Как проверить высоковольтные провода зажигания по основным симптомам
Высоковольтные провода зажигания многие автолюбители привыкли называть свечными проводами. Второе название более понятно описывает их задачу в автомобиле, которая сводится к передаче электрического тока от катушки зажигания к свечам. Из названия можно понять, что данные провода отличаются от всех остальных, установленных в автомобиле. Их особенность в способности выдержать проходящее по ним высокое напряжение и защитить от него другие агрегаты машины. Каждый водитель должен знать, как проверить высоковольтные провода зажигания, поскольку эксплуатация машины при их неисправном состоянии может привести к выходу из строя дорогостоящих устройств и деталей.
Конструкция высоковольтных проводов зажигания и требования к ним
Высоковольтные провода зажигания устроены довольно просто. Они состоят из токопроводящего элемента с металлическим наконечником, двух пластмассовых колпачков и надежной изоляции.
Наиболее важным элементом свечных проводов является именно изоляция, которая выполняет две функции:
Не позволяет влаге попасть на токопроводящую жилу;
Сокращает до минимума утечку тока в процессе передачи.
Металлические наконечники свечных проводов необходимы для обеспечения электрического соединения выводов провода с контактами свечи и катушки зажигания. Необходимо, чтобы металлические насадки:
Были надежно зафиксированы на проводе и прочно соединены с элементами на выводах, тем самым препятствуя рассеиванию передаваемой энергии;
Имели повышенную антикоррозийную защиту, что необходимо при продолжительной эксплуатации проводов.
Важным элементом свечных проводов также являются пластмассовые колпачки. Их задача в защите выводов катушки зажигания и свечей от воздействия внешней среды. Как и наконечники из металла, пластмассовые колпачки должны быть максимально плотно соединены с другими деталями в цепи передачи тока.
Исходя из информации выше, можно выявить основной список требований, которые предъявляются к высоковольтным проводам. Они должны:
Справляться с возложенными токопроводящими задачами;
Сводить до нуля утечку тока в процессе его передачи от катушки зажигания к свечам;
Тепло, вибрации, агрессивная среда – от всего этого разработчики свечных проводов стараются их защитить. Изоляция работает, но и она имеет свой срок службы, который однозначно назвать невозможно. Со временем высоковольтные провода станут менее эффективными, и их потребуется заменить.
Симптомы неисправности высоковольтных проводов
При разрыве изоляции или повреждении пластмассовых колпачков начнется утечка тока, что приведет к следующим проблемам:
Трудности с пуском двигателя;
Неустойчивая работа мотора в режиме холостого хода;
Повышенное содержание углеводорода в выбросах;
Радиопомехи, которые могут приводить к неисправной работе мультимедиа системы, электронного блока управления и других приборов.
Серьезное нарушение изоляции высоковольтных проводов приведет к тому, что все электронные компоненты автомобиля начнут «барахлить». Датчики станут выдавать неверные показания, ЭБУ будет направлять неправильные команды, а до свечи зажигания ток перестанет доходить в том количестве, которое требуется для образования искры. Это чревато тем, что нарушится синхронная работа цилиндров двигателя, что приведет к его вибрации и перебоям в процессе работы.
Как проверить высоковольтные провода
Обнаружить под капотом высоковольтные провода не составляет труда, как и их диагностика не таит в себе никаких сложностей. Проверить высоковольтные провода можно тремя способами, каждый из которых позволяет определить, наличие пробоя в них.
Визуальная диагностика
Самый простой способ проверки свечных проводов на наличие нарушения изоляции – это их визуальный осмотр. Необходимо внимательно посмотреть, чтобы по площади изоляции не было трещин, надрезов и сильных потертостей.
Еще один способ визуальной проверки свечных проводов – это наблюдение за их работой в темное время суток. Необходимо ночью открыть капот машины, завести двигатель, выключить фары и понаблюдать за высоковольтными проводами. Если в них имеются сильные пробои изоляции, в темноте «сверчки» будут видны невооруженным взглядом.
Проверка проводом
Для проверки свечных проводов может использоваться обыкновенный провод с зачищенными концами с двух сторон. Необходимо в темное время суток при включенном двигателе одну часть провода замкнуть «на массу» (корпус автомобиля), а второй водить по высоковольтным проводам в поисках места, где зачищенный наконечник начнет выдавать искру. Важно проверить не только изоляционный материал вокруг токопроводящей жилы, но и пластмассовые колпачки.
Диагностика мультиметром
Мультиметр в автомобильной диагностике чаще всего используется в качестве вольтметра, но имеется у него и еще одна полезная функция – возможность измерения сопротивления. Чтобы произвести замер необходимо полностью снять высоковольтные провода (или отключить один провод с двух сторон). Далее щупами выставленного в режим омметра прибора следует прикоснуться к двум сторонам провода, в результате чего мультиметр покажет информацию о сопротивлении.
Сопротивление исправных высоковольтных проводов находится на уровне до 10 кОм. При этом варьироваться оно может практически от нуля. Это зависит от типа самих проводов, используемой в них изоляции, длины, наличия микроповреждений и так далее.
Загрузка…
Провода свечей зажигания: как проверить и заменить?
