Многоэлектродные свечи зажигания: чем они лучше обычных? — журнал За рулем – 403 — Доступ запрещён

  • 24.04.2020

Содержание

чем они лучше обычных? — журнал За рулем

Эффектная работа многоэлектродных свечей — не что иное, как обман зрения, который ловко используют маркетологи. Эксперимент «За рулем» это доказал.

Материалы по теме

Еще работая на заводе, я до хрипоты спорил с коллегой из соседнего отдела, который аккуратно пилил лобзиком боковой электрод свечи зажигания, чтобы всякий раз «получать две искры вместо одной».

Аргументы не действовали — более того, когда «изобретатель» подключил свое творение к генератору импульсов и катушке зажигания, то на глазах у всех искра удвоилась, сверкая на обоих кончиках изувеченного электрода.

Толпа перестала рукоплескать только после того, как я убавил частоту генератора с 200 герц до 1 — вот тут-то все и увидели, что одинокая искра ничуть не изменилась в размерах, а стала прыгать то на одну половинку электрода, то на другую. Но чтобы на обе сразу — никогда! Просто на высокой частоте этого не видно, как не видно мелькания кадров на киноэкране. Обман зрения — все просто.

Никаких многоискровых свечей в природе нет. Правда, были чешские свечи «Бриск Премиум», в которых разряд прыгал с центрального электрода на корпус через два промежуточных проводящих колечка посреди изолятора, что визуально разбивало искру на три части. Но и в этом случае разряд каждый раз был только один, а никак не три.

Между тем работа многоэлектродных свечей все же отличается от обычных одноэлектродных. Помимо повышенной долговечности наши сравнительные испытания неоднократно фиксировали возрастание крутящего момента, увеличение эффективного кпд и т.п.

Преимущества проявлялись, в основном, на минимальных оборотах холостого хода и невысокой нагрузке на двигатель. Все это — следствие так называемой открытой искры, распространению которой не мешает боковой электрод. В многоэлектродных свечах боковые электроды не закрывают торец центрального коллеги, а потому у фронта пламени нет препятствия.

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Многоэлектродные свечи выдают много искр за раз? Это миф! — журнал За рулем

«За рулем» провел эксперимент, развенчавший распространенное заблуждение о дорогих свечах. Но у таких свечей есть как минимум два неоспоримых достоинства.

Первые многоэлектродные запальные свечи появились еще перед Второй мировой войной на авиаци­онных моторах. С тех пор и множатся мифы о преимуществах такой конструкции перед обычной одноэлектродной. Говорят, при работе двигателя вместо одиночных разрядов возникает светящееся плазменное кольцо вокруг центрального электрода, отсюда — экономичность, экологичность и улучшение мощностных характеристик.

Mногоэлектродная свеча дает лишь одну искру на каждый разряд.

Mногоэлектродная свеча дает лишь одну искру на каждый разряд.

Материалы по теме

Достоинства у таких свечей действительно есть. И кольцо вокруг центрального электрода тоже возникает. Но никакого многоискрового режима при этом нет и быть не может: всякий раз искровой разряд проскакивает только в одном месте, выбирая путь наименьшего сопротивления. Убедиться в этом поможет простейший ­эксперимент.

Мы изготовили примитивный испытательный стенд, в котором разряд для свечи создает пьезоэлемент. Итак, проверяем: разряд — и одна искра! Что и требовалось доказать. Многоэлектродные свечи выдают единовременно один искровой заряд — как и одноэлектродные. Только пробой происходит то в одном месте, то в другом: искра всякий раз выбирает оптимальный путь. Именно это обсто­ятельство и рождает легенды о многоискровом режиме.

При высокой частоте искрообразования в автомобиле (у Жигулей, например, она доходила до 50 Гц в каждом цилиндре) многочисленные одиночные искры, проскакивающие между разными электродами, визуально сливаются в единый светящийся круг. (По этому принципу работает кинематограф: инерционный человеческий глаз воспринимает мелькание неподвижных картинок как непрерывный видеоряд.) Но появления одновременно нескольких разрядов такая свеча обеспечить не сможет.

Обычно такие опыты проводят с катушкой зажигания — откуда еще взять нужные киловольты? Поступим проще: нам поможет простейшая пьезозажигалка. Аккуратно разбираем ее, извлекаем механизм и подключаем напрямую к свече зажигания. Нажимаем на кнопку и наблюдаем, как проскакивает искра между электродами.

Обычно такие опыты проводят с катушкой зажигания — откуда еще взять нужные киловольты? Поступим проще: нам поможет простейшая пьезозажигалка. Аккуратно разбираем ее, извлекаем механизм и подключаем напрямую к свече зажигания. Нажимаем на кнопку и наблюдаем, как проскакивает искра между электродами.

Материалы по теме

А зачем же тогда нужны многоэлектродные свечи, если число разрядов у них то же, что и у обычных? Наличие нескольких боковых электродов повышает ресурс свечи, хотя и не пропорци­онально их числу. Ведь керамический изолятор центрального электрода тоже изнашивается; меняют такие свечи чаще всего не из-за увеличения искровых зазоров, а по причине разгерметизировавшегося уплотнения изолятора. Целесообразно применять многоэлектродные свечи на автомобилях, где их сложно и, следовательно, дорого менять. Например, в оппозитных моторах или там, где доступ к свечным колодцам перекрывают впускные трубопроводы.

У таких свечей есть еще одно незаметное для обычного автомобилиста достоинство — так называемая открытая искра. В отличие от обычной свечи, у многоэлектродной боковые электроды не нависают над центральным — возникающий фронт пламени не застревает между электродами и быстрее распространяется по камере сгорания. Этот эффект проявляется в режимах минимальных оборотов холостого хода, при малых углах открытия дроссельной заслонки и невысоких нагрузках и улучшает рабочие характеристики двигателя. Но выигрыш в экономии и мощности столь мизерный, что в обычной ­эксплуатации незаметен.

Главный вывод: многоэлектродная свеча дает лишь одну искру на каждый разряд.

  • Что произойдет, если запихнуть в выхлопную трубу картофелину? Да ничего плохого. А что хорошего? Об этом читайте тут.

Многоэлектродные свечи зажигания | Пособие автомобилиста

Зачем свече зажигания несколько боковых электродов? Ведь сколько бы их ни было — два, три или четыре, — рожденный в недрах катушки высоковольтный импульс вызовет одну-единственную искру, которая «выберет» только один из боковых электродов. Так, может быть, это просто элементарная уловка маркетологов — мол, чем больше электродов, тем дороже?

Мы решили это проверить. А основным испытательным стендом, как и в прошлый раз, стал вазовский восьмиклапанный двигатель ВАЗ-2111 со впрыском топлива и контроллером Январь 5.1.

На самом деле, преимущество многоэлектродных свечей давно известно — это ресурс. Ведь искра возникает между центральным и боковым электродом в том искровом зазоре, электрическое сопротивление которого в данный момент меньше, чем других. А поскольку сопротивление каждый раз изменяется, то искра «грызет» электроды поочередно. Взгляните, к примеру, на фотографию разряда свечи Bosch, сделанную при большой выдержке. За время съемки произошло около 50 разрядов, искры от которых равномерно распределились между всеми тремя боковыми электродами. Это, кстати, говорит о том, что все три зазора здесь примерно одинаковы. Но даже если это не так и искра бьет только в один электрод, то со временем она его «сгрызет» — и перекинется на соседний, тем самым продлевая срок службы свечи.

