛМ и их модификации
СН307В
0,5
УАЗ
452, 469 и их модификации
СН302Б
0,6
УРАЛ
Урал-375 и модификации
СН307В
0,5
АВТОБУСЫ
ЛАЗ
495, 499 и их модификации
А11
0,85
ЛИАЗ
677 и их модификации
А11
0,85
ПАЗ
3203, 3742 и их модификации
А11
0,85
АВТОБУСЫ
КаВЗ
685 и модификации
А11
0,85
РАФ
22038-02, 2203-01
А14В-2
0,8
МОТОЦИКЛЫ
Восход
А23В
0,7
Сова
А17В
0,7
ИЖ-Планета
А23В
0,7
ИЖ-Юпитер
А23В
0,7
ММВЗ-3.111
А23В
0,7
ММВЗ-3.112
А23В
0,7
Минск
А17В
0,7
МТ-10
А17В
0,7
Ява
А17В
0,7
Днепр
А14В
0,5
Урал
А14В
0,5
МОТОРОЛЛЕРЫ и МОПЕДЫ
Ветерок, Тулица, Турист
А17В
0,7
Рига, Карпаты, Верховина
А17В
0,7
ПОДОГРЕВАТЕЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БелАЗ, ГАЗ, Урал, КрАЗ, КАМАЗ
ПЖД-30, ПЖД-44, ПЖД-600
СН423
ПГД-20 и их модификации
СН423
ПУСКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТРАКТОРОВ
ПД-10
А11
0,85
П-46
М8-1
0,7
ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ
Москва 30Д
А17ДВ
0,7
Москва З0Д
А17ДВ-10
0,7
Москва 25
А17В
0,7
СНЕГОХОДЫ
Буран
А17ДВ
0,7
МОТОТЕХНИКА
Бензопилы
АМ17В
0,5
Средства малой механизации
(мотоплуги, мотокультиваторы и т.д.)
АМ17В
0,5
СТАЦИОНАРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Двигатель электроагрегата АБ8
СН305А
0,6
Компрессоры, турбоизоляционные и
очистные машины, автогудронаторы
(дв.ЗМЗ-404.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты электросварочные,
передвижные электростанции
(дв. ЗМЗ-403.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты с повышенными
требованиями в отношении качества
регулирования и уровня радиопомех
(дв. ЗМЗ-322.10)
А11
0,85
Стационарные двигатели СД-12,-16,-60
СН310
0,4
ГАЗОМОТОКОМПРЕССОРЫ
10ГКН
СН424
0,3
ГМ-8
СН424
0,3
ДР
СН441
0,3
МК-8
СН436
0,3
Скачать полные каталоги по свечам зажигания и свечам накаливания в формате pdf:
Свеча зажигания — одна из важнейших деталей, без которой невозможна работа бензинового двигателя, поскольку именно в процессе искрообразования происходит воспламенение топливовоздушной смеси. От своевременности воспламенения смеси воздуха и топлива зависит нормальное прохождение рабочего цикла двигателя.
Выбор свечей зажигания необходимо производить исходя из типа двигателя, а также из тех данных, которые указаны на маркировке свечей, однако при этом следует учитывать, что различные производители могут использовать отличную друг от друга систему обозначения.
Центральный электрод, изготовленный из сплава никеля с сердечником из меди с большой степенью теплопроводности, позволяет оптимизировать температурный баланс рабочих частей свечи зажигания. Наконечник центрального электрода изготовлен из железо-никелевых сплавов с добавлением меди, хрома и благородных и редкоземельных металлов.
Раньше свечи периодически вынимали и удаляли следы эрозии наждаком. Сейчас, благодаря применению сплавов с редкоземельными и благородными металлами (иттрий, иридий, платина, вольфрам, палладий), нужда в зачистке электродов практически отпала. Срок службы при этом существенно вырос.
Калильное число свечей зажигания указывает на максимально допустимую температуру при нагрузке свечи. Чем выше калильное число, тем выше предельно допустимая температурная нагрузка. Диапазон температур нагрева рабочих поверхностей свечи, в зависимости от двигателя, колеблется от 500 до 900С. Если подбор свечи зажигания проходил без учета калильного числа, велик риск возникновения калильного зажигания, то есть воспламенения не от искры, а от раскаленной поверхности. Результатом калильного зажигания становиться прогоревшие клапана, поршни, разрушенная свеча.
