В отличие от дизельных моторов, топливная смесь в камере сгорания бензинового двигателя воспламеняется с помощью внешнего источника. Таковым служит мощный электрический разряд, проскакивающий через зазор между электродами свечей зажигания. Последние как раз и предназначены для создания искры в условиях повышенного давления и температуры, характерной для зоны сжигания бензина. На качество и скорость горения топлива оказывают влияние многие факторы, в том числе – расстояние между искровыми электродами.
Влияние зазора на воспламенение
Чтобы понимать, как данный фактор влияет на эффективность бензинового мотора, нужно вкратце рассмотреть работу системы зажигания. Алгоритм преобразования энергии топлива в механическую работу выглядит так:
Выбросив отработанные газы через клапан в ГБЦ, поршень движется вниз. Когда он оказывается в нижней точке, открывается второй клапан, откуда в цилиндр поступает топливовоздушная смесь.
Поршень поднимается к камере сгорания и сжимает этот аэрозоль в несколько раз.
В момент, когда днище поршня находится в верхней мертвой точке, на электроды свечи подается высоковольтный импульс. Между ними проскакивает искра, поджигающая сжатую смесь горючего с воздухом.
Последний такт – выброс продуктов горения в выхлопную систему, после чего цикл повторяется.
Импульс высокого напряжения (свыше 20 киловольт) вырабатывает катушка по сигналу контроллера. Ее обмотка рассчитана на искрообразование определенной силы, достаточной для качественного воспламенения порции топливной смеси. Если сделать чересчур большой или малый зазор в свечах зажигания, процесс горения нарушится.
Большой просвет между электродами
Ненормально большим считается зазор свыше 1,3 мм. Что произойдет, если разогнуть электроды до такой степени:
мощности катушки не хватит, чтобы при каждом такте сжатия пробивать искрой увеличенное расстояние, появятся пропуски циклов;
работа силового агрегата будет нестабильной, появится вибрация;
одна часть несгоревшего бензина стечет по стенкам цилиндра и попадет в картер, вторая выбросится в выпускной тракт;
расход топлива возрастет;
на стенках камеры сгорания, днище поршня и рабочих элементах свечей зажигания быстро образуется нагар.
Примечание. Чем выше обороты двигателя, тем пропусков станет больше, доля бесполезно израсходованного бензина увеличится. Моторное масло в картере начнет разжижаться и выделять горючие пары, попадающие обратно в камеру через патрубок сапуна и воздушный тракт.
В результате перечисленных процессов мотор не отдаст полную мощность, а цилиндропоршневая группа в долгосрочной перспективе быстрее износится. Слишком большой зазор влияет на качество сжигания топлива, это вы ощутите в процессе движения: разгон автомобиля будет вялым, а вибрация мотора – повышенной. Из-за пропуска циклов появятся проблемы с холодным запуском – двигатель заведется с нескольких попыток.
Слишком маленькое межэлектродное расстояние
Расстояние между контактами свечей менее 0,6 мм считается недопустимо малым. Правда, пропуски рабочих циклов наблюдаться не будут, но возникнет другая проблема – чересчур слабое воспламенение. Короткая искра, пробивающая небольшой просвет от одного электрода к другому, не способна нормально поджечь топливовоздушную смесь, занимающую весь объем камеры.
Из-за снижения скорости горения воздушно-бензиновый аэрозоль не успеет прогореть целиком, как наступит такт рабочего хода поршня, а затем – выброс отработавших газов. В результате наступают последствия, описанные выше, – падение мощности силового агрегата, повышенное потребление топлива, сажа в выхлопной и нагар внутри цилиндров.
Неправильная регулировка зазора свечей зажигания зачастую усугубляется другими факторами: износ поршневой группы, неполадки в системе топливоподачи, пробитая изоляция высоковольтных проводов и так далее. Тогда проблема настройки зазоров отступает на второй план и зачастую выпадает из поля зрения автолюбителя.
Величина нормального зазора
Допустимые пределы межэлектродного расстояния – от 0,6 до 1,2 мм. Более точное значение выбирается в зависимости от типа двигателя, системы питания и зажигания:
карбюраторные моторы старого типа с невысокой степенью сжатия и механической системой искрообразования – 0,6–0,7 мм;
те же двигатели, оснащенные бесконтактным электронным зажиганием – 0,8–0,9 мм;
в турбированных и атмосферных силовых агрегатах с подачей топлива путем впрыска (инжектор) зазор на свечах зажигания должен быть от 1 до 1,2 мм.
Совет. Лучший способ правильно определить межэлектродный просвет для конкретного автомобиля – внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. В подавляющем большинстве случаев данная величина указана среди других настроечных параметров.