Правда, многоэлектродные свечи дороже обычных. И поэтому автопроизводители применяют их только в тех двигателях, где за ценой можно не постоять. Например, в моторе редакционного седана BMW 320i, который эксплуатировался у нас в 1998—2002 годах, стояли четырехэлектродные свечи NGK, которые без проблем отслужили положенные 100000 км.

Но в ходе короткого теста ресурс свечей мы, к сожалению, проверить не в состоянии. Зато мы можем узнать, насколько изменяется мощность, экономичность и токсичность выхлопа у вазовского мотора при работе с разными свечами. А то, что замена свечей влияет на работу двигателя, это факт — в ходе предыдущего теста одноэлектродных свечей разница в мощности достигала почти 6%!

На этот раз комплектов свечей — всего семь. Это чешские свечи Brisk Extra и Brisk Premium, немецкие Bosch и Finwhale, французские Beru, японские NGK и свечи Champion, сделанные в Евросоюзе. Отечественных многоэлектродных свечей мы не нашли.

Первым делом все свечи отправились в барокамеру — для проверки на бесперебойность искрообразования под давлением. Из-за того, что барокамера заполнена не топливовоздушной смесью (взрывоопасно!), а воздухом, и напряжение, подводимое к свече, понижено со штатных 22 до 17 киловольт (имитация экстремальных условий), эти испытания — лишь дополнительный тест. Однако проведя его, мы сможем не только сравнить разные свечи в одинаковых условиях, но и отметить влияние «дополнительных» электродов. А оно есть!

Например, если одноэлектродная свеча Bosch WR7DC дает пропуски искры при давлении воздуха в барокамере в 8,1 атм, то ее трехэлектродный «собрат» Bosch W7DTC продержался вплоть до 10,0 атм. Аналогичная картина и с другими комплектами — свеча NGK BUR6ET с тремя «массовыми» электродами стабильно искрит при давлении воздуха до 10,4 атм, а одноэлектродная свеча NGK BPR6E сдается уже при 8,9 атм. О чем это говорит? О том, что дополнительные «массовые» электроды увеличивают надежность искрообразования. Это подтвердилось и при замерах давления полного прекращения искрообразования. Лучший результат трехэлектродных свечей (Brisk Extra, 12,5 атм) чуть превосходит результат лидера среди одноэлектродных комплектов (Brisk LR15YC, 12,0 атм). У других свечей разница заметней — например, трехэлектродные свечи Bosch теряют работоспособность при давлении воздуха в барокамере в 11 атм, а одноэлектродные — уже при 8,4 атм.

Надежность искрообразования зависит не только от количества, но и от расположения боковых электродов. Взгляните на фотографию свечи Brisk Premium LOR15LGS. Ее «массовые» электроды расположены настолько далеко от центрального, что давления воздуха даже в 5,5 атм достаточно для полного исчезновения искры. По испытаниям в барокамере эти свечи проигрывают даже штатным одноэлектродным свечам ЭЗ А17ДВРМ! Слишком велико сопротивление зазора — и пониженным напряжением в 17 кВ его не «пробить». Но, конечно, условия, которые мы имитируем в барокамере — это крайность. Такое бывает, например, у автомобиля со слабой батареей в дождливую погоду, когда включены фары, стеклоочистители, обогрев стекла, а влага, попавшая на высоковольтные провода, увеличивает токи утечки…

Так что главное испытание — это моторный стенд. Каждый комплект свечей мы поочередно заворачиваем в восьмиклапанный двигатель ВАЗ-2111 с распределенным впрыском (контроллер Январь 5.1 2111-1411020-61, лямбд-зонд, без нейтрализатора), соединенный с нагрузочным устройством. Нет нагрузки — двигатель работает на холостом ходу. Повышаем нагрузку — измеряем «частичные» характеристики. Полная нагрузка — номинальный режим. Фиксируем крутящий момент двигателя, частоту вращения, расход топлива и воздуха, токсичность отработавших газов. А чтобы исключить даже минимальные изменения давления, влажности и температуры в лаборатории, где установлен нагрузочный стенд, все полученные результаты приводим к стандартным условиям по методике ГОСТ 14846-81 «Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний». База для сравнения — характеристики мотора при работе со штатными одноэлектродными свечами А17ДВРМ из Энгельса.

Сперва — газ в пол! На режиме полного дросселя мы замерили крутящий момент (и мощность) двигателя с каждым из комплектов свечей. Здесь, как и среди одноэлектродных свечей, отличился комплект Finwhale. С этими свечами двигатель развил на 6,3% большую мощность, чем со штатными одноэлектродными свечами ЭЗ А17ДВРМ — и на 0,4% больше, чем с одноэлектродными свечами Finwhale F510 (5,9%). Также в тройке лидеров — свечи Champion (+5,6% мощности) и Brisk Premium (+5,1%). А вот трехэлектродный Bosch выступил скромно — прирост мощности составил всего 2,6%.

Затем, сбавив обороты, мы измерили экономичность двигателя в режиме городского цикла. Интересно, что превзойти результат одноэлектродных свечи NGK (снижение расхода топлива относительно штатных свечей ЭЗ на 5,1%) не удалось ни одному из комплектов. Но в целом многоэлектродные свечи выступили стабильнее — снижение расхода топлива более чем на 3% обеспечивают четыре из семи комплектов: Beru (4,2%), Champion (4,1%), NGK (3,9%) и Bosch (3,2%). А вот чешские свечи Brisk Extra расход топлива в сравнении со штатными ЭЗ не снижают, а увеличивают — на 1,6%.

Неудача постигла свечи Brisk Extra и при замерах токсичности отработавших газов, которые мы проводили на холостом ходу, в режимах городского цикла и внешней скоростной характеристики. Эти свечи, как и одноэлектродный Bosch WR7DCX, заставили контроллер Январь 5.1 работать в режиме постоянной коррекции времени впрыска топлива, переобогащая смесь. Как результат — «неуд» по экологии. В чем причина — неужели тоже пропуск вспышек?

А лидируют по снижению токсичности четырехэлектродные свечи Beru. За ними — Brisk Premium и NGK.

Как водится, результаты всех испытаний мы перевели в баллы и просуммировали их с учетом весовых коэффициентов. В группе лидеров итоговые баллы легли очень «плотно» — как и при тестах именитых шин. В принципе, мы смело рекомендуем все свечи, кроме аутсайдеров Brisk Extra LR15TC. Кстати, если сравнивать с результатами теста одноэлектродных свечей, то лучшие из них (это NGK) смогли бы занять в общем зачете только четвертое место. А это означает, что «дополнительные» электроды влияют не только на ресурс, но и на такие характеристики двигателя, как мощность, экономичность и токсичность.

Кстати, самых выдающихся результатов многоэлектродные свечи достигли в снижении токсичности: если Eyquem, лидер среди одноэлектродных комплектов, показал 40-процентное снижение содержания СО и СН в выхлопе, то Beru Ultra-X — уже почти 60%! Это говорит о том, что «многоэлектродность» и связанная с этим надежность искрообразования особенно ярко проявляют себя на режимах частичных нагрузок (на которых, в основном, мы и проверяли показатели токсичности). Но ждать от многоэлектродных свечей каких-либо чудес не стоит.

Однако процессы воспламенения горючей смеси от искры до сих пор хранят немало тайн даже для серьезных исследователей — и, само собой, привлекают внимание изобретателей и инженеров-самородков. А что, если распилить боковой электрод пополам? Или приварить к свече конус — и назвать получившееся чудо «плазменным генератором»?

Подобные свечи имеются на прилавках в изобилии. Мы встретили немало оригинальных конструкций — свечи «с форкамерой», с распиленным или просверленным боковым электродом. Попалась даже свеча зажигания с центральным электродом-осьминогом — искрит, как горелка газовой плиты!

