Сколько свечей – Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей — читать онлайн | Рав Яков-Йехезкель Позен

  • 11.05.2020

Сколько свечей можно ставить в храме

Некоторые прихожане ставят в храме такое количество свечей, чтобы оно было равно количеству упоминаемых ими в молитвах людей. Они считают, что одна свеча – это одна душа. Однако соответствует ли данное убеждение действительности или это всего лишь заблуждение?

Свеча – это символ

Когда-то свечи как в домах людей, так и в храмах использовались исключительно по своему прямому назначению – они освещали помещение в темное время суток. Поначалу в церквях преобладали лампады. Такой светильник велел сделать Моисею сам Господь. Однако постепенно свеча стала не столько источником, сколько символом света, который ассоциируется в первую очередь с добрым, хорошим началом. «Я свет миру» — говорит Христос на страницах Евангелия (Ин., 29 зач., 8, 12- 20).

Исходя из вышесказанного следует, что свеча вовсе не является символом человеческой души. Как утверждает иерей Александр Белослюдов (сайт «Закон Божий»), свеча – это символ молитвы. Однако, по словам священника, ее пламя вовсе не заменит обращение к Богу. Свечи, впрочем, как иконы и лампады, лишь настраивают прихожанина на нужный лад.

Пожертвование

Вообще большинство служителей церкви призывают мирян не придавать свече значение большее того, которого она действительно заслуживает. Лучше уделять достаточно внимания самой молитве. Дело в том, что, по мнению священников, покупка свечи является прежде всего добровольным пожертвованием Богу и храму. Деньги, вырученные от продажи различной церковной атрибутики, идут на ремонт и содержание религиозных учреждений, на зарплаты их сотрудникам, на помощь нуждающимся и т.д.

Именно поэтому священник Святослав Шевченко на сайте православного журнала «Фома» ответил одному из читателей на вопрос о свечах так: «Матрицу товарно-денежных отношений нельзя применять для общения с Богом. Ему всё равно, сколько и какой толщины будут свечи». Батюшка заверил прихожанина в том, что можно поставить столько свечей, сколько тот посчитает нужным, а можно молиться и вовсе без них. По словам священнослужителя, Богу важно лишь наше горячее и искреннее сердце.

За здравие и за упокой

Таким образом получается, что не важно, сколько свечей и за скольких людей вы поставили в церкви, главное – ваша искренняя молитва. Но как же быть со свечами, которые зажигают за здравие живых и за упокой усопших? Ведь традиционно для заупокойных свечей в большинстве храмов имеется специальный панихидный столик – канун. Поэтому многие думают, что одной свечой невозможно воспользоваться для 2-х разных целей. На самом же деле это далеко не так.

Интернет-издание «Православие и мир» со ссылкой на журнал «Фома» сообщает, что свечу, как символ молитвы за усопших или ныне здравствующих можно зажечь на абсолютно любой подставке. Однако протоиерей Игорь Фомин все-таки призывает верующих по возможности придерживаться установленного порядка и для молитвы об упокоении душ умерших все же пользоваться кануном.

Читайте также:

Сколько свечей покупать в храме и как правильно ставить?

Любой верующий человек периодически посещает храм. Мы приходимдля того, чтобы помолится и поставить свечи , а знаем ли мы, какправильно ставить свечи в церкви.

Что значит свеча в церкви : 

Мы часто ставим свечи и свет который исходит от свечки означает божественное сияние, которое принес Господь людям. Их изготавливают из чистого воска, который символизирует готовность человека раскаяться в своих грехах и стать послушником Божьим.

Как ставить свечи правильно:

За упокой необходимо ставить на определенный стол. Его называют канун. Основная задача свечи, это почтить память усопшего.

Свечи за здравие можно ставить по различным поводам:

  • перед серьезной поездкой,
  • перед венчанием,
  • в знак благодарности,
  • за помощь в решении дел и т.д.

Ставить свечу с добрыми мыслями за человека, можно перед иконамиСпасителя или Богородицы. Когда нас настигает тяжелая проблема, мыспешим попросить Высшие Силы о помощи, мы так же обращаемся к 

Угодникам Божьим и Ангелу Хранителю.