Поскольку владельцы многих транспортных средств, укомплектованных бензиновыми моторами, переходят на сжиженный газ, то и размер свечного зазора требует корректировки. Для качественного сжигания смеси пропана с воздухом интенсивность воспламенения рекомендуется повысить путем увеличения просвета на 0,1 мм от паспортного значения. Нагрузка на высоковольтную катушку вырастет незначительно, а газ станет сгорать лучше.
Например, электроды свечей карбюраторного двигателя с электронным зажиганием необходимо разогнуть до 0,9 мм, если в инструкции по эксплуатации указана цифра 0,8. Не слушайте дурных советов и не делайте зазор чересчур большим, ведь автомобильные газовые установки всех поколений заводятся на бензине, а потом автоматически переключаются на подачу пропан – бутановой смеси из баллона. Кроме того, использовать бензиновое топливо все равно придется, чтобы доехать до заправки, когда газ в емкости закончится.
Рекомендации по настройке
Проверка и регулировка зазора на свечах системы зажигания производится в следующих ситуациях:
После ремонта двигателя, систем питания и зажигания, либо перед измерением компрессии в цилиндрах. В процессе эксплуатации свечные электроды постепенно подгорают и становятся тоньше, отчего между ними увеличивается просвет.
При замене свечей на новые. Нередко производитель устанавливает слишком маленькие зазоры, которые приходится увеличивать до нормы.
Когда проявилась нестабильная работа мотора. Первое действие – вывернуть свечи, хорошенько прочистить контакты, отрегулировать межэлектродные расстояния и проверить работоспособность под давлением.
Чистка электродов и площадки от нагара должна всегда предшествовать настройке.
Следует запомнить важный момент: четко выставить зазор на свечах без щупа невозможно. Регулировка «на глаз» сойдет в качестве временной меры, пока вы не доберетесь до гаража с инструментом.
Выверните свечи из цилиндров двигателя и дайте им остыть до комнатной температуры. «На горячую» величину зазоров измерять нельзя.
Прочистите контакты щеткой с проволочным ворсом и проверьте межэлектродный просвет щупом требуемой толщины. Последний должен входить между контактов плотно, с небольшим сопротивлением.
Если щуп не вставляется, увеличивайте зазор путем разгибания верхнего электрода плоской отверткой. Слишком большое расстояние убирается аккуратным пристукиванием контакта.
Сподручнее выполнять операцию на остывшем двигателе – не придется обжигать руки во время откручивания. Для обычных свечек используйте плоский щуп, а для изделий на 2–3–4 боковых электрода – инструмент круглой формы. Установите свечи в цилиндры, заведите мотор и наблюдайте за работой на холостом ходу. Если замеченная ранее вибрация не прекратилась, неисправность следует искать в другом месте.
Зазор между электродами свечей зажигания: измерение, регулировка
Работа двигателя внутреннего сгорания во многом зависит от состояния свечей зажигания. Они отвечают за своевременность воспламенения топливной смеси в камерах. Поэтому малейшая неисправность хотя бы одной из них неизбежно приведет к тому, что мотор начнет троить или вообще заглохнет. В этой статье речь пойдет о таком понятии, как зазор между электродами свечей зажигания. Мы попытаемся выяснить, на что он влияет, каким должен быть, каким образом его можно отрегулировать самостоятельно.
Что такое зазор?
Любая свеча зажигания автомобильного двигателя внутреннего сгорания имеет в своей конструкции два электрода: центральный и боковой. Первый из них является плюсовым. Именно на него через контактный наконечник, стержень и токопроводящий герметик (резистор) подается ток высокого напряжения, вырабатываемый катушкой. Боковой электрод – минусовой. Он приварен к корпусу устройства и замыкается на «массу» через резьбу и юбку свечи. Искра – не что иное, как дуговой разряд, возникающий между электродами. Она проскакивает во время подачи электрического импульса, создаваемого катушкой зажигания. Ее размер и мощность напрямую зависят от взаимного расположения электродов, т. е. от расстояния между ними, именуемого зазором.
На что влияет зазор?
Для каждого типа двигателя, в зависимости от вида и октанового числа потребляемого топлива, объема, развиваемой мощности, давления в камерах сгорания, заводами-изготовителями авто предусмотрены разные свечи с разными характеристиками. Иными словами, просто взять и переставить их с «Мерседеса» на «Ладу» не получится никак. Зазор между электродами свечей зажигания является важнейшей их характеристикой, от которой зависит стабильность работы двигателя, его мощность, количество развиваемых оборотов, расход топлива, долговечность работы деталей поршневой группы.
Уменьшенный зазор
Уменьшенный зазор между электродами свечей зажигания характеризуется мощным, но кратковременным искровым разрядом. Сокращение времени приводит к тому, что топливная смесь не успевает сгорать полностью. В результате свечи заливает остатками горючего, искра периодически пропадает, двигатель троит. Естественно, увеличивается и расход топлива. Резко возрастает и количество токсичных веществ в выбросе.