Свечи многоэлектродные на ваз | Хитрости Жизни

Поскольку свечи зажигания (СЗ) являются расходным материалом, каждый автовладелец вынужден время от времени их менять. Нормальная работоспособность СЗ способствует оптимальной работе силового агрегата, что особенно важно для отечественных машин. Из этого материала вы узнаете, как осуществить подбор свечи зажигания по автомобилю ВАЗ и что надо учитывать при покупке.

Параметры выбора

Чтобы произвести выбор хороших СЗ, необходимо руководствоваться такими критериями:

  1. Первый параметр, который нужно учитывать при покупке — это калильное число. Следует отметить, что этот параметр условный, а не универсальный, поэтому его необходимо подбирать в соответствии с моделью определенного мотора. Данное число демонстрирует уровень давления в цилиндре ДВС, при котором появляется калильное зажигание. Применение СЗ с более высоким калильным числом допускается, не запрещается, если оно меньше.
  2. Еще один параметр — возможность самоочищения. К сожалению точно проверить этот параметр можно только на практике, поскольку все производители СЗ обещают потребителям высокий уровень самоочищения. Если этот показатель действительно высокий, то на СЗ не будет образовываться нагар, что особо важно для их оптимальной работы.
  3. Покупая свечи зажигания на ВАЗ, нужно также учесть их зазор. Каждый производитель для отдельных линеек продуктов выставляет соответствующий зазор. Если речь идет о машинах отечественного производства, то в данном случае этот зазор на свечах зажигания ВАЗ должен составлять 0.5-0.7 мм.
  4. Традиционный СЗ оснащаются двумя электродами — одним центральным и одним боковым, но не так давно мировые производители наладили выпуск устройств с 3 и 4 электродами. Эти электроды не могут способствовать появлению нескольких искр — их предназначение заключается в обеспечении более устойчивого искрообразования. Соответственно, применение таких СЗ способствует более стабильной работе силового агрегата благодаря улучшению процедуры розжига.
  5. Перед тем, как приобрести СЗ, внимательно осмотрите их не предмет наличие механических повреждений. Если вы видите, что на корпусе устройства имеются трещины, то от покупки таких СЗ лучше отказаться. Кроме того, перед монтажом проверьте, подойдет ли по размеру зазор.
  6. Для диагностики купленных СЗ можно установить их в барокамеру, разумеется, если у вас есть такая возможность, после чего настроить давление в ней примерно на 10 кг/см2, а ток должен быть подключен со значением 22 кВ. В результате должно начаться образование искры. В том случае, если искра появляется с перебоями, это свидетельствует о том, что СЗ не рабочая, но если искрообразование непрерывное, то устройства можно покупать (автор видео — Наиль Порошин).

ТОП лучших производителей свечей для ВАЗ

Так какие СЗ для ВАЗ лучше выбрать?

Ниже представлен список наиболее популярных производителей устройств:

  1. ЗАЗС. Такими СЗ транспортные средства ВАЗ комплектуются еще при производстве. Производитель рекомендует использовать именно ЗАЗС, мотивируя это тем, что данные свечи наиболее оптимальны для отечественных двигателей. Тем не менее, многие автолюбители не доверяют этому производителю и ставят на свои авто СЗ от других брендов.
  2. Beru. В частности, речь идет о модели 14FR-7DU. Основная особенность таких СЗ — это использование медного центрального электрода в конструкции, обладающего никелевой оболочкой. Благодаря этому СЗ этой модели более устойчивы к коррозии, а также износу. Юбка выполнена в конической форме, благодаря чему устройство оперативно переходит в режим самоочищения. Кроме того, мощность искры в этих СЗ достаточно высокая, соответственно, горючая смесь будет сгорать наиболее эффективно.
  3. Champion, а именно, модель RC9YC. Если верить производителю, то такие СЗ обладают более пониженными показателями в плане расхода бензина. Кроме того, они более устойчивы, а их мощность при работе на повышенных оборотах силового агрегата более высокая.
  4. NGK — один из брендов, поставляющих наиболее качественную продукцию на отечественный рынок. Никелевая модель BCPR6ES-11 на данный момент считается одним из наиболее доступных вариантов. Силовой агрегат с такими устройствами будет работать более устойчиво. А когда водитель жмет на педаль газа, то двигатель сможет работать на 4% мощнее, чем с традиционными СЗ. Отдельно следует выделить иридиевые свечи на ВАЗ.
    Если вы решили приобрести иридиевые свечи на ВАЗ, то столкнетесь с большим ассортиментом моделей. Они отличаются между собой как по стоимости, так и по характеристикам. Следует отметить, что иридиевые свечи на ВАЗ обладают более высоким ресурсом эксплуатации. В зависимости от модели, иридиевые свечи на ВАЗ могут отработать до 100 тысяч километров пробега и даже больше. Разумеется, такие преимущества влияют и на стоимость СЗ в целом. Иридиевые свечи на ВАЗ обладают иридиевым электродом, что делает искру еще более мощной.
  5. Denso Q20TT. Такие устройства обладают более тонким электродом, для изготовления которого не используются драгоценные металлы. Соответственно, это положительно влияет на цену СЗ. Как показывает практика, при использовании таких устройств мощность мотора будет более высокой, увеличится его динамика, а расход горючего может быть снижен. Разумеется, речь идет о нормально работающем двигателе.
  6. Устройства чешского производства Brisk DR15YC оснащаются медным сердечником, а также более длинным изолятором электрода, благодаря чему СЗ может более быстро перейти в режим самоочищения. Соответственно, использование этих моделей более актуально для транспортных средств, которые эксплуатируются в условиях города. Что касается интервала замены, то в данном случае он во многом зависит от качества горючего.
  7. Bosch FR7DCU. Такие СЗ оснащаются медным сердечником, установленным к хромоникилевую оболочку. Соответственно, это дает возможность электроду быть более устойчивым по отношению к эрозии или коррозии. Благодаря использованию никелевого покрытия вероятность прикипания резьбы сводится к минимуму.
  8. Finwhale F516. Корпус этой модели характеризуется гальваническим покрытием и изготовляется он из пластичной стали. Кроме того, данная модель имеет хорошую электрическую изоляцию, в результате чего проводимость тепла будет более высокой, что обеспечивается высоким содержанием окиси алюминия на изоляторе.

Цена вопроса

Видео «Проверка зазора на новых СЗ»

Подробнее о том, что современному владельцу ВАЗ нужно знать о диагностике зазора на СЗ, расскажет специалист на видео (автор — Наиль Порошин).

Пока автомобиль обслуживается у официального дилера, проблем с выбором свечей нет. Вопросы начинаются, когда гарантийный срок кончается. Какие же свечи зажигания лучше купить?

Для обсуждения нам потребовалось выбрать конкретный автомобиль – глупо сравнивать все свечи одновременно. Выбран был популярный Renault Logan с восьмиклапанным мотором K7M– низкая цена и вошедшая в легенды надежность сделали его крайне популярным на российских дорогах: можно встретить как модели самого первого поколения (Logan phase 1), так и современные машины в обновленном кузове (Logan 2). Те же рекомендации подойдут и владельцам других автомобилей с этим мотором: Lada Largus, Renault Symbol и так далее. Аналогичные характеристики у свечей зажигания, применяемых в Opel Vectra B, Peugeot 406, Skoda Octavia II, Toyota Avensis (T220), Chevrolet Lacetti.