Кому ставить свечи в церкви за здравие:

Все зависит от проблемы, с которой Вы пришли. Так, например:

Если проблема заключается в злоупотреблении алкоголя, то стоитпоставить свечу перед иконой<< Неупиваемая Чаша>>. При заболеваниях можно поставить свечу <<Святому великомученику и целителю Пантелеймону>>.

Как ставить свечи за упокой в церкви:

Для этого необходимо выполнить определенные действия:

  • Купите свечу.
  • Найдите икону Распятия Господа и дважды перекреститесь.
  • Зажгите свечу от уже горящих свечей. Уделите внимание на то, чтобыкапающий воск не попал на стол или ячейки.
  • Ставить только вертикально. Смотрите, чтобы Ваша свеча не касалась других. Если свободного места не оказалось, то не поджигайте ее, а положите на столике. Церковнослужители подожгут и поставят ее позже.
  • Далее произнесите молитву. Можно и своими словами. Это не важно.Самое главное – вера и чувства, с которыми Вы это делаете.
  • Закончив молитву просто отойдите в сторону.

Как поставить и зажечь свечу в храме:

Если Вы хотите поставить свечу, то желательно прийти раньше в храм. Это позволит избежать толкучки людей. Кроме того во время службы Вы не будете никому мешать, передавая свечи или проталкиваясь сквозь толпу. Если так получилось, что Вы опоздали, то свечу стоитставить после окончания службы.

Каждый должен знать о том, как правильно зажигать свечи в церкви. Нерекомендуют использовать в храме спички или зажигалку. Свечу надозажечь от другой горящей свечи. Далее поставьте свечу в гнездо подсвечника. Она должна стоять прямо.

Куда ставить:

Так же нигде не прописано, сколько свечей и кому необходимо поставить. Все зависит от Вашего желания. Если Вы ставите впервые, то можно воспользоваться такими советами:

  • Первую свечу поставьте к празднику или храмовой иконе.
  • После этого поставьте перед мощами святого.
  • Далее необходимо поставить свечу за здравие.
  • И только после этого ставят свечу за упокой.

Если так получилось, что свободного места нет, то положите свою свечу на подсвечник. Снимать чужие свечи или ставить по 2 штуки в одногнездо,нельзя.

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей — читать онлайн | Рав Яков-Йехезкель Позен

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Зажигание свечей

Еще обязали нас мудрецы зажигать к шабату свечи. Нам даны три объяснения касательно этой заповеди: 1) Почитание шабата. Зажигая свечи в доме, мы выказываем свое почтение к святому дню. Ведь во время радостных событий обычно зажигают свечи и ставят их на стол.

*

2)Наслаждение шабатом

.

Субботнее наслаждение умножается, если во время трапезы на столе стоит свеча, позволяющая хорошо разглядеть поданную еду.

*

3)Мир и спокойствие в доме. В хорошо освещённом жилище можно спокойно ходить, не боясь споткнуться. В соответствии с этим объяснением следовало бы обязать нас зажигать свечи во всех комнатах дома, как указано в Шульханарухе. И то, что в наше время так не поступают, можно объяснить тем, что сегодня в любом случае мы оставляем освещение во всех частях дома, и тёмные комнаты освещаются через открытые двери.

*

Кто обязан зажигать

Зажигание субботних свечей является заповедью и сопровождается благословением. Хотя эта обязанность относится ко всей семье, принято, чтобы субботние свечи зажигала хозяйка дома. Почему же обязанность возложена именно на нее? Чтобы искупить грех Первой Женщины (Хавы), которая привела в этот мир смерть. Душа человека подобна свече, как написано (

Мишлей 20:27): «Ибо свеча Всевышнего — душа человека». И так как по вине женщины погасла «свеча мира», на ней лежит обязанность зажечь ее вновь. Минимальным шагом в этом направлении является зажигание субботних свечей. Тем не менее, если муж видит, что уже поздний час, и он опасается, что это может, не дай Б-г, привести к нарушению шабата, он должен зажечь свечи сам, не дожидаясь жены. Принято, чтобы муж тоже принимал участие в выполнении заповеди зажигания свечей, готовя их и обжигая фитили, чтобы жене было удобнее их зажигать. У некоторых принято, чтобы в первый шабат после родов, а также в праздник, приходящийся на первую после родов неделю, муж зажигал свечи для жены.