Подобное явление на высоких оборотах нередко приводит к тому, что искра, будучи слишком короткой, не успевает разрываться между поступающими электрическими импульсами, образуя постоянную дугу. В итоге мы можем получить подгоревшие или полностью расплавленные электроды, а также межвитковое замыкание в катушке. Дополняет эту картину затрудненный пуск двигателя и ускоренный износ деталей поршневой группы.
Увеличенный зазор
Увеличенный зазор между электродами свечей зажигания, наоборот, приводит к тому, что искра удлиняется, но становится слишком слабой, чтобы поджечь горючую смесь. Кроме этого, увеличивается вероятность пробоя катушки, провода высокого напряжения или изолятора. При слишком большом расстоянии между электродами электричеству, которое по своей природе ищет кратчайший путь для выравнивания разности потенциалов, проще пройти сквозь керамику, чем преодолеть увеличенный зазор по воздуху. В итоге искра в цилиндре либо образуется периодически, либо вообще пропадает. Двигатель при этом захлебывается топливом, троит или глохнет. Характерным явлением для увеличенного зазора являются редкие громкие хлопки, вызванные пропусками зажигания.
Какой должен быть зазор на свечах зажигания?
Как мы уже говорили, расстояние между электродами свечей для каждого двигателя разное. Владельцам современных иномарок не приходится думать о таком понятии, как зазор. Здесь все просто. Есть двигатель — есть к нему определенные свечи с определенным расстоянием между электродами. И заводы-изготовители иномарок категорически не рекомендуют проводить их самостоятельную регулировку.
С нашими машинами все немного сложней. Величина зазора между электродами свечи зажигания для отечественных авто может составлять от 0,5 до 1,5 мм. В первую очередь она зависит от типа двигателя. У карбюраторных моторов с контактным зажиганием, например, зазор варьируется от 1 до 1,3 мм, а с бесконтактным – 0,7-0,8 мм. Для двигателей с автоматическим впрыском изготовители рекомендуют расстояние между электродами в пределах 0,5-0,6 мм.
Зачем проверять зазор? Как часто это нужно делать?
Вы спросите: «Зачем проверять и регулировать зазор, если можно купить рекомендованные свечи, поставить и забыть о них до конца положенного срока работы?» Дело в том, что в процессе работы двигателя электроды обгорают. В результате этого расстояние между ними увеличивается. Из-за этого одноэлектродные свечи рекомендуется проверять не реже, чем через 10-15 тыс. км пробега, многоэлектродные – через 20-30 тыс. км.
Как и чем замерить зазор?
Определить величину расстояния между электродами поможет специальный щуп для измерения зазоров. Купить его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже автозапчастей. Единственное, на что следует обратить внимание при его покупке, – это производитель. Не стоит приобретать измерительный инструмент сомнительного происхождения и качества. Отклонение на сотые доли миллиметра может свести на нет все ваши усилия отрегулировать зазор. Существует три вида измерительных щупов:
монетообразный;
проволочный;
пластинчатый.
Первый щуп для измерения зазоров на вид напоминает обычную монету с окружающим ее ободком. Он на разных позициях окружности имеет разную толщину. При этом на самой «монете» нанесена шкала, указывающая на ее величину. Проволочный щуп имеет подобную конструкцию. Только вместо ободка у него роль измерителя выполняют петли из проволоки разного диаметра. Самым популярным инструментом для замера зазора является измеритель в виде швейцарского ножа. Тут вместо лезвий используются стальные пластины определенной толщины.
Как производится определение зазора?
Первым делом свечу необходимо очистить от грязи и нагара, который может присутствовать на ее контактах. Способ проведения замера для каждого типа щупа разный. Если у вас монетообразный измеритель, поместите его ободок между электродов свечи. Медленно проворачивайте его до того момента, пока он не соединит контакты. Теперь посмотрите на шкалу «монеты». Значение, нанесенное на ней в месте расположения электродов, и будет величиной зазора. Чтобы увеличить его, просто отогните боковой контакт ободком измерителя и снова проверьте расстояние. Для уменьшения зазора электрод нужно легонько подогнуть, уперев его в какой-нибудь неподвижный предмет.
Если же у вас проволочный щуп, замеры производим путем помещения между контактов проволочной петельки. Каждая из них имеет определенный диаметр. Толщина петельки, которая перекроет расстояние между электродами, и будет зазором. Отгибание бокового контакта производится при помощи специальных фигурных пластинок, расположенных на корпусе проволочного щупа. Пластинчатым измерителем проверять зазор проще всего. Достаточно подобрать пластину, которая плотно войдет между электродами, и посмотреть ее толщину, обозначенную на ее поверхности. Регулировка зазора выполняется также при помощи самого измерителя.
Каким должен быть зазор между электродами свечей зажигания на газу?
