Ходовая часть авто: устройство, диагностика, ремонт
Любое транспортное средство имеет ходовую часть, без которой движение невозможно. Система состоит из колес и подвесок. Колес у авто четыре, подвески две. Передняя и задняя подвески соединяют вращающиеся элементы друг с другом, а также с нижней частью корпуса машины. Они смягчают колебания, неизбежные при контакте колес с дорогой во время езды.
Устройство ходовой части авто, если рассматривать ее более детально, включает в себя: шины, являющиеся частью колес; основные упругие элементы – части подвески, выравнивающие положение кузова авто во время езды; дополнительные упругие элементы – шарниры и буфера; направляющие устройства – совокупность рычагов, рессор, заставляющих колеса вращаться в определенном положении, то есть находясь под прямым углом к дороге; амортизатор, стабилизатор устойчивости.
Виды подвесок:
Зависимая. Представляет собой сплошную металлическую балку, соединяющую передние или задние колеса и прикрепляемую к машине с помощью пружин либо рессор. Используются и в некоторых современных «легковушках», грузовиках.
Независимая. Состоит из осей для крепления к раме каждого колеса отдельно и фиксирующих элементов. Ступица колеса соединяется с кузовом машины рычагами, фиксируется также стойкой, состоящей из помещенного в корпус амортизатора и расположенной в верхней части пружины. Между нею и кузовом есть «подушка» для опоры и вращения вокруг оси, поворота колес. В составе устройства обязательно устанавливается стабилизатор поперечной устойчивости.
Независимая подвеска имеет преимущество – движения одного колеса не передаются второму, то есть ехать на таком авто комфортнее, меньше тряски. Но зависимые подвески используют для задних колес габаритных авто, что помогает при езде по бездорожью.
Основные варианты поломок и диагностика: разрушение резиновых элементов и шарниров. (проявляется стучанием снизу при движении, неравномерным истиранием протекторов шин), поломка амортизатора (авто сильнее вибрирует во время езды, издавая нехарактерные звуки, раскачиваться при поворотах и движении прямо), износ пружин (уход машины в бок при движении, стуки), повреждение втулок стабилизатора устойчивости или самого элемента (машина хуже слушается руля при поворотах, уходит в сторону, сильнее ощущается тряска).
Диагностика ходовой части авто должна проводиться не только когда есть тревожные признаки, а в идеале каждые 25-30 тыс. км. Процедура включает в себя: осмотр передней подвески, пока машина стоит на полу раскачивание стоящей машины, осмотр снизу, раскачивание колес, осмотр ступичного подшипника, проверки сайентблоков, шаровой опоры, осмотра стабилизатора, стоек.
Ремонт ходовой части авто заключается в замене испорченных деталей. Если возникла проблема с каким-либо элементом ходовой части, восстановить его с помощью сварки или иных скрепляющих средств нельзя.
Читайте подробнее в нашей статье о ходовой части авто, вероятных поломках и ремонте.
Читайте в этой статье
Устройство ходовой части авто
Любое транспортное средство имеет ходовую часть, без которой движение невозможно. Система состоит из следующих основных элементов:
Колес. Именно они принимают воздействие силовой установки, трансмиссии и привода, благодаря чему и начинают вращаться. В результате автомобиль едет.
Подвесок. Поскольку колес у авто четыре, их две. Передняя и задняя подвески соединяют вращающиеся элементы друг с другом, а также с нижней частью корпуса машины. Они смягчают колебания, неизбежные при контакте колес с дорогой во время езды.
Устройство ходовой части авто, если рассматривать ее более детально, включает в себя:
Шины, являющиеся частью колес. Они тоже снижают резкость толчков от взаимодействия с дорогой на скорости. Кроме того, шины позволяют обнаружить проблемы с подвеской, благодаря особенностям истирания протектора.
Основные
упругие элементы. Это части подвески, выравнивающие положение кузова авто во время езды. Они тоже гасят энергию, передающуюся от взаимодействия колес с дорогой. Благодаря рессорам, пружинам повышается комфортность и безопасность.
Дополнительные упругие элементы. Их задача – смягчение вибрации от соприкосновения металлических деталей подвески. Благодаря шарнирам и буферам сжатия она дольше служит.
Направляющие устройства. Это совокупность рычагов, рессор, заставляющих колеса вращаться в определенном положении, то есть находясь под прямым углом к дороге. Направляющие элементы сохраняют не только четкость траектории движения, но и не дают износиться раньше срока другим деталям подвески.
Амортизатор. Необходим для снижения интенсивности колебаний кузова авто, вызванных неровностью полотна. Деталь не дает вибрировать другим составляющим ходовой части, что упрочняет положение машины на дороге.
Стабилизатор устойчивости. Приспособление не дает автомобилю накреняться на поворотах или при переезде через препятствие. Оно прижимает машину к поверхности, когда инерция тянет одну из ее сторон вверх. Стабилизатор устойчивости помогает колесам быстрее занять нормальное положение, если одно или два из них вынужденно повисают над дорогой.