Маркировка отечественных свечей зажигания определяется ОСТом 37.003.081 — 98.
Пример прочтения маркировки свечи А17ДВРМ.
А К У 17 Д В Р М — 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 — Первая буква обозначает размерность резьбы на корпусе свечи. Возможны два варианта: «А» — это резьба М14х1,25, «М» — М18х1,5
2 — Существуют два вида установки свечи зажигания в головку блока цилидров. Наиболее распространено соединение плоских опорных поверхностей (свечи и головки) через уплотнительное кольцо (в этом случае позиция «2» пуста). Другой вариант — с конической опорной поверхностью свечи зажигания (обозначается буквой «К»)
3 — Здесь указывается размер под ключ. «У» — это уменьшенный до 16,0 мм размер шестигранника, как на свечах для шестнадцатиклапанных двигателей. Буква «М» соответствует 19-миллиметровому ключу. А если буква не указана, как у большинства свечей, то размер ключа — 20,8 мм
4 — Цифры соответствуют калильным числам из ряда 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Наименьшее калильное число соответствует «горячей» свече, наибольшее — «холодной»
5 — Позиция указывает длину резьбы на корпусе свечи зажигания. Для свечей с плоской опорной поверхностью буква «Д» соответствует длине в 19 мм, отсутствие буквы — 12,7 мм
6 — Тепловой конус изолятора может по-разному располагаться относительно металлического корпуса свечи. Если он выступает за корпус, то в обозначении появляется буква «В». Если позиция свободна, то выступания нет
7 — Наличие помехоподавительного резистора обозначается буквой «Р». Если резистора нет — позиция пуста
8 — Если центральный электрод выполнен из никелевого сплава, то это не указывается. А если электрод с медным сердечником — появляется буква «М»
9 — В конце может располагаться порядковый номер разработки или модернизации
Например, свечи в нашем примере имеют обозначение А17ДВРМ. Это означает, что резьба их корпусов имеет размер М14х1,25 и длину 19 мм. Калильное число — 17. Тепловой конус изолятора выступает за корпус свечи. В свечу встроен резистор, а центральный электрод имеет медный сердечник.
Но иностранные производители свечей зажигания не придерживаются каких-либо единых правил маркировки. Поэтому подбирать импортный аналог отечественным свечам следует по таблице взаимозаменяемости.
Россия, ОСТ 37.003.081-98
BERU, Германия
BOSCH, Германия
NGK, Япония
DENSO, Чехия
BRISK, Чехия
А10Н
14-10A
W10AC
В4Н
W14F-U
N19
А11, А11-3
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11-1, А11-5
14-9A
W9AC
В4Н
W14F-U
N19
А11Р
14R-8A
WR8AC
BR5HS
W14FR-U
NR17
А14В, А14В-2
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17Y
А14ВМ
14-8B
W8BC
BP5HS
W14FP
N17YC
А14ВР
14R8B
WR8BC
BPR4HS
W14FPR
NR17YC
А14Д
14-8С
W8CC
B5ES
W17ES
L17
А14ДВ
14-8DU
W8DC
BP5ES
W16EX
L17Y
А14ДВР
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
А14ДВРМ
14R-8DU
WR8DC
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
АУ14ДВРМ
14FR-8DU
FR8DCU
BCPR5ES
Q16PR-U11
DR17YC
АМ17В
14S-7F
WS7F
ВРМ6А
W20MP-U
P17Y
А17В
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВМ
14-7BU
W7BC
BP6HS
W16FP
N15Y
А17ВРМ
14R-7BU
WR7BC
BPR6HS
W16FPR
NR15Y
А17Д
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-1
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-10
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15Y
А17ДВ-W
н.д.
н.д.
BP6EK
W20ET
н.д.
А17ДВР
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
А17ДВМ
14-7DU
W7DC
BP6ES
W20EP
L15YC
А17ДВРМ
14R-7DU
WR7DC
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
АУ17ДВРМ
14FR-7DU
FR7DCU
BCPR6ES
Q20PR-U11
DR15YC
А20Д, А20Д-1
14-6CU
W7CC
B7ES
W20ES
L14
А23, А23-2
14-5AU
W5AC
В7Н
W22FS
N14
А23В
14-5BU
W5BC
BP7HS
W20FPR-L
N12Y
A23ДРМ
14-5C
W5CC
B7ES
W22ES
L14C
А23ДМ
14-5CU
W5CC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВМ
14-5DU
W5DC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
А23ДВP
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А23ДВPМ
14R-5DU
WR5DC
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
А26ДВ-1
н.д.