Все автовладельцы, чьи машины переоборудованы под ГБО, задаются вопросом о том, какие свечи лучше всего подходят под этот вид топлива и каким должно быть у них расстояние между электродами. Действительно, процесс сгорания газо-воздушной смеси происходит немного по-другому, нежели воздушно-топливной. Во-первых, пропан обладает большим октановым числом (105-115). Во-вторых, температура его сгорания выше бензина примерно на 30-50 градусов. В-третьих, для сгорания газа необходима более высокая степень сжатия в цилиндре.
Иными словами, если двигатель вашего авто рассчитан на 80-й или 92-й бензин, при работе от ГБО обычные свечи очень быстро выйдут из строя. Кроме этого, мотор машины будет постоянно перегреваться, а детали поршневой группы быстро изнашиваться. Чтобы избежать этого, необходимо использовать свечи с минимальным калильным числом, предусмотренным заводом-изготовителем авто. Если же мотор автомобиля настроен на бензин с октановым числом 95 и выше, переоборудование на газ на него никак не повлияет. Что касается зазора, то он должен быть таким, каким рекомендует завод-изготовитель.
Особенности конструкции некоторых свечей зажигания
Современные технологии позволяют производителям изготавливать свечи зажигания с улучшенными характеристиками мощности и размера электрической искры. Добиться этого возможно благодаря использованию драгоценных и редкоземельных металлов. Каждый из производителей пытается найти идеальный вариант конструкции, при котором искра будет максимально мощной, а зазор – большим. Свечи Denso, NGK, Bosch, Champion, несмотря на высокую стоимость, пользуются огромным спросом из-за своей надежности и долговечности. Так чем же они отличаются от обычных?
Возьмем, к примеру, свечи Denso. Их электроды изготовлены из иридия, а центральный контакт имеет диаметр в пять раз меньше, нежели у обычных свечей. «Что это дает?» — спросите вы. Во-первых, этот металл очень устойчив к высоким температурам. Во-вторых, если вы используете иридиевые свечи зажигания, зазор между электродами позволяет создать максимально большую искру. Так вы не только увеличите мощность двигателя, но и сократите количество вредных примесей в выхлопе. А в-третьих, прослужат они вдвое, а то и втрое дольше обычных.
Проверка и установка зазора между электродами свечей зажигания
Практически все свечи зажигания, выпускаемые в настоящее время, имеют установленный на заводе зазор между электродами. У каждого производителя он разный. Разный он так же для свечей на карбюраторный двигатель с контактной и бесконтактной системами зажигания, и для свечей на инжекторный двигатель.
Например, зазоры между электродами свечей зажигания для карбюраторных двигателей варьируются в пределах 0,5-0,7 мм для контактной системы зажигания, 0,7-0,9 мм для бесконтактной. При чем, рекомендуется в зимнее время зазор делать поменьше на 1 мм, а в летнее побольше на 1 мм. Таким способом достигается улучшение пуска двигателя и стабильность его работы при разных атмосферных температурах.
Считается, что длительное прокручивание двигателя стартером при низкой температуре окружающего воздуха настолько может разрядить даже новую батарею, что ее напряжения не хватит для образования искры при слишком большом или нормальном зазоре между электродами. Вместе с тем увеличение зазора создает дополнительную нагрузку на катушку зажигания.
Для инжекторных двигателей величина зазора находится в пределах 0,9-1,1 мм. Рекомендаций для изменения величины зазора применительно к разным временам года не имеется.
Проверка зазора между электродами свечей зажигания
При установке новых свечей зажигания на двигатель или проверке старых необходимо измерить зазор между их электродами. Старые свечи при этом следует очистить от нагара. Проверка проводится круглым щупом необходимого диаметра. Измерение плоским щупом будет неточным, так как на боковом электроде свечи практически всегда имеется небольшая выемка из-за переноса металла на центральный электрод. Особенно это характерно для уже проработавших какое-то время свечей.
Регулировка зазора между электродами свечей зажигания
Зазор между электродами свечей зажигания регулируется подгибанием или наоборот отгибанием бокового электрода. Правильнее всего для проведения данной операции использовать специальный ключ. После подгибания зазор проверяется снова.
Примечания и дополнения
— Для свечей зажигания на карбюраторные двигателя с контактной системой зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 рекомендуемый зазор между электродами свечей зажигания составляет 0,5-0,7 мм, для ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 с бесконтактной системой зажигания 0,7-0,9 мм.
— Для инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2107, 2108, 2109, 21099 1,0-1,1 мм.
— Неверно выставленный зазор между электродами свечей зажигания приводит к проблемам с запуском двигателя, появлению неустойчивых оборотов холостого хода двигателя, дерганья при трогании и движении, «провалам», потере мощности и приемистости, росту топливного аппетита двигателя. Нормальную работу двигателя может обеспечить только свеча с определенным для данного типа двигателя зазором. При меньшем зазоре искра получится короткой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается, при большом зазоре увеличивается напряжение, необходимое для пробивания воздушного промежутка между электродами свечи. Искры в таком случае может не быть вообще.