*

Место установки свечей

Мы уже писали о том, что одна из причин зажигания субботних свечей — наслаждение трапезой шабата, т.е. то, что мы можем видеть стоящую перед нами еду, добавляет нам получаемое от трапезы наслаждение… Поэтому правильно поставить свечи в том месте, где едят. Более того, когда ставят свечи на стол, тем самым выказывается большее почитание шабата. Там, где есть малыши, следует проследить, чтобы они не смогли дотянуться до свечей, чтобы, не дай Б-г, не случилось пожара. И возможно, в связи с этим во многих домах предпочитают не ставить свечи на стол. (Перед зажиганием следует расположить свечи в том месте, на котором они останутся в течение всего шабата).

*

Количество свечей

По основному смыслу закона заповедь о субботних свечах исполняется даже зажжением одной свечи. Но принято зажигать, как минимум, две свечи, соответственно двум речениям Торы — шамор везахор (помни и храни субботний день). Есть дополнительный смысл в том, почему зажигают две свечи. Свеча на иврите — נר. Числовое значение этого слова — 250. Взятое дважды слово נר дает в сумме 500, что соответствует количеству органов тела мужчины и женщины (248 и 252, соответственно) вместе. Некоторые добавляют свечу за каждого родившегося ребенка. Вообще, можно добавлять сколько угодно свечей, но каждый раз, когда мы добавляем свечу, при первом зажигании следует сказать, что мы делаем это

бли недер (без обязательства), чтобы не стать обязанными зажигать эту дополнительную свечу всегда.

*

Какие свечи зажигают

Некоторые стараются украсить заповедь и зажигают в субботнем светильнике оливковое масло. Однако повсеместно распространён обычай зажигать восковые или парафиновые свечи. Изначально свечи должны гореть до наступления ночи (полной темноты), поэтому берут свечи достаточной длины. Особенно следует обратить на это внимание тем, кто в летние дни принимает шабат задолго до захода солнца. Постфактум (

бедиавад) заповедь выполняется, если свечи горят хотя бы во время трапезы, поскольку тогда, по крайней мере, от них получают удовольствие. Те же, кто едят трапезу не дома и возвращаются домой поздно ночью, когда свечи уже погасли, не выполняют заповеди, и, возможно, принесённое при зажигании благословение считается напрасным (что считается серьёзным нарушением). Поэтому, тот, кто не уверен, вернется ли домой до того как прогорят свечи, должен побыть дома до наступления темноты и хоть немного воспользоваться их светом. Таким образом, он исполнит заповедь, как полагается. В связи с этим в Йом кипур, когда идут в синагогу задолго до захода солнца и не возвращаются до поздней ночи, необходимо зажечь длинные свечи, чтобы они не успели сгореть до возвращения из синагоги после вечерней службы.

*

Порядок зажигания

Порядок зажигания различен для женщин и для мужчин: женщина сначала зажигает свечи, а потом благословляет, мужчина же сначала благословляет, а затем зажигает. Хотя обычно благословение предшествует действию, здесь порядок изменен, поскольку в данном случае невозможно сперва зажечь свечи, а затем благословить. Это связано с тем, что женщина принимает на себя шабат с зажиганием свечей, а именно с благословением.

*

Получается, что, благословляя сначала, она принимает на себя шабат и после этого не может зажечь свечи, так как для нее уже наступил шабат. Поэтому она сначала зажигает свечи, а затем прикрывает глаза руками и произносит благословение. В этом случае считается, что она воспользовалась светом свечей только после благословения, поэтому благословение как бы предшествует выполнению заповеди.

*

Мужчина же, который не принимает шабат с зажиганием свечей, сначала произносит благословение, а затем зажигает свечи. Тем не менее женщина, которой тяжело принять на себя шабат одновременно с зажиганием свечей, может поступить точно так же и зажечь после благословения. Но в таком случае она должна четко обусловить (достаточно, если сделает это мысленно), что не хочет принимать на себя шабат вместе с зажиганием свечей; и тогда она может поступить как мужчина, который благословляет перед зажиганием. Однако так нельзя поступить задолго до наступления шабата. Некоторые считают, что даже в этом случае женщина должна благословлять после зажигания.