н.д.
BP7EKN
W24ET-S
н.д.
M8-1
18-10A
V8A
A-6
L14-U
M18
Таблица применяемости основных типов свечей зажигания для отечественной техники
АВТОМОТОТЕХНИКА
СВЕЧА
ЗАЗОР
АВТОМОБИЛИ ВАЗ
2101,-02,-03,-04,-05,-06,-07,-21
А17ДВ
0,5
(год выпуска до 06.88)
А17ДВ-10
0,5; 0,7
2104,-05,-06,-07
А17ДВР
0,5
1111,2104, -06 (БСЗ)
А17ДВР
0,7
2108,-09,-099,-10,-213 (БЭС)
А17ДВРМ
0,7
2108,-09,-099.-10 (ЭСУД)
А17ДВРМ
1
ВАЗ РПД-311
А26ДВ-1
0,6
ВОЛГА
ГАЗ-21
А11
0,85
ГАЗ-24 (дв. ЗМЗ-24Д) и модификации
А17В
0,7
ГАЗ-3102 (дв. ЗМЗ-4022.10)
А14Д
0,7
ГАЗ-31021,-022,-024,-029 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31021,-023,-029, (дв. ЗМЗ-402.10)
А14ВР
0,8
ГАЗ-31029 ((дв. ЗМЗ-4062.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 ((дв. ЗМЗ-4061.10)
А14ДВР
0,7
ГАЗ-3302 (дв. ЗМЗ-4025.10, ЗМЗ-4026.10)
А14В-2
0,8
ЗАЗ
966, 968 и их модификации
А23-2
0,75
МОСКВИЧ
407, 408, 410, 412, 2140
А20Д
0,7
2141
А17ДВ-10
0,7
ТАВРИЯ
ЗАЗ-1102
А17ДВ-10
0,7
УАЗ
31512 (дв. УМЗ-4178)
А11
0,85
31512 (дв. ЗМЗ-4021.10)
А17В
0,7
31514
А11
0,85
31516
А11
0,85
31519
А11
0,85
3160
А17В
0,7
31601
А17В
0,7
ЧАЙКА
ГАЗ-14
А14ДВ
0,7
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
ГАЗ
41, 52, 53, 66, 71, 73
А11
0,85
307, 3402, 3403, 4905 и их модификации
А11
0,85
ЗИЛ
130, 131, 152, 157, 431, 433
А11
0,85
441, 495, 496, 508
А11
0,85
УАЗ
396, 452, 2206, 3303. 3741
А11
0,85
АВТОМОБИЛИ С ЭКРАНИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ
ЗИЛ
130, 375 и их модификации
СН302А
0,6
130, 375 и их модификации
СН302Б
0,6
131, 135ЛМ и их модификации
СН307В
0,5
УАЗ
452, 469 и их модификации
СН302Б
0,6
УРАЛ
Урал-375 и модификации
СН307В
0,5
АВТОБУСЫ
ЛАЗ
495, 499 и их модификации
А11
0,85
ЛИАЗ
677 и их модификации
А11
0,85
ПАЗ
3203, 3742 и их модификации
А11
0,85
АВТОБУСЫ
КаВЗ
685 и модификации
А11
0,85
РАФ
22038-02, 2203-01
А14В-2
0,8
МОТОЦИКЛЫ
Восход
А23В
0,7
Сова
А17В
0,7
ИЖ-Планета
А23В
0,7
ИЖ-Юпитер
А23В
0,7
ММВЗ-3.111
А23В
0,7
ММВЗ-3.112
А23В
0,7
Минск
А17В
0,7
МТ-10
А17В
0,7
Ява
А17В
0,7
Днепр
А14В
0,5
Урал
А14В
0,5
МОТОРОЛЛЕРЫ и МОПЕДЫ
Ветерок, Тулица, Турист
А17В
0,7
Рига, Карпаты, Верховина
А17В
0,7
ПОДОГРЕВАТЕЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БелАЗ, ГАЗ, Урал, КрАЗ, КАМАЗ
ПЖД-30, ПЖД-44, ПЖД-600
СН423
ПГД-20 и их модификации
СН423
ПУСКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТРАКТОРОВ
ПД-10
А11
0,85
П-46
М8-1
0,7
ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ
Москва 30Д
А17ДВ
0,7
Москва З0Д
А17ДВ-10
0,7
Москва 25
А17В
0,7
СНЕГОХОДЫ
Буран
А17ДВ
0,7
МОТОТЕХНИКА
Бензопилы
АМ17В
0,5
Средства малой механизации
(мотоплуги, мотокультиваторы и т.д.)