Стабильная работа двигателя зависит от действия сразу нескольких систем и датчиков управления. Одним из основных элементов является система зажигания автомобиля. Конечным звеном, который участвует в процессе образования искры, являются свечи и провода свечей зажигания. При возникновении отклонений в стабильной работе мотора, износ высоковольтных проводов является одной из возможных причин отказа.
Содержание
Назначение и срок службы
Выполняемая работа проводов становится понятной из названия. В процессе работы двигателя осуществляется подвод высоковольтного тока для свечей зажигания с целью своевременного образования искры в цилиндрах. Генерируемое напряжение достигает 50кВ. В процессе передачи тока побочный процесс нагрева проводки практически неизбежен. За счет использования изоляции одновременно обеспечивается защита кузова автомобиля и агрегатов от утечки электрического тока.
Регламент проведения технического обслуживания практически ни для одной модели не устанавливает межсервисный интервал на замену проводов. Обычно нормируется установка новых свечей. Чаще всего такой показатель установлен на уровне 30 тыс. км. При обслуживании машины в частном порядке и нормальной работе двигателя, свечи работают и до 50 тыс. км. Обычно провода высоковольтные зажигания подвергают визуальному осмотру именно в этот момент.
Конструктивные особенности высоковольтных проводов
Исполнение проводки не отличается конструктивными вариантами, но разнится по используемым материалам. Провод в себя включает:
проводник электрического тока;
металлические наконечники;
изоляционный материал.
Основное отличие высоковольтных проводов от остальной применяемой проводки в машине – большое сечение, что связано с выполняемой работой.
Изолирующие колпачки в местах крепления проводки выполняются той формы, которая учитывает конструктивные особенности мест установки свечей. Надежное исполнение металлических колпачков и изоляторов связано с выполняемыми функциями:
Обеспечение надежного контакта с выводами свечей. Это позволит избежать искрения, необратимых потерь энергии.
Защита соединения от внешних воздействий. Попадание влаги недопустимо для электрического соединения.
Способность противостоять коррозии с учетом значительных перепадов температур.
Производители автомобилей изобретают новые способы прокладки провода к свечам зажигания, надежного укрытия места контакта. Вместе с тем, высокие нагрузки привода приводят к усталостному износу, и при снижении эффективности работы эти элементы потребуется заменить.
Признаки износа проводов зажигания
Повреждение изоляции проводов редко происходит внезапно. Обычно более характерен нарастающий износ. Это связано с материалом изоляции, подверженному естественному и ресурсному старению. Внимания заслуживают следующие симптомы в работе двигателя:
сложный запуск двигателя в любое время года;
неустойчивая работа мотора на холостых оборотах;
появление радиочастотных помех, влияющих на другие работающие электронные устройства;
неполное сгорание топлива в цилиндрах, изменение состава отработанных газов.
Более серьезные утечки проявляются в постоянных сбоях электронного блока управления, нарушении работы одного или нескольких цилиндров. Это проявляется в виде дополнительной вибрации двигателя. Пришло время провести диагностику состояния изоляции, а при необходимости заменить изношенную проводку.
Способы проверки состояния
Для проверки не требуется сложное диагностическое оборудования или специальные электрофизические знания. Главное, исходя из ситуации, подобрать подходящий способ диагностики и знать особенности выполнения работ.
При проведении контрольной проверки оценивается вся длина провода, а также изоляционные колпачки. Перед проведением работ следует позаботиться о собственной безопасности, одев защитные перчатки и обувь.
Визуальный осмотр
Самый простой способ оценки состояния провода – произвести его тщательный осмотр. На начальном этапе отсоединяют последовательно каждый элемент от одного из цилиндров. Обращать внимание нужно на любые микротрещины, потертости и надрезы. Иногда встречаются и следы от локального нагрева провода.
Второй эффективный способ диагностики – наблюдение за проводкой при запуске двигателя в темноте. Любые синеватые мерцания или искрения указывают на утечку проводимого тока.
Способ проверки проводам
Актуальный способ используется как дополнительный. Контроль утечки электрического тока проводят путем использования изолированного проводника. Один из зачищенных концов замыкают на массу автомобиля, а второй проводит по тестируемому объекту. Узнать место повреждения удастся по проскакиванию заметной искры. Электрический заряд найдет свой проход к земле.
Инструментальная проверка
Более надежным способом диагностики является инструментальный контроль. Однако прежде чем задаться вопросом, как проверить мультиметром работу высоковольтного провода, проверьте наличие и исправность прибора.
На практике чаще всего проводят измерения напряжения и силы тока. Но среди параметров прибор проверки для свечей зажигания проводит и оценку сопротивления. Значение сопротивления обычно указывается на изоляции каждого провода в виде маркировки. При выполнении работы учитываются следующие значения:
сопротивление исправного провода находится в пределах до 10 кОм;
разбежка в показаниях между любыми двумя экземплярами не должна превышать 4 кОм;
расхождение результатов следует проводить между самым длинным и самым коротким проводами (к примеру, 9 кОм для длинного и 5 кОм для короткого провода).