*

В йом тов (праздник) нет запрета зажигать свечи после наступления праздника (в том случае, если он не совпадает с шабатом), но здесь есть разные мнения по поводу того, как поступать.

*

Некоторые стараются зажигать свечи в праздник так же, как в шабат, т.е. сначала зажигают, а затем благословляют. Другие придерживаются обычая сначала благословить, а потом зажечь. Есть разные обычаи и относительно того, в какое время зажигать праздничные свечи (в случае, если праздник не совпадает с шабатом). Одни не делают различия между шабатом и йом товом и зажигают свечи перед наступлением праздника.

*

Другие ждут наступления темноты или зажигают незадолго до возвращения членов семьи из синагоги.

*

Существует разница в обычаях произнесения благословения шеэхияну: одни произносят его, зажигая свечи, другие ждут до кидуша. Если, зажигая свечи йом това, женщина не принимает на себя его законы, то она не должна произносить шеэхияну при зажигании: ведь его произнесение означает принятие праздника.

*

Суккот, если женщина зажигает свечи, а потом идет есть в сукку, то даже если она произнесла шеэхияну дома, она должна присоединиться к шеэхияну мужа, так как благословение, сказанное в доме, не относится к заповеди есть в сукке.) И необходимо остерегаться, чтобы не погасить свечу, которой зажигают, или спичку после зажигания свечей в праздник. Это запрещено делать даже тем, кто зажигает до наступления праздника и произносит благословение перед зажиганием, так как сразу после произнесения благословения вступают в силу законы йом това.

*

Некоторые придерживаются обычая давать цдаку перед зажиганием свечей. Некоторые молятся после зажигания о том, чтобы дети стали мудрыми и богобоязненными евреями. (См. трактат Шабат, в котором сказано, что тот, кто тщательно соблюдает заповедь зажигания субботних свечей, удостоится сыновей-мудрецов Торы.) Кто обязан зажигать свечи

Мы уже писали о том, что обязанность зажигания свечей возложена на всех членов семьи, и если один из членов семьи зажигает субботние свечи, то все остальные исполняют, тем самым, эту заповедь. Не имеет значения, где находится муж — дома или в дороге — он всегда исполняет заповедь посредством зажигания свечей его женой. Аналогично, если жена в пути, а муж дома зажигает свечи, то она исполняет заповедь посредством его зажигания, так как и в том, и в другом случае в их доме горят свечи шабата. (Если же оба они в пути, но не вместе, то ни один из них не исполняет заповеди посредством зажигания свечей супругом.) Все вышесказанное справедливо в случае, когда в том месте, где находится муж, у него нет своей комнаты, и он ест вместе с хозяином, поскольку там, где он отдыхает и ест, уже горят субботние свечи, светом которых он пользуется. И поэтому он может исполнить заповедь через свечи, зажженные у него дома.

*

То же самое справедливо и в отношении женщины. Тем не менее, если она захочет зажечь свечи сама, она может это сделать. В этом случае она должна иметь в виду не присоединяться к заповеди посредством свечей, которые зажигают в ее собственном доме. В таком случае ей также разрешается зажечь свечи в месте, где горят свечи хозяев дома (и хорошо, если гостья зажжет свечи раньше хозяйки). И все-таки еще лучше зажечь свечи там, где гостья будет спать, с тем, чтобы она позже ночью воспользовалась их светом. Если у гостя (или у гостьи) есть отдельная комната в том доме, где он остановился, то он должен зажечь свечи сам, не полагаясь на свечи, зажженные у него дома.

*

Тот, у кого нет жены (или его жена не зажигает за него в его доме), обязан сам зажигать субботние свечи. (Сказанное относится и к женщине, если она не замужем или если ее муж не зажигает за нее). Есть разница в том, живет ли человек в комнате один или с соседом. Тот, у кого есть своя отдельная комната, и он не пользуется другими помещениями квартиры, обязан зажечь свечи самостоятельно. Но если он живет с другим человеком (даже если у каждого есть отдельная спальня, но другими частями квартиры они пользуются сообща), то считается, как будто у него нет отдельной комнаты, и он не должен зажигать сам, а может присоединиться к зажиганию свечей соседом, дав тому монету и выполнив, тем самым, свою обязанность зажигания свечей. То есть покупая долю в свечах, он как бы зажигает самостоятельно.