КатегорияМестоНаименованиеРейтингЦена
Лучшие свечи зажигания с покрытием из благородных металлов1Denso PK20PR-P810 / 10466
2NGK BKR6EIX (6418)9.5 / 10522
Лучшие свечи зажигания с традиционной конструкцией177 00 500 16810 / 10200
2Denso K20TXR9.9 / 10256
3Beru Z1939.7 / 10149
4Bosch FR7LDC+ (0 242 235 668)9.6 / 10160
5NGK BKR6EK (2288)9.0 / 10210

Лучшие свечи зажигания с покрытием из благородных металлов

Платиновые свечи зажигания из Японии одерживают убедительную победу в рейтинге лучших в первую очередь благодаря самой низкой цене. Но и по эксплуатационным характеристикам повода придраться нет: платиновое покрытие центрального и бокового электродов гарантирует отличный ресурс, а качество изготовления не вызывает нареканий. Единственным «но» может стать лишь величина межэлектродного зазора, которая также меньше требуемого Renault: 0,8 мм. Приобретение более дорогих иридиевых свечей (напомним – у иридия значительно выше твердость и температура плавления, отсюда большая стойкость к эрозии) в гражданской эксплуатации вряд ли будет оправдано.

  • самая доступная цена;
  • высокий ресурс.
  • несоответствие межэлектродного зазора требованиям Renault.

Иридиевые свечи от NGK по качеству изготовления заметно превосходят свои аналоги обычной конструкции, но по параметрам все так же не совпадают с требованиями Renault: здесь межэлектродный зазор всего 0,8 мм. Такие свечи есть смысл устанавливать на новый, не имеющий ощутимого расхода масла двигатель – в этом случае уменьшенный зазор в сочетании со стабильностью искрообразования, которую обеспечивает центральный электрод диаметром менее миллиметра, гарантируют запуск даже на основательно разряженном аккумуляторе.

При внимательном выборе заправок иридиевые свечи имеют пристойный ресурс, который может доходить до 50000 километров. Людям же, часто далеко ездящим на автомобиле в разных направлениях, стоит лучше задуматься о приобретении на те же деньги двух комплектов обычных свечей – привести в негодность дорогой комплект свечей случайной заправкой не самый лучший вариант.

  • стабильное искрообразование;
  • потенциально высокий ресурс.
  • неточное соответствие требованиям завода к зазору;
  • самая высокая из рассмотренных свечей цена.

Лучшие свечи зажигания с традиционной конструкцией

Под этой неприметной маркировкой скрываются оригинальные свечи зажигания Renault, созданные для этого мотора. Таким образом, их характеристики максимально подходят условиям эксплуатации с двигателем K7M, а жесткий контроль со стороны завода гарантирует стабильность качества.

Производителем оригинальных свечей является Eyqiem – французская компания, являющаяся основным поставщиком свечей зажигания на сборочные конвейеры многих европейских заводов. В конструкцию данных свечей учтен ряд моментов, специфичных для восьмиклапанного двигателя:

  • Относительно большой вылет центрального электрода в камеру сгорания позволяет обеспечить стабильный поджиг смеси в условиях ее неравномерного распределения по цилиндру (свеча смещена к краю камеры сгорания, на ряде режимов реальный состав смеси у стенок камеры сгорания и в ее объеме различается). Также вынос искрового промежутка вглубь камеры сгорания улучшает его вентиляцию, обеспечивая стабильность воспламенения.
  • Два боковых электрода увеличивают ресурс – искра, вопреки расхожему заблуждению, проскакивает не между всеми электродами одновременно, а между той парой, где условия для этого легче (меньше расстояние, тоньше нагар и так далее). Схематично работу многоэлектродных свечей можно описать так: по мере неизбежного износа «рабочей» пары электродов из-за искровой эрозии искрообразование перемещается ко второй паре, хотя в реальности при точно выдержанных зазорах оно обычно чередуется между разными парами.

По результатам тестов оригинальные свечи зажигания – это «крепкий середнячок», что неудивительно: от них требуется максимально стабильное качество, а не рекордные результаты. Реальный ресурс, хотя и сильно зависит от состояния двигателя и качества топлива, может доходить до 40000 километров.

Зачем в автомобиле устанавливать свечи зажигания? Они проводят искру в камеру сгорания, в результате чего происходит воспламенение воздушно-топливной системы. Через сколько километром или через какое количество времени нужно заменить свечи на автомобиле ВАЗ 2110? Если просмотреть руководство, то там четко написано, что замена свечей происходит каждые 30 000 км, но, на практике происходит всё совсем по-другому. Причина в плохом качестве топлива. Как определить, что свежи уже нужно менять?

Например, обороты на холостом ходу начинают плавать, создается увеличение расхода топлива, холодный запуск автомобиля плохой. Что будет в том случае, когда долго не менять свечи на ВАЗ 2110? На свечах будет создаваться нагар, качество искры ухудшиться, пропуски вспышек создаются и увеличивается расход топлива. Есть риск того, что машина в холодную пору просто не заведется.

После этого всего свечи начинают ‘коротить’, а это негативно влияет на модуль зажигания. Состояние свечей можно определять по нагару или зазору. В кругах автолюбителей есть такое понятие, как самоочищение свечей зажигания. На высоких оборотах двигателя происходит автоматически очистка свеч зажигания.

Нужно праивильно эксплуатировать автомобиль ВАЗ 2110 и выполнять элементарные правила по уходу за автомобилем, например, не заливать свечи в зимнюю пору и давать двигателю проработать на морозе некоторое время, пока не начнется движение. Машину заводим и идем обратно греться в дом. Все свечи можно разделить не только по марке изготовителя, но и по типу и по составу. Есть следующие типы свечей: одноэлектродные и многоэлектродные, состав: обычные, иридиевые и платиновые. Естественно, всё это может спутать новичка, который впервые идет покупать свечи для своего автомобиля. Можно доверить обзору свечей от автолюбителей на различных сайтах или просто проконсультироваться у продавца свечей зажигания.

Всех водителей интересует такой вопрос:Какие свечи выбрать на ваз 2110? На данный вопрос ответ звучит следующим образом что свечи различаются не только по маркам производства но и по типу одноэлектродные и многоэлектродные а также по составу обычные, иридивые, платиновые.Да и про каждый вид свечи можно разговаривать долго)Поэтому небольшой обзор для выбора на каком виде свечей остановится!Поговорим про особенность четырехэлектродных свечей Beru Ultra-X 79 производство Франция-свечи демонстрируют отличный результат и в барокамере и на моторном стенде.Мощность двигателя на внешней скоростной характеристике увеличивается не намного от штатных на 3.7% но зато по снижению расхода топлива и токсичности в лидерах! Вот еще один вариант свечей зажиганияNGK BUR6ETпроизводство Япония Трехэлектродные свечи NGK аккуратно сделаны и отлично работают.Эти свечи уступают немного beru по расходу топлива 3,9% против 4,2% и токсичности, но привосходят их по остальным параметрам.Двигатель с японскими свечами работает очень устойчиво а при полностью открытой дроссельной заслонке развивает на 4,4% большую мощность, чем со штатными свечами! Рассмотрим еще один вариант свечей зажиганияChampion N9BYC4производство Европейский союз Трехэлектродные свечи Champion выступили успешней своих одноэлектродных собратьев!Прежде всего — из-за лучшего снижения расхода топлива, высокой устойчивости работы увеличения мощности на внешней скоростной характеристике (на 5,6% относительно свечей в барокамере улучшения минимальны- трехэлектродные «чемпионы» превосходят только Premium и штатные одноэлектродные свечи ЭЗ. Еще один вариант Finwhale FX510производство Германия Свечи Finwhale вновь, как и при испытании одноэлектродных комплектов, отличились лучшим приростом мощности относительно штатных свечей ЭЗ — 6,3% при полном дросселе!Невысоки результаты свечей и в барокамере — видимо, сказывается увеличенный искровой зазор. Зато устойчивость работы двигателя — на высоте. К примеру еще вариантикBosch W7DTC производство Германия Свечи Bosch показали отличные результаты в барокамере, но прирост мощности двигателя на полном дросселе минимален — всего 2,6% относительно одноэлектродных свечей ЭЗ. Выхлопа почти не изменился, зато расход топлива с трехэлектродными свечами Bosch увеличелся на 3,2%, а двигатель работает очень устойчиво. Ну и на последок вариантик из дешовых свечей Brisk Extra LR15TC производство Чехия Свечи Brisk — самый дешевый из испытанных нами многоэлектродных комплектов. Расход топлива увеличился, а токсичность выхлопа резко возросла. Из всех факторов, определяющих эти характеристики, от свечей зажигания наиболее зависит скорость сгорания смеси. Еще один параметр — это зазор от него зависит тоже многое!Делаем выводы по испытаниям свечи заняли следущие места:1- Beru Ultra-X 79 2-NGK BUR6ET 3-Champion N9BYC4 4- Finwhale FX510 5- Bosch W7DTC 6-Brisk Extra LR15TC