До начала измерений демонтируйте все провода, или последовательно – один за другим. Обязательно очищаем поверхность от загрязнений. При измерении расхождения в показаниях допускаются любые. На результат оказывают влияние длина провода, характер повреждения изоляции.
При определении необходимости замены обязательно проводится установка только комплекта новых проводов. Замена штучного провода допускается только как временная мера.
При выборе нового комплекта заслуживают внимания силиконовые высоковольтные провода. Несмотря на более высокую стоимость, этот материал имеет ресурс, который практически вдвое превышает аналогичный показатель для стандартной проводки. После установки комплекта, проблема утекающей искры сама собой отпадет надолго для вашего автомобиля.
С уважением, Максим Марков!
Свечной провод: особенности, устройство и расположение
Высоковольтный провод в автомобиле является одним из самых важных компонентов, отвечающих за работу системы зажигания. Какова главная задача свечного провода? Это обеспечение стабильной передачи электрического тока, передающегося от модуля зажигания непосредственно на свечи. Напряжение на катушке зажигания или же на модуле зажигания может колебаться от 25 до 50 кВ. До образования искры данное напряжение должно пройти по этому проводу.
Требования
К свечным проводам предъявляются определенные требования. Важно, чтобы они имели отличные изолирующие характеристики, были устойчивы к различным температурным воздействиям, нормально переносили вибрационные нагрузки.
Устройство
Высоковольтные провода имеют простое устройство и практически ничем не отличаются от других видов кабельной продукции. На рынке предлагается два типа этих изделий. Это провода с жилой из меди, которая находится в центре кабеля и с резисторной или угольной жилой. Кроме того, изделия могут иметь пластиковую или силиконовую изоляцию.В основе конструкции лежит медная жила, которая состоит из большого количества тонких проводов. Поверх нее нанесен изоляционный слой и сердечник. Эти элементы сверху покрыты еще одним защитным слоем изоляции. На концах проводов находятся контакты для подключения к свечам и катушке зажигания. Они надежно защищены от любых негативных воздействий окружающей среды. Для этого применяются специальные резиновые колпачки. Наиболее популярны свечные провода в толстой и жесткой пластиковой изоляции – у них медная центральная сердцевина. Это достаточно долговечные изделия. Как отмечают потребители в соих отзывах, они отличаются стабильностью в работе. Эти высоковольтные провода автовладельцы часто возят с собой в качестве запасных.
Обыкновенный провод
Он отличается центральным проводником из меди или ее сплавов. Сверху такое изделие может быть покрыто изоляционным слоем из резины, полиэтиленов, поливинилхлорида. Поверх изоляции имеется еще одна защитная оболочка. Последняя бережет провод от воздействия ГСМ. Эти провода отличаются низким сопротивлением. Оно не превышает 18-19 Ом. Данный кабель способен выдержать напряжение до 25 кВ. Чтобы изделие могло нормально функционировать, его оснащают резисторами для подавления электромагнитных наводок и помех.
Специальные провода
Наряду с обычными свечными проводами ВАЗа, существуют и специальные изделия. Они отличаются распределенными параметрами, выполняющими функцию подавления электромагнитных радио-наводок.
Такой провод состоит из металлических медных жил. А вот что касается оплетки, то для ее изготовления могут использоваться самые разные материалы – капрон, хлопок, лен и другие материалы. Эта оплетка обрабатывается графитсодержащими, фторопластовыми, марганец-никелевыми или цинковыми смазками и специальными пропитками. Особенность этих проводов в том, что они более эластичны, не подвергаются воздействиям высоких температур, не теряют характеристики даже при экстремально низких температурах. К специальным проводам также можно отнести и популярные в среде автолюбителей провода нулевого сопротивления. Считается, что они более эффективные и ресурсные.
Как правильно подключать?
Двигатель может троить, не запускаться, нестабильно работать. Не нужно сразу же бросаться измерять компрессию и другие параметры. Вначале стоит проверить расположение свечных проводов. А находятся они на свечах, в районе клапанной крышки.
Иногда идут вместе с катушкой в сборе. Очень часто причина нестабильной работы мотора в том, что банально не соблюдена правильность подключения этих самых высоковольтных проводов. Порядок соединения проводов должен быть строго правильным. Каждому цилиндру соответствует определенное гнездо в модуле зажигания или на трамблере. На корпусе распределителя и модуля гнезда есть нумерация. Порядок свечных проводов на инжекторных моделях ВАЗа зависит от того, в каком году выпустили автомобиль. Так, на ВАЗ-2114, которые сошли с конвейера до 2004 года, устанавливали четырехконтактные модули. Для более поздник моделей применялись трехконтактные.
На блоке двигателя указан порядок работы цилиндров – это 1-3-4-2. Провода подключаются соответствующим образом. Если это трамблерная система зажигания, то на ней находят гнездо первого провода, а затем от него по ходу вращения бегунка подключают шнур третьего цилиндра. Далее — четвертого и второго. На модуле зажигания инжекторного двигателя уже есть все пометки. Перепутать что-либо просто невозможно. Подключение свечных проводов – это очень простой процесс. Нужно выключить зажигание, а затем снять клеммы с АКБ. Далее удаляют старые провода – снимают их с гнезд на модуле зажигания или на трамблере, а затем демонтируют с гнезд на блоке двигателя. Новые провода подключают согласно схеме.