АМ17В
0,5
СТАЦИОНАРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Двигатель электроагрегата АБ8
СН305А
0,6
Компрессоры, турбоизоляционные и
очистные машины, автогудронаторы
(дв.ЗМЗ-404.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты электросварочные,
передвижные электростанции
(дв. ЗМЗ-403.10)
А11
0,85
Стационарные агрегаты с повышенными
требованиями в отношении качества
регулирования и уровня радиопомех
(дв. ЗМЗ-322.10)
А11
0,85
Стационарные двигатели СД-12,-16,-60
СН310
0,4
ГАЗОМОТОКОМПРЕССОРЫ
10ГКН
СН424
0,3
ГМ-8
СН424
0,3
ДР
СН441
0,3
МК-8
СН436
0,3
Скачать полные каталоги по свечам зажигания и свечам накаливания в формате pdf:
Взаимозаменяемость свечей зажигания – как правильно выбрать новую свечу?
Когда требуется замена свечей зажигания, многие автолюбители, стремясь улучшить рабочие характеристики двигателя, стараются подобрать что-нибудь новенькое, эксклюзивное. Однако, как говорится, лучшее – враг хорошего, и далеко не всякая продукция с мировым именем может подойти. Чтобы не «обжечься» при покупке новых свечей, надо знать по каким критериям их выбирать.
Главные критерии выбора свечей зажигания
Прежде всего, как бы ни было велико желание улучшить работу двигателя, всегда следует устанавливать свечи только тех марок, которые рекомендованы в прилагаемом к автомобилю руководстве по эксплуатации. Если выполнить это не представляется возможным, надо для новых свечей выдержать следующие основные условия соответствия штатным:
Ввертываемая часть должна быть идентичных размеров.
Тепловая характеристика должна быть наиболее близкой.
Выполнить эти требования поможет специальная таблица взаимозаменяемости, представленная ниже.
Установка свечей зажигания
Первый пункт затрагивает все габаритно-присоединительные параметры: длину части, на которой нарезана резьба; шаг и диаметр этой резьбы; размер шестигранника, соответствующий номеру ключа, используемого для установки свечи. Все они жестко привязаны к каждой модели двигателя. Свечи с неподходящей резьбой или шестигранником просто невозможно будет установить. Ничего хорошего не получится, если попытаться «запихать» вместо обычных (коротких) 12 мм длинные – 19 мм. Имеется в виду длина части, где нарезана резьба. В лучшем случае движок станет плохо работать, а при худшем раскладе ему потом потребуется ремонт, и порой очень даже серьезный.
Немаловажной является и величина зазора между электродами. Она указывается в «Руководстве» к автомобилю. Однако для многих свечей зажигания параметры искрового зазора указываются в их маркировке либо на упаковке. Эта величина всегда ограничена пределами 0,5–2 мм. Зазор может быть регулируемым (подгибают боковой электрод) и нерегулируемым – это зависит от конструкции электродов. Регулировку невозможно выполнить на свечах, у которых отсутствуют боковые электроды, или они есть, но их несколько, и они «объединены».
Что нужно знать о калильном числе?
Теперь о втором пункте взаимозаменяемости – соответствие тепловых характеристик. Их показателем является калильное число, которое указывается в маркировке и отражает способность свечей зажигания нагреваться в условиях различных температурных нагрузок двигателя. Ведь они от десятков до сотен раз в секунду то находятся в среде очень раскаленного газа с высоким давлением, температурами, измеряемыми несколькими тысячами градусов, и электрическим напряжением до 30 000 В, то оказываются под воздействием рабочей смеси, только что образованной из паров бензина и атмосферного воздуха, имеющих температуру почти, как у окружающей среды.