Свечи зажигания представляют собой специальные устройства, с помощью которых происходит воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания. Они применяются сегодня на всех двигателях. Воспламенение происходит за счет искры от электрического заряда, которая возникает между электродами свечей зажигания.

Конструкция

Если брать во внимание конструкцию свечек, тогда они состоят из следующих элементов:

  • Контактный вывод. Служит для подключения высоковольтных проводов от системы зажигания;
  • Изолятор. За счет него свечи не перегреваются;
  • Ребра изолятора. Не допускают электропробои;
  • Центральный и боковой электрод. Служит для образования между ними искры, которая воспламеняет топливную смесь;
  • Уплотнитель. Этот элемент не позволяет горячему газу проникать из камеры сгорания.

Важным моментом в правильной работе свечей зажигания является зазор между электродами.

Зазор

При профилактической проверке свечек или во время поиска причин нестабильно работающего двигателя, рекомендуется проверить зазор между электродами.

  1. Если зазор окажется больше нормы, искра будет образовываться больше обычного, смесь начнет сильнее воспламеняться, расход окажется стабильнее. При этом могут возникать провалы в работе мотора.
  2. Если зазор меньше положенного, искра начнет появляться раньше, чем это требуется. Небольшая энергия искры не способна эффективно поджигать топливную смесь. Отсюда повышается расход топлива, но уменьшается мощность двигателя, ухудшается динамика.

Зазор между электродами на инжекторных ВАЗ 2110, согласно рекомендациям производителя, составляет от 1 до 1,13 миллиметра.

Выставляем зазор

Первым делом нужно проверить, действительно ли зазор имеет отклонение от нормы, а затем уже предпринимать соответствующие действия. Итак, начнем.

  1. Доберитесь до свечей зажигания, предварительно отключив от них высоковольтные провода.
  2. Воспользуйтесь щупом, чтобы замерить расстояние между двумя электродами ваших свечек. Продаются специальные щупы, которые с виду напоминают складной ножик.
  3. Возьмите щуп, толщина лезвия которого составляет ровно 1 мм.
  4. Вставьте щуп в зазор между электродами.
  5. В нормальном состоянии лезвие должно заходить с небольшим защемлением, но для входа вам не нужно прикладывать большое усилие.
  6. Если лезвие зашло слишком свободно, тогда зазор выше положенного. Вам потребуется верхний электрод слегка прижать к нижнему до образования необходимого расстояния.
  7. Если лезвие тяжело входит в зазор, тогда он оказался меньше нужного. В этой ситуации придется наоборот, слегка отогнуть электрод.

При увеличении или уменьшении зазора не прикладывайте слишком большое усилие, иначе вы рискуете надломить элемент. В этой ситуации не останется ничего другого, кроме как менять свечку.

Признаки неисправности

Если свечи выйдут из строя, искры не будет. Следовательно, воспламеняться топливная смесь не сможет, двигатель замрет, и не будет подавать признаков жизни.

Есть несколько характерных признаков, которые могут указывать на плохую работу свечей зажигания.

  • Ухудшается процедура запуска двигателя. Стартер крутит, но сам мотор не отвечает;
  • Повышается расход топлива;
  • Увеличивается выброс СО;
  • На холостом ходу и во время движения двигатель начинает дергать машину;
  • Падают динамические показатели автомобиля, не удается поднять обороты до нужного максимума, заметно снижается мощность мотора и пр.

Но все это косвенные причины, поскольку прямо они не указывают на факт выхода из строя свечек. Убедиться в их неисправности можно только путем проверки.

Заливает свечи

Как часто автомобилисты сталкиваются с понятием «заливают свечи». Причем они могут как замасливаться, так и заливаться топливом. Об этом мы поговорим далее.

Заливает топливом

Для проверки свечей вам потребуется их извлечь и визуально осмотреть. Плюс проверить состояние других элементов, которые принимают непосредственное участие в запуске мотора. А именно:

Свечи может заливать, забрызгивать маслом, пропадает искра в следствие загрязнений, замасливания, образования нагара.

Почему же свечи заливает бензином?

  • Обычно это происходит в холодное время года, когда компрессия в моторе слабая;
  • В воздухе много кислорода, потому для возгорания используется большее количество топлива;
  • Форсунки начинают подавать горючее;
  • Если аккумулятор плохо заряжен, стартер перестает крутить должным образом, провода не подают нужный заряд на электроды;
  • Все это приводит к тому, что от форсунок идет большое количество топлива, сжигать которое свечи попросту не успевают. В итоге их заливает.

Заливает маслом

Бывают и случаи, когда виновником отказа в работе свечек оказывается масло, которое их забрызгивает. Чтобы в этом убедиться, проверьте состояние колодцев свечей и маслосъемных колец.

Через данные кольца масло в небольшом количестве просачиваться может, потому при запуске мотора она сразу прогорает и от него не остается следа. Но если кольца износились, их лучше заменить.

Обратите внимание, что заливать маслом свечки также может по причине износа гильз цилиндров и сальников клапанов. Не путайте следы масла с нагаром, образующимся при сгорании бензина.

Очистка

Если свечи загрязнились, тогда вовсе не обязательно их тут же менять на новые элементы системы зажигания, воспламенения топливной смеси в камере сгорания ВАЗ 2110. Обычная чистка позволит быстро устранить загрязнения и вернуть свечкам прежнюю функциональность.

Существует несколько распространенных способов очистки, которые могут применяться на СТО и в гаражных условиях своими руками.

  1. Оберегайте покрытие свечек от истирания, не используйте грубую наждачную бумагу и прочих подобные абразивы.
  2. Не поддавайте свечку воздействиям высокой температуры. Накаливать их над огнем с целью очистки не стоит. Некоторые почему-то так поступают.
  3. Проверьте свечку на сопротивление, используя мегометр. Если на второй шкале + бесконечность не показывает, тогда свечу придется менять. Чистка бесполезна. При значении 1000 также лучше не пытаться реанимировать элемент.

Теперь поговорим непосредственно о методах очистки.

Образование нагара и заливка потребует не просто извлечь и просушить свечки, но также тщательно почистить.