Типичные неисправности
Провода могут стать настоящей проблемой для автовладельца. Обычно об их возможных неисправностях задумываются в последнюю очередь. Что касается неисправностей проводов, то можно выделить утечку тока или разрыв цепи. Разрывы могут возникать по причине неаккуратного обращения с ними, из-за плохого соединения и окислов. Нередко обрыв возникает в самой жиле. Пробой может возникать по причине старых и изношенных свечей, нагара на них и наличия масла, которое попало на место соединения.
Утечки тока могут возникать из-за изношенных свечей, загрязнения проводов, катушки, повреждения изоляции провода или колпачков. Нередко возникают повреждения проводов и в сильные морозы. Хотя производители уверяют, что они без каких-либо последствий выдерживают воздействия холодов.
Как часто менять ВВ-провода?
Свечные провода по рекомендации АвтоВАЗа нужно менять через каждые 30 тысяч километров пробега. На практике эти сроки редко соблюдаются, так как если изделия никак не повреждены, то легко выхаживают около 100 тысяч километров и более. Но со временем растет сопротивление провода, что не лучшим образом сказывается на работе двигателя. Поэтому лучше соблюдать рекомендации производителя и не игнорировать сроки замены.
Зажигание рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей внутреннего сгорания производится электрической искрой. Из соображений электробезопасности водителя и пассажиров на автомобиле применяется 12-вольтовое электрооборудование. Напряжение, снимаемое с генератора и аккумулятора, не в состоянии создать мощную искру. Проблему решают повышение напряжения, которое снимают с катушки зажигания. Последняя представляет собой хорошо известный в электротехнике повышающий трансформатор.
Особенности высоковольтной части системы зажигания
Провода для передачи высокого напряжения на свечи зажигания по сравнению с обычными обладают следующими особенностями:
Повышенная электрическая прочность изоляции, рассчитанной на напряжения 40 кВ и обеспечиваемой на протяжении длительного срока эксплуатации.
Выполнены в экранированном варианте, что делает возможным нормальное функционирование бортовых электронных устройств.
Необходимость последнего обусловлена тем, что высокое напряжение в цепях зажигания создается за счет скачкообразного изменения входного тока катушки. Резкий перепад напряжения расширяет спектр протекающего тока и при совпадении с рабочими частотами электронного оборудования появляются помехи, которые приводят к нарушению нормального функционирования.
Конструкция высоковольтного провода зажигания рассчитана на эксплуатацию в жестких условиях подкапотного пространства автомобиля. В первую очередь это широкий диапазон температур: от -40 до +100°С. Кроме того, провод обладает повышенной вибростойкостью.
Конструкция токопроводящей жилы
Имеется несколько вариантов конструктивного исполнения высоковольтного провода зажигания, которые отличаются в первую очередь исполнением токоведущего элемента.
Первыми применяли высоковольтные провода с многопроволочной жилой. Последняя состоит из нескольких, чаще семи тонких медных проволок, свитых между собой в форме канатика для обеспечения необходимой механической стабильности по изгибным воздействиям. Дополнительным плюсом от обращения к многопроволочной структуре становится улучшение вибрационных параметров кабеля. Погонное сопротивление такого кабеля составляет сотые доли ома на метр длины.
Второй вариант основан на гибком диэлектрическом сердечнике из обычных или кевларовых нитей с дополнительной пропиткой, который снабжен медной оплеткой из тонкой проволоки. Для разделительного слоя иногда применяется ферропластовая пленка, наличие которой демпфирует паразитные высокочастотные колебания. Такие изделия имеют среднее значение погонного сопротивления порядка одного – двух кОм/м.
Высокоомные высоковольтные провода с погонным сопротивлением в диапазоне 10 – 40 кОм/м имеют гибкий токопроводящий сердечник из натуральных или искусственных нитей с пропиткой или с графитовыми добавками. Для придания механической прочности в структуру сердечника вводятся дополнительные гибкие диэлектрические упрочняющие элементы.
Исполнение изолирующей оболочки
Изолирующая оболочка используется для предотвращения короткого замыкания жилы на массу и защищает ее от характерных для подкапотного пространства вредных воздействий: в первую очередь влаги, грязи, сажи и горюче-смазочных материалов.
По исполнению оболочки бывают однослойными и многослойными.
Дополнительные элементы
Назначение дополнительных элементов состоит в обеспечении простоты текущей эксплуатации высоковольтного кабеля. Представлены медными наконечниками и защитными колпачками, которые одеты на оба конца кабеля. Наконечник представляет собой кабельную часть разъемного соединителя. Резиновый или силиконовый колпачок блокирует прямой доступ к металлу и увеличивает пробивную стойкость изделия, не допуская попадания грязи на контакт.
Кабель с установленными на него такими элементами превращается в удобный для использования шнур, который подключается к распределителю и свечам простым линейным движением.
Особенность включения проводов с малым и средним погонным сопротивлением
Для защиты высоковольтной части системы зажигания последовательно с проводом, который имеет малое и среднее погонное сопротивление, включают балластный резистор. Его функция заключается в ограничении максимального тока, протекающего по кабелю в момент искрового разряда свечи.