Рекомендуем прочитать о техосмотре нового автомобиля. Из статьи вы узнаете о новых правилах прохождения техосмотра, порядке и периодичности прохождения в ГИБДД.
А здесь подробнее о том, как исправить трещину на стекле автомобиля.
Виды подвесок
Существует два типа автомобильных подвесок:
Зависимая. Представляет собой сплошную металлическую балку, соединяющую передние или задние колеса и прикрепляемую к машине с помощью пружин либо рессор. Этот вид приспособления считается устаревшим. Но зависимые подвески используются и в некоторых современных «легковушках», грузовиках. Ведь они просты и надежны.
Если это рессорное устройство, оно крепится к раме приспособлением из нескольких листов пружинистой стали, имеющим очертания пирамиды. Другой ее конец фиксируется в середине оси, соединяющей колеса. Для тушения колебаний рессор используют амортизаторы, которые не дают раскачиваться после переезда через неровность.
В составе зависимых подвесок могут использоваться и пружины, по две на каждую ось. Они занимают меньше места, чем рессоры, но играют ту же роль. В составе пружинной подвески обязательно присутствие тяг и рычагов, соединяющих ее с балкой и мостом. Ведь сами металлические «завитки» крепят ось к кузову слабо. Амортизаторы для гашения колебаний от дороги используют и при пружинной подвеске.
Независимая. Состоит из осей для крепления к раме каждого колеса отдельно и фиксирующих элементов. То есть сплошные балки в конструкции отсутствуют. Ступица колеса соединяется с кузовом машины рычагами. Он может быть и в единственном числе, это самый простой вариант устройства.
Ступица фиксируется также стойкой, состоящей из помещенного в корпус амортизатора и расположенной в верхней части пружины. Между нею и кузовом есть «подушка» для опоры и вращения вокруг оси, поворота колес. В составе независимого устройства обязательно устанавливается стабилизатор поперечной устойчивости, который играет роль соединителя подвесок и не дает авто упасть на бок.
Смягчают возникающие при движении колебания вспомогательные элементы (сайлентблоки, шаровые опоры, втулки и др.).
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Независимая подвеска имеет преимущество в том, что движения одного колеса не передаются второму, то есть ехать на таком авто комфортнее, меньше тряски. Ведь оба элемента не соединены жесткой осью. Но зависимые подвески все же используют для задних колес габаритных авто, что помогает при езде по бездорожью.
Основные варианты поломок и диагностика
Ходовая часть авто выдерживает большое давление. Увеличивает его плохое состояние полотна, резкие изменения траектории движения, внезапные торможения, перегруз машины. Из-за этого возникают неисправности, среди которых самые частые:
Разрушение резиновых элементов и шарниров. Проявляется стучанием снизу при движении, неравномерным истиранием протекторов шин.
Поломка амортизатора. Авто при появлении дефекта может сильнее вибрировать во время езды, издавать нехарактерные звуки, раскачиваться при поворотах и движении прямо.
Износ (ослабление) пружин. О проблеме свидетельствуют уход машины в бок при движении, стуки.
Повреждение втулок стабилизатора устойчивости или самого элемента. При нем машина хуже слушается руля при поворотах, уходит в сторону. Во время движения сильнее ощущается тряска.
Иногда проблемы возникают из-за неправильной установки передних колес, с нарушением углов.
Углы установки колес
Неполадки могут образовываться постепенно или возникнуть в один момент. Поэтому диагностика ходовой части авто должна проводиться не только когда есть тревожные признаки, а в идеале каждые 25-30 тыс. км. Процедура включает в себя:
Осмотр передней подвески, пока машина стоит на полу. Нужно открыть капот и обследовать стойки, то есть измерить расстояние между чашкой и кузовом. Если оно от 1,5 см, придется менять верхние подушки.
Раскачивание стоящей машины. После толчков она должна двинуться туда-сюда не больше 2 раз, в ином случае речь идет об износе амортизаторов.
Осмотр снизу. Авто поднимают домкратом и изучают амортизаторы. На них не должно быть потеков.
Раскачивание колес. Каждое нужно подвигать вверх-вниз и в обе стороны. В норме не должно быть стуков.
Осмотр ступичного подшипника. Необходимо раскрутить колесо и убедиться, что он не скрежещет, не гудит. Затем потянуть за пружину при том же действии. Она не должна вибрировать.
Проверки сайентблоков. Их двигают монтировкой во все стороны. Люфт должен быть одинаковым на каждом и не слишком выраженным.
Проверки шаровой опоры. Ее двигают монтировкой вверх-вниз. Свободного хода быть не должно. Еще можно проверить опору глубиномером, открутив колесо и нижнюю пробку. Расстояние должно быть не более 11 мм.
Осмотра стабилизатора. Между ним (около втулки) и подрамником нужно просунуть монтировку, покачать. Стабилизатор не должен «гулять». При исправном состоянии и болты сидят крепко во время их раскачивания.
Осмотра стоек стабилизатора. Если какая-то из них сломалась, это видно.