  • Один из популярных методов — это снятие нагара металлической щеткой с мелкими ворсинками;
  • Другой вариант — обработка керосином, который довольно эффективно снимает нагар;
  • Еще один метод предполагает применение пескоструя. Эффективность такого подхода кратковременная, потому вскоре придется вновь извлекать свечи и чистить;
  • Применять химические преобразователи также многие приловчились. Для этого свечи помещают в раствор, дают полежать около часа, после чего очищают спичками, зубочистками, чтобы снять нагар, промывают водой и высушивают;
  • Чтобы не покупать специализированные средства, можно воспользоваться ацетоном по тому же принципу очистки;
  • Наши деды чистили свечи уксусом. Для этого вам потребуется на час опустить их в уксус, после чего добавить буквально 5 капель электролита;
  • Есть метод очистки ультразвуком, но здесь потребуется специализированное оборудование.

Не получив желаемого результата, придется менять свечки. Но прежде их необходимо выбрать.

Выбор

Выбор свечей сегодня достаточно обширный. Но мы поговорим о том, какие применяются для ВАЗ 2110 и что на данный момент можно считать лучшим выбором для вашего авто.

Отличаются свечи между собой преимущественно материалом, из которого изготовлены электроды.

Это классические свечи для ВАЗ, устанавливаемые заводом. Эксплуатационный срок составляет до 50 тысяч километров. Некоторые из них покрывают сплавом иттрия, чтобы повысить уровень надежности работы электрода

Характеризуются повышенной устойчивостью к температурным колебаниям и воздействию коррозии, что положительно влияет на срок службы элементов. Способны такие элементы работать до 90 тысяч километров

Характеристики во многом близки к платиновым свечкам, сегодня считаются наиболее долговечными и качественными. Запас прочности — порядка 90-100 тысяч километров

Эксплуатационный срок может увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от ухода, условий использования автомобиля, а также качества заливаемого топлива.

Замена

Если очистка и просушка не дали никакого результата, а проверка остальных элементов цепи зажигания не выявила других источников проблем, тогда вина лежит на свечах. Их нужно заменить.

Для замены свечек вам потребуется:

  • Свечная головка;
  • Трещотка или вороток;
  • Удлинитель;
  • Комплект новых свечей.

Приступаем к работе.

  1. Отключите высоковольтные провода от свечей зажигания на вашем ВАЗ 2110.
  2. Головкой и воротком выкручиваются элементы зажигания.
  3. Первое движение при выкручивании может даваться тяжело, потому резко откручивать свечи настоятельно не рекомендуется. Вы можете сорвать резьбу.
  4. Если при демонтаже свеча застревает, вверните ее на пару витков обратно, после чего вновь аккуратно выкрутите.
  5. Места посадки свечей зачистите от образовавшихся загрязнений, проверьте состояние колец.
  6. Установите на место старых новые свечи. Закручивать элементы необходимо с определенным моментом — 31-19 Нм.
  7. Подключите высоковольтные провода, выполните пробный запуск двигателя.

Заменить свечи довольно просто, как и проверить зазор. Но выбирая между чисткой и заменой, мы советуем выбрать второй вариант. Дело в том, что применение любого из перечисленных выше способов очистки свечек может навредить автомобилю. Особенно это касается химически агрессивных веществ, попадание на элементы мотора или подкапотного пространства способно привести к достаточно печальным последствиям. Намного проще просто поменять свечки. К тому же, стоят они не дорого.

Все свечи одинаковые? — журнал За рулем

Недавно пришлось вступить в полемику с одним важным господином из высокого кабинета. Господин был искренно убежден в том, что с появлением каталитических нейтрализаторов значимость свечи зажигания стала нулевой, а потому проводить какие-либо сравнительные испытания нет никакого смысла. Дескать, катализатор все сожжет, а потому выхлоп всегда будет в норме. А ежели начнутся пропуски искрообразования, так сразу загорится «Чек энджин» — опять-таки, никаких проблем. Стало быть, все свечи по определению становятся абсолютно одинаковыми: бери ту, у которой название больше нравится. Или ценник посимпатичнее.

Объяснить что-либо в таких случаях трудно. Это студенту можно втолковать, что катализатор сжигает далеко не все (по СН и NO — примерно до 30…50%). Поэтому чем больше сырая токсичность, на которую влияют свечи, тем больше и сухая. Мало того, катализатор успешно гасит токсичность не на всех режимах: в частности, при обогащении смеси, то есть на разгонах, пуске, больших нагрузках, он тоже работает не ахти — здесь-то и сказывается класс свечей. А на мощность, пуск и расход топлива катализатор не влияет вообще. А вот свечи, опять-таки — влияют. А уж если говорить о пропусках искрообразования, то тут катализатор вообще бессилен: вот и загорается «Джеки чан»… 

Господин так ничего и не понял. Впрочем, при высокой должности это не очень-то и нужно. А для тех, кто искренно интересуется «зажигательными» проблемами, напомним кое-что из «зажигательной» теории.

Важна ли энергия искрового разряда?

Да. Именно этот разряд дает «толчок» распространению фронта пламени. А скорость его распространения — это, фактически, и мощность, и экономичность, и экология. Скорость распространения пламени зависит от температуры в квадрате, а температура в начальной фазе, когда пламя еще сидит в межэлектродном пространстве — от энергии разряда. Особенно это проявляется тогда, когда воспламенение затруднено — при низком напряжении в первичной цепи зажигания, на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда в камере остается много остаточных газов и т.д.

Лет 30 назад народ активно увлекался созданием необычных систем зажигания — многоискровых, тиристорных, комбинированных. А сегодня?

«Золотой век» нестандартных систем зажигания пришелся у нас на ту пору, когда в серийных автомобилях царствовали механические прерыватели. Неудивительно, что любая свежая «электроника» казалась тогда неким откровением, заставляющим мотор вести себя немножко не так, как раньше. Однако с появлением ГАЗ 24–10 и ВАЗ-2108 бесконтактное зажигание стало в нашей стране нормой жизни, а последующие десятилетия естественным образом преобразовали отдельные коммутаторы зажигания в часть электронной системы управления двигателем. Поэтому современный тюнинг сводится здесь, как правило, к изменению программной, а не аппаратной части контроллеров. Реально современные системы зажигания достигли определенного максимума, а потому прорыва следует ожидать разве что от внедрения экзотики типа СВЧ-свечей, энергию для которых будет генерировать магнетрон — как в микроволновке. Подобную свечу когда-то «засветила» фирма «Беру» — у нее вообще нет бокового электрода, а разряд уходит «в пространство». Однако до реально работающих образцов дело, похоже, так и не дошло.

Разработчики полагают, что энергетика такой свечи будет на 40% выше, нежели у обычной, а выбросы окислов азота сократятся при этом аж на 80%. Дескать, смесь теперь поджигается сразу по всей камере сгорания — это же облегчает работу на обедненных смесях.

Следует иметь в виду, что если удастся увеличить мощность искры, скажем, в десять раз, то это резко увеличит темп тепловой эрозии электродов. А двигатель ощутит это разве что при пуске, да на минимальных оборотах холостого хода, а также при «пустом» аккумуляторе. Или, скажем, при очень плохих или просто изношенных свечах — мощный разряд даст им возможность работать лучше, но недолго — он быстро добьет их окончательно.

Так важен ли тип свечи? Ведь искру дают любые!

Очень важен! Важен и искровой зазор, и форма электродов, и их количество, и материал, из которого они изготовлены. А еще важна стабильность параметров от свечи к свече — особенно величины искрового зазора и сопротивления свечи. Важна форма разряда, его размер и интенсивность, стабильность во времени и по положению.