Сопротивление резистора рассчитывается таким образом, чтобы при характерных для вторичной обмотки малых величинах тока, который подаётся на свечу, падение напряжения на нем при нормальном режиме работы было невелико. Таким образом, наличие этого дополнительного компонента не сказывается на функционировании системы зажигания. При пробое же изоляции, коротком замыкании и иных неисправностях, ток не может заметно возрасти из-за его ограничения резистором, что надежно защищает остальные элементы.
Резистор может располагаться в различных местах цепи. Изменение его местонахождения не сказывается на эффективности его функционирования.
Неисправности высоковольтных проводов зажигания
Главные признаки неисправности:
Возможные неисправности сводятся к двум группам: повышенному сопротивлению и утечкам тока.
Повышенное сопротивление или даже полное отсутствие контакта возникает при окислении взаимодействующих между собой токопроводящих элементов и отключении кабеляот свечи/катушки. Оба этих нежелательных события потенциально происходят на обоих концах провода зажигания, которые подлежат обязательной проверке. Причиной возникновения окисления часто становится чрезмерный нагрев и искрение.
Видео: Высоковольтные провода
Утечка тока. На практике наблюдается заметно большее разнообразие причин ее возникновения. Таковыми становятся загрязнение металлических токопроводящих компонентов высоковольтной части электрооборудования катушки зажигания и ее распределителя на одном конце. На противоположном конце провода опасно загрязнение контактов свечи и металлического наконечника высоковольтного провода, внутренней поверхности защитных колпачков.
Еще одна причина утечек — повреждения изоляции, которые происходят по различным причинам. Они не могут стать причиной короткого замыкания, но если в них набивается грязь, то появляется ток утечки.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Разновидности проверок
Контроль исправности высоковольтного провода осуществляется с помощью тестера и визуально.
Для проверки тестером (мультиметром) прибор переключают в режим омметра и подключают щупы к концам отключенного высоковольтного кабеля. Для низкоомного провода мультиметр должен показывать короткое замыкание, при среднем и большом погонном сопротивлении показания составляют единицы и даже десятки кОм, причем могут меняться при изгибе провода.
Повреждение изоляции и утечку лучше выявлять визуально. Для этого в гараже выключают свет, а у автомобиля фары, после чего заводят двигатель. Проскакивающие искры видны в темноте.
Вариантом визуальной проверки является контроль проводом с двумя зачищенными концами. Один конец соединяют с массой, а вторым водят по оболочке провода. В месте повреждения проскакивает искра. Неисправный провод не ремонтируется и заменяется на новый.
Как называется деталь , в которую входят контакты от свечей ?
свечи закручены в головке блока цилиндров, на свечах надеты колпачки в которые входят провода высокого напряжения, выходят провода из трамплера или распределителя зажигания.
помехоподавитель а дальше трамблер
катушка зажигания.вроде так!!!
свечка вкручивается в головку блока а на свечку одевается свечной колпачок
Высоковольтный колпак , или колпачёк.
Контакты от свечей входят в наконечники высоковольтных проводов.
крышка трамблера<br>
В распределитель зажигания или др. сл. трамблёр.
наконечник свечи зажигания
провода на свечи
Как выбрать высоковольтные провода (провода на свечи) для своего автомобиля, из огромного ассортимента товаров на авторынке, или в авто-магазине. Таким вопросом рано или поздно начинают задаваться многие водители подержанных автомобилей, или мотоциклов. Ведь нет ничего вечного, всё постепенно стареет, трескается, или изнашивается и не секрет, что от качества и технического состояния высоковольтных проводов зависит нормальная работа всей системы зажигания любого автомобиля (кроме дизельного) и любого мотоцикла. В этой статье мы рассмотрим несколько моделей высоковольтных проводов, разберём какие лучше, а какие хуже, ну и рассмотрим как сделать правильный выбор.
Ещё несколько лет назад, в авто-магазинах можно было увидеть всего лишь пару тройку вариантов выбора комплектов высоковольтных проводов. Сейчас же выбор настолько огромен, что просто в глазах рябит от обилия названий фирм и самих изделий и новичкам впору растеряться, ну а доводы любого продавца конечно же всегда в пользу только своего товара, независимо от его производителя и качества. Да и многие продавцы ничего толкового не могут сказать и так же как и вы, читают надписи на упаковке. Поэтому рассчитывать при покупке приходится только на себя.
Мало кто из водителей уделяет должного внимания высоковольтным проводам на своей машине. Но ошибка в выборе нормальных проводов на свечи вашей машины, может привести к ненормальной работе системы зажигания (пропуски зажигания) или выходу из строя некачественного провода (как проверить высоковольтный провод я описал в статье про диагностику и ремонт системы зажигания вот здесь) и полной остановке двигателя, причём как всегда в самый неподходящий момент, где нибудь в глубинке.
Поэтому чтобы быть уверенным в правильном выборе (особенно перед дальней поездкой), необходимо знать некоторые нюансы при выборе комплекта высоковольтных проводов, что и будет описано ниже, причём записи рассчитаны для новичков.