*

Тот, кто кормится за чужим столом (слуга или ученик в доме раввина, а также живущий у своего родственника), считается членом семьи и исполняет заповедь посредством зажигания свечей хозяевами дома (даже не внося монету).

*

Если женщина приглашена в шабат (одна или с мужем) на вечернюю трапезу в другой дом, (но по завершении трапезы собирается вернуться домой), то даже в этом случае лучше, чтобы она зажгла свечи в своем доме, несмотря на то, что она не будет там есть. (См. выше параграф 9, где мы писали о том, что в таком случае она должна воспользоваться светом свечей после возвращения домой.) Но если женщина сомневается в том, что свечи будут гореть, когда она вернется домой, и у нее нет возможности дождаться наступления ночи в своем доме, то она должна прийти до наступления шабата в тот дом, куда приглашена на трапезу, и зажечь там свои свечи. И даже если в этом доме собрались несколько семей, то каждая из женщин может зажечь и благословить свои свечи, поскольку каждое добавление света умножает радость и наслаждение шабатом . Но тем не менее лучше, чтобы свечи, зажженные каждой из женщин, стояли отдельно, и поэтому изначально две женщины не должны зажигать свои свечи в одном светильнике.

*

Время зажигания

Хотя в отношении всех законов Торы новый день начинается с наступлением темноты, поскольку есть сомнение в том, что называется темнотой, в определении начала шабата устрожают и считают, что шабат начинается с заходом солнца, т.е. до наступления времени, когда возникает сомнение, наступила ли ночь или нет (до наступления сумерек, бейн ашмашот). Кроме того, мы обязаны принять на себя шабат хотя бы немного раньше этого времени, то есть добавить от будничного к святому (также на исходе шабата немного продлевают его, чтобы добавить от будничного к святому). Таким образом, прекращают выполнение мелахот (запрещённых работ) за какое-то время до наступления сумерек, и это называется тосэфет шабат (добавка к шабату). Его величина зависит от обычая, сложившегося в данной местности.

*

Все вышесказанное относится к тому случаю, когда не принимают на себя шабат до начала сумерек. Тогда уже с началом тосэфет шабат запрещено для всех выполнение любых мелахот.

*

Однако каждый человек может принять на себя шабат и раньше, то есть добавить от будничного к святому сколько пожелает, но не больше времени плаг аминха («временной» час с четвертью до захода солнца или наступления ночи), и с этого момента ему уже запрещено выполнять любые мелахот.

*

Таким образом, если женщина зажгла свечи после плаг аминха, ей запрещено делать любые мелахот, даже если до конца дня остается много времени. (Но для остальных членов семьи шабат еще не начался, и они могут выполнять любые мелахот до его наступления.) Точно так же любой человек может принять на себя шабат со времени плаг аминха, и с этого момента ему запрещено выполнять мелахот. Тем не менее, если община уже приняла шабат (во время молитвы, согласно обычаю, или чтением 92-го псалма, или с произнесением Борху и т.д.), тогда даже тем, кто не находился в синагоге и не принял на себя шабат с общиной, будет запрещено выполнение мелахот.

*

Все вышесказанное справедливо в том случае, если в городе имеется только одна синагога — тогда вся община обязана следовать за ней. Но если есть хотя бы еще одна синагога, то каждый следует за порядками той синагоги, в которой он обычно молится.

*

Поэтому следует прекратить выполнение мелахот до того, как община принимает на себя шабат, и также там, где принимают шабат поздно (молятся поздно), необходимо прекратить делать мелахот до начала тосэфет шабат. Женщина тоже должна зажечь свечи до наступления этого времени (так как и она следует за общиной). И за этим необходимо тщательно следить, так как может случиться, что, стараясь зажечь свечи, она не проверит, разрешается ли еще выполнять мелахот, и, не дай Б-г, нарушит шабат. И если на самом деле она заметит, что уже поздно, даже при малейшем сомнении, не наступил ли уже шабат, ей запрещено зажигать свечи и необходимо быть очень осторожной, чтобы, не дай Б-г, не нарушить шабат. Все же все время пока ночь не наступила, вне всяких сомнений, женщина может попросить нееврея зажечь для нее свечи. В этом случае ей не следует произносить благословение.