Материал и форма электродов свечи определяет ее «термоэластичность», и еще больше — ресурс. Не забудем и способность к самоочистке — все это также влияет на надежность работы двигателя.

Что касается свечей с «драгоценными» электродами, то преимуществ у таких свечей несколько. Во-первых, ресурс… Иридиевые и платиновые свечи живут раза в три-четыре дольше обычных. Во-вторых, и это важно — тугоплавкие материалы электродов позволяют резко уменьшить их размер, увеличивая напряженность электрического поля в межэлектродном пространстве. Это повышает устойчивость и стабильность разряда и позволяет увеличить искровой зазор. В-третьих, более мощный разряд улучшает очистку электродов и изолятора — стало быть, свеча лучше работает в условиях загрязнения.

Зачем нужны многоэлектродные свечи? Ведь даже школьники знают, что разряд у них все равно один!

plug 1

Во-первых — ресурс. Разряд прыгает от одного электрода к другому, и тем самым уменьшается темп их тепловой эрозии. Но самое главное состоит в том, что здесь выявляются преимущества так называемой «открытой искры»: фронт пламени формируется не в тесном пространстве межэлектродного пространства, а сразу выходит в объем камеры сгорания. Скорость сгорания растет, а с ней — мощность и экономичность двигателя.

Зачем создают разного рода микрофоркамеры в электродах?

plug 2

«Микрофоркамеры» в электродах — это фирменные фишки некоторых фирм: например, NGK (выемка в центральном электроде) и Denso (в боковом). Никакой форкамеры там, конечно, нет, а вот стабилизация разряда на кромках выемок действительно присутствует. Отсюда и эффект. Правда, еще известны многочисленные самопальные конструкции, но у них положительный эффект практически отсутствует. Чего не скажешь об отри

многоэлектродные и платиновые свечи зажигания

На данный момент в мире существует огромное разнообразие свечей зажигания. Они различаются размерами, калильным числом, материалами, из которых они сделаны, принципом действия и конечно же ценой. Кричащий решил углубиться в эту область и тем самым помочь автомобилистам понять как выбрать свечи, подходящие их стальным братьям.

Критерии выбора свечей

Два главных критерия, по которым следует выбирать свечи — это размер (геометрический) и калильное число.

Кликните, чтоб увеличить

Размер свечи. Тут, надеюсь, все понятно: слишком маленький размер свечи грозит тем, что она попросту не вкрутится в гнездо в двигателе, следовательно её электроды будут на слишком большом расстояни от камеры сгорания. Обратная ситуация — если длина свечи будет больше рекомендованной, то электроды будут «торчать» из гнезда слишком сильно, что может повлечь за собой удар поршня об них. Ничего хорошего в обоих случаях, как вы понимаете, ждать не придется.

Калильное число. Оно показывает температурные режимы работы свечи. Чем выше калильное число, тем свеча «холоднее», а значит она способна работать в более агрессивных, высокотемпературных условиях. Низкое калильное число означает, что «горячая» свеча будет быстро перегреваться, что пагубно влияет на её срок службы.

Вот мы и пришли к простому умозаключению: чтоб верно выбрать свечи, нужно найти в инструкции к вашему автомобилю (читай — руководство по эксплуатации) список взаимозаменяемых аналогов. Точно зная размеры свечи, можно попробовать поэкспериментировать с калильном числом, однако Кричащий не рекомендует этого делать, если вы не будете знать точный режим работы вашего двигателя. Например, вы можете купить свечи с более высоким калильным числом, если уверены, что двигатель вашего автомобиля будет постоянно работать в форсированном режиме с высокой нагрузкой (при большом количество оборотов). Кстати, для таких режимов, следует знать какое моторное масло и какая охлаждающая жидкость лучше всего подходят.
C двумя основными параметрами свечей мы разобрались, однако есть еще и третий — конструкция свечи зажигания. Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Разновидность конструкций свечей

Обычные свечи зажигания. Уверен, нет того автолюбителя, кто не видел классическую свечу зажигания. Сверху у неё белый керамический корпус, а снизу – металлический «стакан» с наточенной резьбой. Центральный и боковой электроды имеют диаметр около 2.5 мм, они и производят искру. Конструкция проста и гениальна, за десятки лет менялись лишь диаметры электродов и длина свечи.

Такая свеча стоит недорого, в некоторых случаях влияет на улучшение работы двигателя — например, снижения расхода или прирост мощности. Но и прослужит такая свеча сравнительно недолго, а максимальные возможности двигателя вряд ли будут раскрыты.

Безо всякой рекламы приведем пару представителей обычных свечей: Bosch WR7DC, Beru Ultra 14R-7DO, Champion RN9 YCC, NGK BRP6E, Denso W20EPR-U. Интересно, что производители сумели улучшить показатели даже этих простейших свечей.
Например, свеча Champion RN9 YCC отличается тем, что оба электрода сделаны из меди. Это помогает лучше распределить температуру между электродами, что увеличит срок службы такой свечи в 1,5-2 раза.
Компания NGK «распилила» по полам центральный электрод, что в теории работает так: искра должна образовываться на той части, которая имеет меньший нагар. Соответственно, после загрязнения одной части электрода искра переместиться на другую, что также обеспечит увеличенный срок службы и лучшее образование искр.
На свечах Denso W20EPR-U используется тот же принцип, с небольшой лишь разницей — надвое здесь распилен не центральный электрод, а боковой.
Немного покумекав мы придем к выводу, что раз электрод распиливают на части, то почему бы не использовать их несколько? Вот и производители также подумали, и решили увеличить количество электродов.

Многоэлектродные свечи

Вокруг центрального электрода в таких свечах расположено несколько боковых электродов(обычно около 3-4), поэтому такую свечу сразу легко отличить от одноэлектродной. Тут используется тот же принцип, о котором мы говорили чуть выше — по мере износа и загрязнения электродов искра «перебирается» на более чистый электрод, что гарантирует больший срок работы и, соответственно, лучшее образование искр. Есть у таких свечей и еще одно важное преимущество: на одноэлектродных свечах боковой электрод немного перекрывает загорающееся топливо, за счет этого топливо сгорает хуже и медленнее. Такой проблемы в многоэлектродных свечах нет, так как факел воспламеняется точно по центру искры и его ничто не прикрывает. Отсюда увеличивается мощность мотора, так как топливо поджигается и сгорает лучше, а за счет этого улучшаются и экологические показатели.

Опять же безо всякой рекламы приведем пару примеров многоэлектродных свечей — Ultra-X, Brisk DR15TC1, NGK BUR6ET, Bosch W7DTC. Свечи с несколькими электродами не сильно дороже свечей с одним электродом. Однако срок службы первых намного больше, так же они гарантируют, пусть и небольшое, но увеличение мощности мотора и лучшую стабильность его работы.

Поспешу вас переубедить, если из прочитанного выше вы сделали вывод, что лучшие свечи — это те, которые имеют несколько электродов. Самые дорогие и лучшие по своим эксплуатационным характеристикам — это свечи с тонкими электродами, сделанными из дорогих и редких металлов. Чаще используют платину или иридиум, что делает такие свечи в несколько раз дороже обычных.

Платиновые свечи и иридиумные

Испытания показали, что электроды, имеющие более тонкую толщину, обеспечивают увеличенную мощностью искры, а следовательно мощность мотора также несколько увеличивается. Такая искра образовывается на острых краях электрода, обладая более высокой температурой. Однако тут же появляется проблема — не каждый металл может выдержать такие температурные нагрузки. Иридиум и платина как нельзя лучше подошли сюда — они обладают лучшими характеристиками, противостоящими разрушению. В «сильной» искре, помимо прироста мощности двигателя, есть также еще один плюс — искра создается не в торце электрода, а на его боковине. Следует отметить, что мощность искры достаточна, чтобы срывать весь нагар и грязь с электрода, что создает процесс самоочистки.