Но для начала давайте разберёмся какие бывают высоковольтные провода на свечи, то есть из чего их делают, это поможет сделать правильный выбор новичкам, к тому же зная эти нюансы, новичок будет уже не новичок…
Какие бывают высоковольтные провода (провода на свечи).
Все высоковольтные провода на свечи делятся на две основные группы, в зависимости от типа проводящего ток сердечника: более старомодные и простые (классические) провода — с медным сердечником (жилками) в центре провода и это наиболее дешёвые провода. И второй тип проводов — это с сердечником не из цветного металла, то есть с резистивным сердечником (угольным шнуром).
И ещё провода на свечи могут отличаться по типу изоляции. Для изоляции могут применять разные виды пластиков (термополимеров) и силикон.
Силиконовая изоляция обладает главным достоинством — она сохраняет изолирующие свойства при довольно высоких температурах (до +200ºС). В подкапотном пространстве любой машины, в зоне мотора, конечно же не 200º, но температура летом может доходить до 80º.
Также высоковольтные провода различаются по способу их заделки в высоковольтный колпачок, в трамблёр, или в катушку зажигания.
Эти нюансы довольно важные, так как от этого зависит бесперебойная работа системы зажигания, но об этом будет написано ниже. Сначала более подробно о двух основных типах проводов.
Самые простейшие высоковольтные провода зажигания, которые мы знаем ещё из опыта эксплуатации и ремонта советских автомобилей и мотоциклов — это провода с толстой и довольно жёсткой пластиковой изоляцией и медным проводом внутри, состоящим из нескольких медных жилок. Такой провод показан на фото чуть ниже.
Основное преимущество таких простейших проводов — это очень маленькое электрическое сопротивление и очень большая долговечность. Кстати такой провод (разумеется с высоковольтным колпачком) полезно возить с собой в дальней дороге, он пригодится в качестве запасного (чтобы заменить какой то вышедший из строя провод и доехать до авто-магазина).
Ещё один плюс — это то, что купив свечной колпачок отдельно, можно заменить и установить его на такой провод самостоятельно (что и делают многие владельцы советских машин и мотоциклов), достаточно вкрутить штопор (или иглу) колпачка в центр медных жилок.
Ещё одно преимущество таких проводов в том, что они имеют совсем небольшое электрическое сопротивление и несколько повышают энергию искры (точнее сказать искра немного мощнее с такими проводами, чем с современными проводами с неметаллическим сердечником), что особенно важно для древних двигателей с контактным зажиганием, и для моторов с подсевшей компрессией. Разница обычно незаметна на исправном двигателе, но вот на изношенном моторе она будет чувствоваться, при разгоне.
Но у таких простейших проводов имеются и минусы, которые гораздо существеннее, чем плюсы, поэтому от них со временем отказались производители современных автомобилей. Ну во первых очень жёсткая (термополимерная -ПВВП) изоляция, которая дубеет не только при понижении температуры, но и просто от времени — чем старее провод, тем он жёстче.
Но не это основная причина отказа от их применения. А то, что такие провода создают сильные помехи не только для машины на которой они установлены, но и для соседних участников движения. Причём помехи могут быть не только в приёме радиосигнала для магнитолы (о качественном автозвуке не может быть и речи), или мобильного телефона, но могут быть помехи и в электронных блоках управления, да и вообще любой другой электронике, которой напичканы современные автомобили.
Чтобы как то уменьшить помехи, такие провода комплектовались свечным колпачком с встроенным внутри помехоподавляющим резистором — см. рисунок (резистор стоял не в колпачках, а в трамблёре некоторых машин), который добавлял сопротивления проводу (и преимущество малого сопротивления самого провода разумеется исчезало) и этим немного ослаблял энергию искры, которой и так не хватало в древнем контактном зажигании. К тому же резистор часто сгорал в пути, и мотор начинал троить.
Сейчас такие провода в продаже встречаются редко и пользуются ими в основном только владельцы советских (или антикварных) мотоциклов, или владельцы антикварных машин.
В заключении стоит написать, что оценка сохранения этим простейшим проводом разряда катушки зажигания — отлично (хотя с резистором оценка будет несколько меньше). А что это за оценка, уважаемый читатель узнает ниже.
Провод с одной жилкой в виде спирали. Несколько слов хотелось бы сказать про российский провод (его маркировка К-25 ПВВП1М). Его токопроводящий провод сделан из металла, но внутри всего одна тонкая металлическая жилка, имеющая форму спирали. Изоляция его тоже из термополимера (ПВВП), как и у простейшего провода описанного выше, и она дубеет на морозе (уже при минус десяти градусов мороза, такая изоляция превращается в камень) или просто дубеет со временем.
И попытка согнуть замёрзший провод (например при его снятии) приведёт к поломке изоляции. Силиконовой изоляции мороз не почём, как и жара. Но вот всё дело в том, что провода с металлическим сердечником (многожильным или одножильным в виде спирали) но с нормальной силиконовой изоляцией я не встречал в продаже.