*

Женщина, забывшая зажечь свечи

Мудрецы наложили своеобразное наказание на женщину, забывшую зажечь свечи по своей халатности, чтобы в следующий раз она более внимательно отнеслась к выполнению заповеди. Каким образом? Некоторые авторитеты считают, что с этого дня она должна зажигать каждый шабат на одну свечу больше . Другие говорят, что необходимо наливать в светильник немногобольше масла, чем она наливала до этого, или ставить более длинную восковую свечу. Так как в этом вопросе есть различие мнений, необходимо спросить раввина, как поступать.

с разрешения издательства Швут Ами

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

Свеча на торте – быть беде. Четыре вещи, которые нельзя делать в свой день рождения

Самый «заряженный» день в году связывает с собой некоторые приметы, действие которых проверено годами.

День, в который человек появился на свет, наделён сильнейшей энергетикой. При этом важно понимать, куда и как направлять эти ресурсы, чтобы улучшить свою жизнь, или, хотя бы, не навредить ей определёнными поступками, которые не стоит совершать в свой день рождения. Именно поэтому современны эзотерики составили список того, что нельзя делать в самые мощные сутки в году.
  • Количество гостей. Согласно старым поверьям – сумма приглашённых на торжество должна быть, преимущественно, чётной. А если же гостей 9, 13, 21, 27 или 99 – быть беде. Дело в том, что именно эти цифры заряжены на негатив, который способен сопровождать человека на протяжении всего года. А уж «очиститься» и «откупиться» от этого возможно лишь в следующем энергетическом дне, те есть через год.
  • Количество свечей. Как говорят сами эзотерики: «свеча на торте – быть беде». И здесь вовсе не подразумевается то, что необходимо рушить традицию с задуванием восковой атрибутики на главном угощении вечера. В этом случае стоит лишь опасаться вышеперечисленных чисел, которые заряжены на негатив. Поэтому выйти из ситуации можно, заменив свечу на милую фигурку в виде знака зодиака или символа года, в который родился человек.
  • Круг общения. В день, который заряжен энергетикой, важно правильно распределять свои ресурсы, поэтому важно воздержаться от личного общения с больными людьми. В этом случае есть большой риск «переманить» на себя тяжёлую болезнь, к которой есть предрасположенность в роду.
  • Негатив. Четвёртая вещь, которую стоит обходить стороной не только в праздник, но и в повседневной жизни. Несмотря на сильный заряд энергетики в день рождения, негативные эмоции способны разрушить человеческое энергополе, «руины» которого притягивают к себе хандру, несчастье и безденежье.

Соответственно, чтобы не подвергать себя опасности, важно заранее спрограммировать свой праздник, настроившись на позитив и плодотворный год.

Анастасия Прядко

Поделиться:

Можно ли ставить одну свечку за нескольких человек — Рамблер/новости

Некоторые прихожане ставят в храме такое количество свечей, чтобы оно было равно количеству упоминаемых ими в молитвах людей. Они считают, что одна свеча — это одна душа. Однако соответствует ли данное убеждение действительности или это всего лишь заблуждение?

Свеча — это символ

Когда-то свечи как в домах людей, так и в храмах использовались исключительно по своему прямому назначению — они освещали помещение в темное время суток. Поначалу в церквях преобладали лампады. Такой светильник велел сделать Моисею сам Господь. Однако постепенно свеча стала не столько источником, сколько символом света, который ассоциируется в первую очередь с добрым, хорошим началом. «Я свет миру» — говорит Христос на страницах Евангелия (Ин., 29 зач., 8, 12— 20).

Исходя из вышесказанного следует, что свеча вовсе не является символом человеческой души. Как утверждает иерей Александр Белослюдов (сайт «Закон Божий»), свеча — это символ молитвы. Однако, по словам священника, ее пламя вовсе не заменит обращение к Богу. Свечи, впрочем, как иконы и лампады, лишь настраивают прихожанина на нужный лад.