— На многоэлектродных свечах зажигания зазор выставлять не нужно.
Еще статьи по свечам зажигания
— Свечи зажигания NGK на карбюраторные и инжекторные двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Черный нагар на свечах зажигания, причины
— Свечи зажигания Brisk для карбюраторных и инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности свечей зажигания
— Применяемость свечей зажигания на двигателях автомобилей ВАЗ
Зазор на свечах зажигания: какой и как выставлять?
Во многих случаях проблемой плохой работы двигателя являются воспламенители горючей смеси. Вызвано это тем, что неправильно выставлен зазор на свечах зажигания. Поэтому каждый водитель должен внимательно относиться к этой проблеме, и в случае возникновения неполадок в работе мотора сделать проверку зазора между электродами (основными частями этих деталей).
Содержание
Принцип работы зажигания
Свечи зажигания двигателя, служат для воспламенения горючей смеси в камерах цилиндров, энергия которой приводит в движение поршни. Происходит воспламенение с помощью искры, проскакивающей между электродами (основными частями этих деталей).
Зазор между электродами свечей зажигания – это некоторое расстояние между нижним и верхним элементом, которое проходит электрический ток (создавая искру), что выступает катализатором для поджигания топливной смеси.
Топливная смесь представляет из себя горючее вещество (бензин), что подается в камеры цилиндров, где оно смешивается с воздухом и максимально сжимается поршнем, образуя плотное облако. В момент ее наибольшей плотности она воспламеняется искрой, мощность которой должна быть достаточной для ее поджигания, и высвободившаяся энергия толкает поршень назад.
Такой принцип работы бензиновых силовых агрегатов отличает их от дизельных моторов. Даже если двигатели оборудуются газобаллонным оборудованием, все равно горючая смесь формируется из газа, подаваемого в камеру сгорания и воздуха, который находится в ней, а поджигается она таким же образом, как и бензиновая.
Важно запомнить, что от расстояния между поверхностями электродов будет зависеть работа силового агрегата.
Влияние величины расстояния между элементами свечей на работу двигателя
Как было выяснено выше, вся работа мотора будет зависеть от того, каков зазор свечей зажигания. Вызвано это тем, что искра должна обладать такой силой, чтобы максимально воспламенить горючую смесь. Чем больше ее сгорит, тем мощнее оттолкнется поршень, который передаст силу на коленвал, а тот в свою очередь приводит в действие маховик и коробку скоростей.
Мощность искры напрямую зависит от того, какой зазор в свечах зажигания выставлен. Поэтому если автолюбитель замечает некоторые изменения в работе своего силового агрегата, ему нужно сначала проверить систему зажигания. Если величина зазора соответствует заявленным техническим требованиям для конкретного вида мотора, тогда проблему нужно будет искать в другом.
Теперь рассмотрим, что происходит с работой мотора, если зазор между электродами свечи не соответствует техническим требованиям (он является маленьким, либо наоборот большим).
Маленькое расстояние между электродами. В данном случае появившаяся искра будет иметь большую силу тока, но из-за того, что она будет проходить маленькое расстояние, ее мощности будет недостаточно, чтобы полностью воспламенить горючую смесь. В карбюраторных моторах может произойти то, что не сгоревшая смесь начнет заливать электроды. В двигателях других систем (например, инжекторных), смесь будет сгорать не полностью, что приведет к потере мощности, автомобиль начнет «троить» либо двигаться рывками. Также трудно будет набирать скорость.
Большое расстояние между электродами. Если наоборот зазор большой, искра будет теряет свою силу, начнет пробивать защитный корпус (ищет кратчайший путь), куда помещены электроды, что рано или поздно приведет к замыканию и полной замене этих элементов на новые. Кроме этого она не сможет вообще воспламенять горючую смесь. В зимнее время это чревато тем, что мотор вообще не получится запустить. К этому всему можно добавить потерю мощности, а также образование сильного нагара, как на корпусах электродов, так и стенках цилиндра и поршня, поскольку смесь не сгорает, а накапливается в камере. Новая порция топлива может привести к воспламенению ее и несгоревшей смеси, а это опасно для поршней (большая детонация).
Вот что происходит внутри мотора, если свечи работают не правильно.
Важно запомнить, что производители этих элементов для различных силовых агрегатов всегда выставляют необходимое расстояние между электродами. Но в силу того, что они выполнены из металла, на который воздействует не только сила тока, но и повышенная температура, со временем электроды начинают оплавляться, покрываться нагаром. Поэтому через каждые 15 тысяч километров пробега, свечи лучше выкручивать и проверять их зазор.