Отечественная промышленность производит свечи с калильными числами 8, 10, 11, 14, 17, 20, 23 и 26 (все типы перечислены ниже в таблице). У зарубежной продукции нет единой шкалы. Свечи с большим калильным числом называют холодными, а с маленьким – горячими. Они отличаются комбинацией различных конструктивных особенностей корпуса, изолятора и других деталей, которые обеспечивают изделиям первого вида гораздо лучший отвод тепла, чем у второго. Собственно, калильное число отражает способность свечей накапливать тепло.
Конструктивные особенности корпуса
Для нормальной работы двигателя и безотказной работы любых свечей последние должны нагреваться до 600–800 °C и не выше 900 °C, иначе начнется калильное самовоспламенение рабочей смеси – детонация. А если температура будет ниже 600 °C, то на свече начнут накапливаться продукты сгорания, от которых она сама освобождается при большем нагреве – они дожигаются и смываются потоком горящих газов.
На разных двигателях условия работы свечей отличаются, ведь они будут подвергаться неодинаковым температурным нагрузкам.
Условия работы свечей
На мощных, форсированных моторах они будут получать гораздо больше тепла, чем на малофорсированных. Поэтому на первых двигателях должны быть установлены холодные свечи, а на вторых – горячие. Иначе холодные на малофорсированном моторе будут нагреваться только до 400 °C и вскоре покроются таким слоем сажи, что перестанут работать. А горячие на мощном двигателе при больших и даже средних нагрузках быстро раскалятся до температуры свыше 1000 °C, и в цилиндрах возникнет калильное самовоспламенение смеси.
Чем больше электродов, тем лучше?
У многих автолюбителей повышенный интерес вызывают свечи нестандартных, оригинальных конструкций, чаще всего с 3-мя боковыми электродами. Имея некоторые преимущества, они не лишены недостатков – поэтому и не смогли полностью заменить обычные, с 1-м электродом.
Вопреки распространенному ошибочному мнению, на 3-электродной свече зажигания образуются не 3, а всего 1 искра: разряд тока «пробивает» промежуток с наименьшим сопротивлением, которое зависит как от зазора, так и нагара на каждом отдельном электроде, температуры и химического состава среды, отличающихся в каждом участке камеры сгорания. То есть всегда задействован только какой-то 1 электрод, а остальные препятствуют нормальному эффективному распространению пламени и мешают свежей порции горючей смеси охлаждать тепловой конус свечи.
Изделие с 3-мя боковыми электродами
Правда, срок службы таких изделий больше, потому что, работая попеременно, ее электроды дольше не выгорают. Но это преимущество не стало решающим. Гораздо эффективней себя зарекомендовали изделия, у которых один или оба электрода имеют медный сердечник. В момент образования искры они лучше раскаляются, а в ожидании следующей быстрее «остывают».
Выбор и взаимозаменяемость свечей зажигания
Правила выбора свечей зажигания, отличных от указанных в руководстве по эксплуатации конкретной модели транспортного средства, достаточно просты. Во-первых, не надо искать какие-то «необыкновенные» свечи и ждать от них чуда – даже самые дорогие не спасут требующий ремонта двигатель, а исправный будет работать идеально и с обычными.
Выбор качественных деталей
Во-вторых, выбирая те или иные изделия, у производителя или дилера, торговой сети следует поинтересоваться рекомендациями относительно применимости покупаемых свечей зажигания – плохого они не посоветуют. Если решено подобрать продукцию под собственный стиль вождения, рассчитывая увеличить мощность двигателя «правильной» или «заточенной» свечкой, то в этом поможет маркировка на свечах, которую надо будет расшифровать.
К сожалению, единой маркировки не существует. Практически каждая компания-производитель применяет свою собственную систему кодировки, и разобраться со всеми вариантами маркировки не так просто. Поэтому самый легкий и единственный способ подобрать свечу на 100 % правильно – воспользоваться фирменным каталогом изготовителя либо таблицей взаимозаменяемости, одна из наиболее полных версий которой представлена ниже.
Взаимозаменяемость свечей зажигания, выпускаемых разными производителями.