Пожертвование

Вообще большинство служителей церкви призывают мирян не придавать свече значение большее того, которого она действительно заслуживает. Лучше уделять достаточно внимания самой молитве. Дело в том, что, по мнению священников, покупка свечи является прежде всего добровольным пожертвованием Богу и храму. Деньги, вырученные от продажи различной церковной атрибутики, идут на ремонт и содержание религиозных учреждений, на зарплаты их сотрудникам, на помощь нуждающимся и т.д.

Именно поэтому священник Святослав Шевченко на сайте православного журнала «Фома» ответил одному из читателей на вопрос о свечах так: «Матрицу товарно-денежных отношений нельзя применять для общения с Богом. Ему всё равно, сколько и какой толщины будут свечи». Батюшка заверил прихожанина в том, что можно поставить столько свечей, сколько тот посчитает нужным, а можно молиться и вовсе без них. По словам священнослужителя, Богу важно лишь наше горячее и искреннее сердце.

За здравие и за упокой

Таким образом получается, что не важно, сколько свечей и за скольких людей вы поставили в церкви, главное — ваша искренняя молитва. Но как же быть со свечами, которые зажигают за здравие живых и за упокой усопших? Ведь традиционно для заупокойных свечей в большинстве храмов имеется специальный панихидный столик — канун. Поэтому многие думают, что одной свечой невозможно воспользоваться для 2-х разных целей. На самом же деле это далеко не так.

Интернет-издание «Православие и мир» со ссылкой на журнал «Фома» сообщает, что свечу, как символ молитвы за усопших или ныне здравствующих можно зажечь на абсолютно любой подставке. Однако протоиерей Игорь Фомин все-таки призывает верующих по возможности придерживаться установленного порядка и для молитвы об упокоении душ умерших все же пользоваться кануном.

Видео дня. У экс-жены короля Малайзии Воеводиной отек мозга

Читайте также

Сколько на самом деле стоят церковные свечи – и зарабатывает ли на

Оказалось, местные в монастырский храм давно не ходят: слишком дорого, ставят свечи в нем только туристы, паломники и сами монахини. Кстати, в Боголюбово тогда был имущественный скандал: по закону о реституции церковного наследия Боголюбовский монастырь претендовал и в итоге получил здание, которое занимала больница. Тогда Владимиро-Суздальская епархия собиралась устроить в этом помещении гостиницу для паломников, то есть по сути открыть бизнес.

В московских храмах ситуация с ценами на церковную атрибутику такая же. Чем ближе к историческому центру, тем стоимость икон, свечей (особенно больших) и прочего выше. Апогея цены достигают в храме Христа Спасителя, который называют гигантской торговой площадкой. В нем на огромной территории коммерческую деятельность ведут разные ООО.

В православных и католических храмах Западной и Восточной Европы свечи не продают, они, как правило, лежат в свободном доступе. Можно взять бесплатно, если уж совсем беден, можно оставить пожертвование, размер которого каждый определяет сам либо он указан рядом со столиком, на котором лежат свечи. В России бесплатные свечи я лично видела только в подмосковной Троице-Сергиевой лавре. Люди брали их и клали в коробку деньги, халявщиков я не заметила. Почему у нас другая традиция?

– Многое зависит от степени сознательности верующих людей, – объясняет протодиакон и церковный ученый Андрей Кураев. – В Греции могут себе такое позволить. В некоторых московских храмах пробовали перенести этот опыт и прогорали. Деньги, потраченные на приобретение свечей, не возвращались.

В Троице-Сергиеву лавру, по словам Кураева, люди едут с определенным духовным настроем, поэтому свечи за пожертвования окупаются.

Священники говорят, что цены на церковную атрибутику определяет самостоятельно каждый приход. Парадокс в том, что цифра, нарисованная на бумажке, по факту – ценник, фиксированный прайс, но церковь считает это пожертвованием. Как говорят священники, храм – не магазин. И это так: РПЦ не платит никаких налогов в государственную казну со своих доходов – то есть пожертвований.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*