Какой зазор должен быть между электродами
На сегодняшнее время существует несколько разновидностей бензиновых силовых агрегатов, принцип действия которых отличается. Для каждого вида существует свой оптимальный зазор, который должен быть между электродами. Зная это расстояние, любой автолюбитель сможет контролировать работу мотора.
карбюраторный силовой агрегат с трамблером, если машина автолюбителя оборудована таким мотором, тогда необходимое расстояние между электродами не должно превышать порога 0.5-0.6 миллиметров;
карбюраторный силовой агрегат с электронным зажиганием, электронная система распределения искры тут более совершенна, поэтому требуется чтобы оптимальное расстояние, между электродами не превышало порога 0.7-0.8 миллиметров;
инжекторный силовой агрегат, если машина автолюбителя оборудована инжектором, тогда оптимальное расстояние (зазор) должно быть в пределах 1-1.3 миллиметра.
Теперь нужно выяснить, почему существуют такие разбросы зазоров у двигателей разных систем подачи топлива в камеру сгорания. Ответ прост. У силовых агрегатов, которые оборудованы карбюраторами, сила тока в цепи, которая отвечает за подачу искры в свечи самая низкая, а у инжекторных разновидностей самая большая. Поэтому для оптимальной работы всех свеч, производителями и разработаны такие зазоры.
Регулировка зазора свечей зажигания может происходить в домашних условиях, и для этого не нужно обращаться в специализированные станции технического обслуживания автомобилей. Сделать это просто.
Для этого нужно пользоваться свечными ключами. В основном они идут в комплекте с другими инструментами. С помощью них выкручиваются свечи, а затем берутся измерительные приборы (линейка, специальные щупы с метками толщины) и происходит замер расстояния, которое существует между поверхностями электродов.
Если оно в норме, тогда ничего делать не нужно. Если расстояние меньше положенного, тогда лучше воспользоваться наждачной бумагой нулевкой или единицей, и хорошо прочистить поверхности, удалив нагар.
В случае если расстояние большое, тогда лучше произвести полную замену детали, поскольку в домашних условиях уменьшить зазор не получится.
Важно запомнить, что перед покупкой этих деталей, автолюбитель должен внимательно ознакомиться с техническими параметрами своего двигателя, а затем поинтересоваться у продавца, какое расстояние между электродами в предложенном товаре. Ведь от правильного выбора будет зависеть не только работа мотора, но и увеличение его ресурса.
Свечи зажигания на бензиновых силовых агрегатах выполняют роль воспламенителей горючей смеси, поэтому нужное расстояние (зазор) между поверхностями дает двигателю правильную работу. В противном случае произойдет не только потеря мощности, но и быстрый износ и даже повреждение поршней.
С уважением, Максим Марков!
Зазор в свечах зажигания автомобиля; как выставить
Причиной сбоев в работе двигателя нередко бывает не соответствующий норме зазор в свечах зажигания. В том что автовладельцы не контролируют его – доля вины и некоторых производителей этих устройств, утверждающих, что в их продукции не нужно регулировать зазор между электродами. Однако нет таких свечей зажигания, зазор между электродами которых не менялся бы при их эксплуатации. Значит, его регулировка необходима для всех. Системы зажигания на автомобилях делятся на контактную (с прерывателем в трамблере) и бесконтактную. Высокое напряжение первой ниже, чем второй соответственно и зазор на свечах зажигания для контактной системы меньше чем для бесконтактной. Какой же зазор должен быть у них.
Для контактной системы зазор должен составлять около 0,5 мм, для бесконтактной от 0,8 до 1 мм.
Важность регулировки зазора между электродами свечи
Зазор между электродами должен быть правильно отрегулирован, потому что при зазоре большем оптимального не хватит напряжения для его пробоя, то есть будут перебои в искрообразовании и двигатель будет «троить». При маленьком зазоре искра станет мелкой, слабой и будет плохо воспламенять смесь в камере сгорания. Подобное несоответствие приведет к потере мощности. Из вышесказанного следует, что от верной регулировки этого зазора зависит: легкий пуск мотора, его приемистость и расход топлива, который может вырасти из-за падения мощности.
Периодичность проверки
Зазор между электродами свечи увеличивается в среднем на 1,5 десятых миллиметра через тысячу километров пробега. Поэтому проверять его следует не реже чем через каждые 15-20 тыс. км пробега.
Регулировка зазора
Для проведения этой операции понадобится следующий инструменты:
свечной ключ;
набор щупов;
плоская отвертка.
Выверните свечи зажигания из головки блока. Снимая с них колпачки проводов высокого напряжения, не тяните за провод, иначе вы его повредите. Особенно это касается силиконовых проводов. Если на изоляторах много нагара, почистите их пескоструйкой. Ни в коем случаи нельзя чистить их металлической щеткой, так как металл мягче керамики изолятора и оставит на ней следы по которым в процессе работы зажигания произойдет электрический пробой и свеча придет в негодность. Исходя из типа системы зажигания на вашем авто, выберите щуп нужной толщины. Он должен перемещаться между электродами с легким защемлением. Добиваются этого подгибанием бокового электрода при помощи плоской отвертки.