Из примеров таких свечей можем отметить Denso Iridium Power, в котором используется тонкий центральный электрод, диаметр которого всего 0,4 мм. У компании Bosch существуют свечи серии Platin, но они используют немного другой принцип: в этих свечах центральный электрод почти целиком спрятан в керамическое основание. Соответственно тепловое воздействие на него становится минимальным, что существенно уменьшает его износ.
Beru Ultra-X Platin используют тот же принцип, что и Bosch Platin, однако они также имеют еще и 4 боковых электрода.

Так какие свечи зажигания выбрать? Все зависит от вашего автомобиля и от того, как вы его эксплуатируете. Незачем тратить огромные суммы денег на свечи, если двигатель вашего автомобиля не превышает объем в 2-2.5 литра, и вы ездите на нем умеренно, не участвуя в гонках. Разумеется, для любителей «погонять» по гоночному треку мы посоветуем выбирать из премиум-класса свечей зажигания. Здесь производители применяют и смешивают разные технологии, что только положительно влияет на их эксплуатационных характеристиках. Однако за дорогостоящие металлы и «умные» технологии придется платить, и платить немало.

Напоследок предлагаем посмотреть очень интересное видео от канала Discovery из серии «Как это сделано?», на котором вы можете увидеть полный процесс изготовления свечей зажигания:

Если вы нашли эту статью полезной, то можете почитать другие статьи из рубрики Эксплуатация и ремонт, а также подпишитесь на обновления по , чтоб не пропустить ничего важного.

Какие свечи зажигания выбрать? | Veddro.dev.komandda.com

Сегодня автомобильные свечи практически перестали волновать рядовых автолюбителей. И действительно, если ваш автомобиль сравнительно современный, то вопрос замены свечей вас беспокоит крайне редко. Но ничто не вечно, и рано или поздно вам придется покупать новый комплект.

Теория

Для начала давайте разберемся, из чего состоят свечи зажигания и какие они имеют ключевые характеристики. Сразу отмечу, что за долгие годы конструкция этого элемента кардинально не менялась. Первую свечу зажигания разработал Роберт Бош еще в начале ХХ века, позже конструкцию усовершенствовал сам Генри Форд.

Любая современная свеча состоит из следующих элементов: металлический корпус, диэлектрик из керамики и контактный стержень. В конструкциях некоторых свечей зажигания отсутствует массовый электрод, в этом случае его заменяет сам корпус свечи.

Современные свечи зажигания разделяют по типу конструкции:

  • Одноэлектродные.
  • Многоэлектродные.
  • Свечи с применением драгоценных металлов (платины, иридия).

Далее нам необходимо разобраться с двумя важными параметрами свечей – геометрическим размером и калийным числом. Что касается первого параметра, то здесь обычно сложностей не возникает даже у непрофессионалов – слишком маленькая свеча просто не вкрутится, и ее электроды не будут доставать до камеры сгорания мотора. При слишком больших размерах электроды свечи «вылезут» из положенного места, в результате чего о них может удариться поршень и произойдет серьезная поломка всего двигателя.

Во втором случае нам не обойтись без инструкции к автомобилю или совета продавца, который имеет доступ к электронному каталогу запасных частей. Кстати, многие автомобилисты даже не понимают, что означает понятие «калийное число». На самом деле, все просто, данный параметр указывает на тепловые режимы работы свечи. Чем выше калильное число, тем с более высокими температурами может работать свеча. К примеру, в спортивных авто с форсированными двигателями необходимо использовать свечи только с самыми высокими параметрами калильного числа, так как в противном случае они будут быстро перегреваться, что приведет к падению мощности.

Теперь, когда мы разобрались в основных характеристиках свечей зажигания, предлагаю поподробней остановится на каждом типе.

Одноэлектродные свечи

Данный тип свечей зажигания хорошо известен каждому из вас. Одноэлектронные свечи вырабатывают искру при помощи двух электродов – центрального и бокового. Именно этот вид наиболее распространен на сегодняшний день.

Преимущества одноэлектродных свечей:

  • низкая цена;
  • стабильное и прогнозируемое «поведение» мотора.

Среди недостатков, важно отметить следующие:

  • малый срок эксплуатации;
  • «бутылочное горлышко» в вашем двигателе.

В данном случае, я рекомендую подбирать свечи именитых производителей, таких как: Bosch, Denso, Champion или Beru. Отдельно хочу отметь свечи Champion, в которых не только центральный, но и боковой электрод изготовлен из меди. Данный металл намного лучше проводит тепло, а значит, свеча прослужит заметно дольше. Существуют также производители, которые распиливают центральный электрод на две части (замечено у NGK). Это также способствует продлению сроку «жизни» свечи, ведь как только нагар на одной половине мешает образованию искры (становясь диэлектриком), искра сразу перемещается на вторую половину электрода. Лично я уже не первый год приобретаю исключительно свечи Denso, в них, кстати, также раздвоенный элемент, правда, не центральный, а боковой электрод.

Многоэлектродные свечи

Как следует из названия, данный тип свечей зажигания имеет не одни, а сразу три или четыре боковых электрода. В теории, данный тип свечей обеспечивает определенное улучшение эксплуатационных качеств мотора и его стабильную работу.

Преимущества многоэлектродных свечей:

  • Стабильное искрообразование, которое достигается за счет выбора наиболее чистого от нагара электрода;
  • Более точное воспламенение, которое эффективней поджигает топливно-воздушную смесь;
  • Обеспечивают незначительное повышение мощности и улучшают экологические свойства двигателя;
  • Доступная цена, не сильно отличающаяся от одноэлектродных свечей.

Недостатки многоэлектродных свечей:

  • Эффективная работа обеспечивается не на всех типах двигателей.

Свечи с применением драгоценных металлов

Как и многие другие элементы наших автомобилей, данный тип свечей зажигания пришел к нам из автомобильного спорта. Инженеры обратили внимание, что мощность двигателя заметно увеличивается, если центральный и боковой электрод сделать очень тонкими. Однако сразу возникла проблема – существующие металлы не выдерживали высоких температур и быстро изнашивались.

Чтобы решить возникшую проблему, инженеры предложили изготовить центральный электрод из иридиевого или платинового сплава. Эти сплавы отлично противостоят высоким температурам, а конусообразная форма центрального электрода способствует его самоочистке (искра бьет не их торца, а из боковины).

Преимущества свечей с применением драгоценных металлов:

  • Долговечность (можно без проблем преодолеть расстояние более 100 000 километров).
  • Самоочистка.
  • Улучшение отзывчивости мотора и снижение вредных выбросов в атмосферу.
  • Экономия (есть возможность пропустить 4-5 замен обыкновенных свечей, способствуют уменьшению потребления топлива).

Главным недостатком данного типа свечей является цена, которая как раз эквивалента или превышает стоимость пропущенных замен обыкновенных свечей.

Так какие же свечи выбрать?

На самом деле, советов может быть несколько. Если позволяет бюджет, смело покупайте дорогие платиновые или иридиевые свечи — по крайней мере, вам не придется часто заглядывать под капот. Остальным автомобилистам я рекомендую «не париться» и приобретать как многоэлектронные (в теории, прослужат немного дольше), так и одноэлектронные свечи. Главное — выбрать качественный товар от именитого производителя. В любом случае, качество нашего топлива заставит вас менять их уже после 20-30 тысяч пробега.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*