И ещё, провод с одной жилкой в виде спирали, очень трудно качественно соединить с свечным колпачком в районе токопроводящей жилы 4 — см. рисунок (ну разве что попытаться спаять). И даже заводское соединение (всего одной жилки) такого провода как правило не надёжно: стоит потянуть разок за колпачок, и мощность разряда может упасть процентов на 30 (проверено).
Значит при вибрациях мотора, в любой момент может нарушиться контакт единственной жилки с свечным колпачком, или с колпачком для катушки и соответственно может упасть мощность разряда. Поэтому не рекомендую покупать такие провода (особенно если у них высоковольтный колпачок не герметичный плохо держится на изоляции провода), если конечно вы не хотите возиться потом с паяльником и тщательно пропаивать каждый провод.
2.Высоковольтные провода с токо-проводящей жилой, изготовленной не из металла, или сплава. Такими проводами начали комплектовать более современные автомобили и мотоциклы ещё в 90-х годах прошлого века. И выбор таких проводов сейчас огромен.
Но ниже будут затронуты несколько моделей, которые бывают в продаже, а так же они по качеству и по цене имеют лучшее соотношение. Они показаны на фотографиях 1,2,3,4,5,6.
Начнём с самого лучшего провода на фото 1: надпись на упаковке Bosch, Silicon Copper — производитель Германия. Не буду утверждать, что изготовлены такие провода именно в Германии, ведь я не знаю что попадётся на прилавке в вашем городе. Но проверить и убедиться в том, что это настоящий Бош совсем не сложно, об этом я подробно написал вот в этой статье (статья называется «Как определить подделку запчастей).
Но надеюсь, что вам попадётся немецкий товар, поэтому не будем отвлекаться и вернёмся к этому проводу. Тип сердечника у этого провода — это многожильный провод. Материал изоляции такого провода — это армированный силикон, способный выдержать нагрузку на растяжение более 8 кг (причём нагрузку способно выдержать и соединение такого провода с свечным колпачком). Поэтому надёжность контакта провод-колпачок-катушка отличная.
Наружный диаметр этого провода 7 мм и соотношение цена качество у такого провода отличное. Рекомендую такой провод купить и использовать, причём он подойдёт без ограничений для самых современных автомобилей и мотоциклов, а также для прокаченных внедорожников (которые покоряют грязь и горы) и для кроссовых мотоциклов.
При испытаниях этого провода на специальном оборудовании (другие провода, описанные ниже, были тоже испытаны и получили оценки, но о них ниже), был задан разряд, длительность которого составляет 1,8 миллисекунд, а ток разряда 80 мА.
И провода показавшие на выходе сохранение разряда в 1,6 миллисекунд и 75 мА получают оценку хорошо. Если показатели испытаний выше, то провод получает оценку отлично. Так вот этот бошевский провод получил оценку сохранения разряда катушки зажигания — отлично (наверное от того, что тип сердечника у этого провода многожильный провод и он конечно же пропускает разряд лучше, чем более современный углеволоконный сердечник, который стоит у проводов описанных ниже).
Второй провод произведён в России и показан на фото 2, по качеству он совсем неплох. Надпись на упаковке: МСМ, тройной силикон — Россия. Тип сердечника углеволоконный, а материал изоляции тоже как и у вышеописанного немца, то есть армированный силикон, способный выдержать немалые нагрузки и соответственно любую вибрацию.
Наружный диаметр этого провода чуть потолще немца и составляет 8 мм, а цена его ниже, чем у немца. А оценка сохранения разряда катушки зажигания (разумеется после испытаний) у этого провода Хорошо, что тоже позволяет его использовать на самых современных машинах и мотоциклах. Менять эти провода разумеется следует вместе с колпачком.
Третий провод опять от известного немецкого производителя, показан на фото 3. Надпись на упаковке Bosch, Silicon Power — Германия. Тип сердечника тоже углеволоконный, изоляция так же из армированного силикона, способного выдержать любые вибрации и разную температуру под капотом любой машины, или под баком любого мотоцикла.
Наружный диаметр этого провода тоже 8 мм, но цена его почему то дороже, чем у выше описанного немца (может в каком то регионе он будет дешевле самого первого немца, не знаю). Сохранение этим проводом разряда катушки зажигания — оценка хорошо.
Провод высоковольтный от английской фирмы, надпись на упаковке Champion, Triple Silicon — производитель Англия. Тип сердечника углеволоконный, материал изоляции силикон (но не армированный), наружный диаметр изоляции 8 мм, цена его чуть ниже, чем у третьего немца, но выше, чем у самого первого Боша. Оценка (после испытаний) сохранения разряда катушки зажигания — удовлетворительно.
Но у этого провода есть один плюс (может быть от этого у него цена чуть больше чем у первого Боша) — это лучшая защита от возникновения радиопомех и такие провода на свечи рекомендую устанавливать тем автовладельцам, у кого в салоне стоит качественная музыка.
Провод высоковольтный, тоже от английской фирмы, надпись на упаковке Caesar, England — производитель Англия. Тип сердечника углеволоконный, изоляция не армированный силикон, наружный диаметр провода 7 мм. Цена его ниже, чем у всех вышеописанных иностранцев, но выше чем у нашего российского провода.