Диагностика двигателя по нагару на изоляторах
Пользуясь случаем, рассмотрите изоляторы свечей их вид может о многом рассказать нужно только понять что он говорит. Ведь этот элемент системы зажигания работает в камере сгорания цилиндра и все процессы, проходящие там, отражаются на ее состоянии и внешнем виде. Не будет преувеличением сказать, что она по совместительству является диагностическим зондом, встроенным в сердце двигателя.
Изоляторы свечей исправно, работающего двигателя должны быть светло-коричневого цвета и не должны иметь отложений сажи и сгоревшего масла. Если изолятор свечи и центральный электрод покрыты бархатистым черным налетом, то это говорит либо о неисправностях в системе зажигания или о неправильной регулировке системы готовящей топливо-воздушную смесь, а если двигатель инжекторный, то возможен выход из строя одного из датчиков этой системы.
Цвет изолятора от светло-серого до белого без нагара говорит о чрезмерно бедной смеси.
Кирпично-красный цвет изолятора сообщает об отложениях на нем тетраэтилсвинца и о том, что эту свечу без чистки в скором времени ждет электрический пробой изолятора и выход из строя.
Следы масла на свече, как можно догадаться, свидетельствуют о повышенном расходе масла. Чтобы определить его причину, понаблюдайте за выхлопом сразу после пуска двигателя. Если будет синее облачко дыма с запахом горелого масла, то это говорит о том что за время стоянки автомобиля в камеры сгорания через сальники клапанов набралось масло. Значит, пришло время поменять колпачки. Если же дым весь будет синий от пуска двигателя и дальше, то причина расхода масла скорее всего, износ поршневых колец.
Толстый белый рыхлый налет на свече появляется когда в камеру сгорания попадает тосол это бывает при дефектах прокладки между головкой и блоком цилиндров или при температурной деформации головки блока. При работе двигателя с такой неисправностью в расширительном бачке наблюдаются пузырьки выхлопных газов, проходящих в систему охлаждения через тот же дефект. Выхлоп при такой неисправности частично состоит из паров охлаждающий жидкости.
Когда лучше всего проверять
Допускается отложение сажи на изоляторах свечей после холодного пуска двигателя, так как в этом режиме мотор работает с большим переобогощением топливо-воздушной смеси. Поэтому осматривать свечи с целью диагностики двигателя следует предварительно проехав на машине 250-300 км, чтобы мотор поработал в установившемся режиме при рабочей температуре. Не спешите вывертывать свечи дайте двигателю немного остыть иначе можно повредить резьбу на свечах или в головке блока.
Какой зазор должен быть на свечах зажигания между электродами?
Свечи зажигания не относятся к деталям со сложной конструкцией. Несмотря на это, с ними необходимо правильно обращаться, так как даже малейшие неточности в их работе могут привести к неравномерной работе двигателя. В этой статье расскажем о таком важном понятии, как зазор между свечами, почему важно его правильно отрегулировать, и на что он влияет.
1 Принцип работы свечей зажигания бензинового мотора
Свечи в любом бензиновом двигателе являются обязательным звеном, которое отвечает за контакт с топливно-воздушной смесью, другими словами, создает нужную искру для правильного и равномерного возгорания топлива. Эффективность их работы напрямую зависит от их качества, степени износа, зазора между ними, климатических условий и качества топлива, а также работоспособности бензонасоса автомобиля.
Как только топливо в смеси с необходимым количеством воздуха поступает в цилиндры мотора, начинает работать поршень, который нагнетает давление. В пиковой, верхней точке происходит воспламенение бензинового состава, благодаря своевременной искре, создаваемой свечой. Искра создается посредством команды от блока управления между двумя электродами свечи и является катализатором возгорания.
Таким образом, при неправильной или неполноценной регулировке таких элементов системы зажигания, как свечи, двигатель работает с низким КПД. Часто появляются толчки, падение оборотов при движении, а в холодное время года, когда температура опускается заметно ниже нуля, двигатель попросту не запускается. Случиться это может даже тогда, когда вы устанавливается абсолютно новые свечи, а причиной является неправильно выбранный или выставленный зазор между ними.
2 Зазор между свечами ‒ как он влияет на работоспособность двигателя?
Под зазором свечей зажигания принято понимать расстояние между верхними и нижними электродами, которые создают спираль. На любых моделях зазор должен регулироваться согласно рекомендациям производителя, ни больше, ни меньше. Если зазор отличается, двигатель будет работать с перебоями, которые могут проявляться по-разному: дергание, падение оборотов, троение.