Оценка сохранения разряда катушки зажигания — удовлетворительно, но у этого провода тоже отличная сопротивляемость радиопомехам и его так же можно рекомендовать владельцам машин и мотоциклов с качественной взрослой музыкой.
Провод высоковольтный от американского производителя, надпись на упаковке Hi-Temp, Suppressor Cable — страна производитель США. Тип сердечника углеволоконный, а материал изоляции армированный силикон, способный противостоять любой вибрации. Диаметр этого провода 7 мм, а цена примерно такая же как и у третьего Боша.
Да простят меня читатели, что я не указываю точные цены, но ведь они постоянно прыгают от курса валют, да и в разных регионах цены могут быть разные. Но относительно того, какой провод из описанных дороже, а какой дешевле, надеюсь понятно. Оценка сохранения этим проводом разряда катушки зажигания — удовлетворительно, а устранение радиопомех отличное, и его также можно устанавливать на транспортные средства с качественной аудиосистемой.
Ну и в заключении осталось написать несколько полезных советов, которые помогут не ошибиться в выборе высоковольтных проводов именно для вашей машины или мотоцикла.
Полезные советы новичкам, о проводах на свечи.
Прежде чем покупать комплект высоковольтных проводов, откройте капот и ознакомьтесь с местом подсоединения провода к катушке зажигания (особенно к двух или четырёх выводной катушке). В идеале следует снять вашу катушку зажигания и вместе с ней отправиться в магазин (или попросить продавца найти на прилавке такую же как у вас катушку в магазине). Почему?
Да потому что многие продавцы (особенно начинающие) не знают для какой модели машины предназначены провода (а на упаковке некоторые производители пишут не всегда), а колпачок на проводе, предназначенный для одевания его на катушку, должен надеваться на контактный вывод катушки довольно плотно. Это очень важно, так как если он наденется неплотно, то даже если он не слетит в пути от вибрации, то всё равно начнутся пропуски искры, и если не от вибрации, то от поездок в плохую погоду и попадания воды уж точно.
А плотно надетый на вывод катушки или свечи зажигания высоковольтный колпачок (при снятии колпачка со свечи зажигания, должен быть слышен характерный негромкий хлопок, как от присоски) и это даст гарантию бесперебойной работы системы зажигания вашей машины в любую погоду и на любой дороге. Надеюсь с этим понятно.
Теперь о более важном. Если у вас современная машина с электронным бесконтактным зажиганием, то при покупке возьмите с собой тестер, затем выставите его в режим омметра (замера сопротивления) и выбирайте те провода, у которых распределённое сопротивление должно быть не более 8-9 ком (у новых), на б\у проводах допускается 10-15 ком, но не более 15 ком (а лучше всё же новые) и чем меньше сопротивление проводов, тем лучше будет искра! (тем мощнее энергия разряда катушки зажигания).
Причём разброс сопротивления у разных проводов из одного комплекта не должен превышать 2-4 ком, несмотря на то, что они разной длины и чем разброс сопротивления меньше, тем лучше (разумеется длину новых проводов подбираем по длине своих старых проводов).
Ну а если у вас более старая машина с обычным контактным зажиганием (например наши классические Жигули), то на такую машину следует ставить только высоковольтные провода с распределённым сопротивлением не более 2 ком (то есть провода старого типа, с металлическим сердечником). Если на такую машину поставить к примеру современные провода с углеволоконным сердечником и сопротивлением 10 — 15 ком, то система зажигания и соответственно мотор машины, будет работать плохо, так как и без того слабая искра у контактного зажигания ещё более снизится.
А лучше перевести такую машину на бесконтактное зажигание, а как это сделать я написал вот тут. И тогда и искра будет мощнее (30 квт вместо 15) и провода можно будет легче найти в продаже, так как уже можно будет применять современные провода, с более высоким сопротивлением.
При эксплуатации вашей машины или мотоцикла, старайтесь всегда содержать высоковольтные провода сухими и чистыми (а также трамблёр, или катушку зажигания). Особенно это касается для негерметичных проводов более старых машин и мотоциклов.
Выявить неисправный (пробитый) высоковольтный провод довольно легко, если при работающем двигателе открыть капот в тёмное время суток. Место утечки искры на плохой изоляции хорошо будет видно по искрению (как же будут прослушиваться щелчки).
При покупке внимательно изучите упаковку комплекта проводов, очень желательно, чтобы на ней на русском языке были описаны модели двигателей или машин (мотоциклов), для установки на которые предназначены эти провода. И ещё важный момент — отсутствие указания завода изготовителя высоковольтных проводов и его адреса — это достаточное условие для отказа от покупки такого комплекта.
Также не советую покупать провода, в описании которых встречаются орфографические ошибки, например в слове silicon. К сведению — на автомобильные или мотоциклетные высоковольтные провода есть только международный стандарт ISO 3808, а для отечественных его не существует, поэтому наличие и содержание надписей на наших упаковках определяет сам производитель.
Вот вроде бы и всё. Надеюсь теперь при покупке высоковольтных проводов на свечи, у вас уже не будет затруднений в выборе, ведь как говорится: на продавца надейся, а сам не плошай, успехов всем.