При слишком маленьком расстоянии неизбежно будут пропуски в системе зажигания, ввиду того, что искра, создаваемая двумя электродами, слишком мелкая, и ее не всегда хватает для правильного и своевременного воспламенения топлива. И если в инжекторном двигателе при малых зазорах двигатель какое-то время может работать исправно и без перебоев, то на карбюраторных моторах проблемы будут проявляться фактически сразу после установки новых свечей. Кроме того, карбюратор может просто залить, а это уже чревато более серьезными последствиями.
Большие зазоры чаще всего появляются в результате износа свечей зажигания либо являются следствием неправильно подобранных моделей, например, если вы установили свечи, которые рекомендованы для одной модели на другую.
Под воздействием высоких температур металл на них постепенно выгорает, верхняя часть вытягивается, нижняя проседает, при этом образуется нагар, особенно, если используется топливо низкого качества. Соответственно растягивается и искра, которой может не хватить для нормального функционирования системы зажигания. Запустить автомобиль зимой при увеличенном зазоре на свечах практически нереально.
Поэтому специалисты рекомендуют менять свечи зажигания не реже, чем через каждые 20-25 тысяч километров пробега. Если возможности поменять их нет, то нужно их хотя бы почистить от образовавшегося нагара, замерить расстояние между электродами и, если позволяет конструкция контактов, самостоятельно выставить этот показатель до рекомендованной нормы.
3 Проверяем и выставляем зазор – практические советы
Для того, чтобы правильно замерить расстояние и при необходимости почистить и выставить без щупа электроды, нужно аккуратно выкрутить свечи из автомобиля. При этом для начала обязательно сбросьте минусовую клемму с АКБ. Как только свечи выкручены, осмотрите их на наличие каких-либо повреждений. Если визуальный осмотр покажет наличие повреждений, то они с большой долей вероятности должны идти под замену, иначе даже при правильном зазоре могут возникнуть проблемы в их работе.
Если повреждений нет, приступаем к очистке нагара при наличии такового. Чистить можно различными средствами, обычной тряпочкой, смоченной в WD-40 или моющем растворе. После тщательной очистки замерьте зазор. Для этого можно использовать и обычные, бытовые измерительные приборы типа линейки. Но определить точный размер будет сложно, так как речь идет о миллиметрах, поэтому мы рекомендуем взять специальные ключи-щупы в форме буквы «Г» различных размеров, которые как раз предназначены для точных измерений небольших миллиметровых расстояний на деталях авто.
Что касается норм и допустимых пределов, то для разных моделей они могут отличаться, однако есть общепринятая классификация. Так, нижний предел не должен быть меньше 0,4 мм, верхний – менее 1,3 мм. Более конкретные данные зависят от типа двигателя и системы зажигания, а именно:
карбюраторный мотор с трамблером зажигания: мин. – 0,5, макс. – 0,7 мм.
карбюраторный мотор с электронным зажиганием: диапазон от 0,7 до 1 мм.
инжекторные типы двигателя: рекомендуемый зазор свечей от 0,9 до 1,3 мм.
Разница межу зазорами свечей на разных типах двигателя обусловлена мощностью электрической цепи. Известно, что самое слабое напряжение – на обычных карбюраторных моторах с трамблером, искра получается относительно слабая, поэтому для свечей устанавливается минимально допустимый зазор между электродами. Тогда как в инжекторных двигателях мощность цепи достаточно высокая, поэтому зазор увеличивается в зависимости от мощности мотора, но при этом он не должен быть менее 0,9 мм и не более 1,3 мм.
4 Почему важно следить за расстоянием электродов?
Существуют ошибочные мнения, что следить за зазором на свечах зажигания не обязательно, а частые перепады в работе двигателя и системы зажигания обусловлены износом деталей и климатическими условиями конкретного региона.
На самом деле, правильный и регулируемый зазор позволяет в первую очередь экономить топливо (от 5 до 7 %), что показывают множество практических исследований, кроме того, правильный зазор обеспечивает плавную работу двигателя в любое время года, что существенно продлевает его ресурс. Также увеличивается и рабочий ресурс самих свечей зажигания и коллектора, который, как показывает практика, частенько пробивает из-за слишком большого расстояния, которое никем не регулируется.
На современных двигателях последнего поколения в свечах вообще отсутствуют электроды, а вместо «классической» электронной искры используется плазменный пучок, который создается электрическим напряжением. Плазменные варианты свечей более эффективны, долговечны и практичны, однако их стоимость гораздо выше цены обычных, и подходят они далеко не для всех типов автомобильных двигателей. Кроме того, при малейших нарушениях в работе таких свечей их можно только поменять.
Но если ваш автомобиль и возможности позволяют использовать свечи нового типа, то рекомендуем установить их на замену старым, классическим вариантам. В таком случае не придется ничего чистить или следить за расстояниями, а комфорт при вождении, особенно в холодное время года, будет гораздо ощутимее.