Точно так же изучают детали задней подвески, только снизу автомобиля. Иным способом обнаружить неполадки в этой части машины невозможно.
О том, как проверить подвеску самому, смотрите в этом видео:
Ремонт ходовой части авто
Использование машины с неисправной подвеской, поврежденными колесами опасно. Как только обнаружились проблемы, их нужно устранить. Ремонт ходовой части авто заключается в замене испорченных деталей:
при потеках на амортизаторе нужно ставить новый;
если износились резиновые или иные крепежные элементы, обязательно менять всю пару, а не только испорченный;
подшипники ступиц колеса и ступичного узла следует обновлять до обнаружения поломки, то есть через каждые 130 тыс. км пробега машины;
меняя их, важно следить за чистотой помещения и инструментов, так как грязь и пыль приведут к быстрому повреждению новой детали;
при деформации полки верхнего рычага передней подвески меняется и ось нижнего.
Если возникла проблема с каким-либо элементом ходовой части, восстановить его с помощью сварки или иных скрепляющих средств нельзя.
Рекомендуем прочитать о том, как закрасить сколы на машине. Из статьи вы узнаете о том, как закрасить большие и маленькие сколы на машине, как самостоятельно избавиться от коррозии под сколами.
А здесь подробнее о том, как подготовить машину к лету.
Подвеска и колеса авто сконструированы так, чтобы дать ему возможность ровного, мягкого движения, а людям – комфорт и безопасность. Но это реально только при должном внимании к состоянию ходовой части. Его нужно регулярно изучать, вовремя устранять дефекты, беречь машину на трудной дороге.
Полезное видео
Смотрите в этом видео о ремонте ходовой части авто:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:
+8 (800) 500-27-29
Это быстро и бесплатно!
Похожие статьи
Багажник и ГИБДД: имеет ли право сотрудник ГИБДД…
Если установлен незаконно багажник, и ГИБДД инспектора стоят на дороге, то можно ожидать штраф. Имеет ли право сотрудник проверять багажник? Да, но с ограничениями. Существуют правила, как его регистрировать.
Штрафы за светодиодные фары: какой предусмотрен за…
Яркие лампочки существенно облегчают передвижение в ночное время суток. Однако они также могут привести к аварийной ситуации. Штраф за светодиодные фары испортит настроение, да и сменить их придется. Какой предусмотрен штраф за яркие лампы? Могут ли лишить прав? Как светят ЛЕД лампы, их режим работы, маркировка. Какие разрешены лампы на передние и задние фары. Обозначение на фарах.
Подушка безопасности и ДТП: экспертиза после аварии…
Чаще всего подушка безопасности в ДТП помогает спасти жизнь. Но только при условии ее правильной установки и эксплуатации. Если произошла авария, то экспертиза поможет установить факт неисправности. Как восстановить ее, осуществить замену в случае дефекта?
Установка номерного знака: ГОСТ по установке знака…
Правила установки номерного знака прописаны в ГОСТе. Кроме того, что существуют специальные места, есть еще и обязательные правила по установке заднего номера, антивандальных рамок. Неправильная установка может грозить штрафом.
Диагностика и ремонт ходовой части автомобиля
Ходовая часть автомобиля или ходовка предназначена для наиболее комфортного передвижения машины по дорогам. Выглядит она следующим образом: устройство ходовой это соединение механизмов, осуществляющих взаимодействие колес и несущей опоры машины.
Что такое ходовая
Это особый синтез узлов и агрегатов, способствующих движению транспортного средства.
Устройство ходовой:
Передняя подвеска;
Задняя подвеска;
Колеса.
Подвески нужны для того, чтобы погасить или смягчить колебания во время движения по бездорожью или кочкам. Именно благодаря подвескам автомобиль плавно преодолевает все неровности дорожного покрытия. Важно, чтобы колеса машины были жестко сцеплены с кузовной частью, только в этом случае обеспечивается максимальная безопасность езды. Поэтому ходовка машины должна быть прочной и долговечной, с хорошо вращающимися шарнирами.
Неисправность подвески
Неисправная ходовая часть автомобиля может привести к самым непредсказуемым и плачевным последствиям — от заносов транспортного средства, до аварийных ситуаций. Во избежание таких эксцессов важно знать устройство подвески и уметь самостоятельно определить выход из строя этой важной связки деталей.
Если во время езды, при переключении скоростей водителем обнаружены посторонние шумы — это сигнал. Зачастую причина таких звуков кроется в неисправности ходовки.
Устройство ходовой предполагает, что подвеска становится передаточным звеном от кузова машины к дорожному покрытию. Важно, чтобы траектория колес была идентичной, при этом кузов обычно изолирован от постороннего шума.
Самые распространенные проблемы связанные с ходовой частью
Чаще всего встречаются следующие поломки ходовки:
Машину заносит в сторону. Такая проблема возникает по ряду причин: при нарушении геометрии передних колес, от скачков давления воздуха в шине, из-за деформирования рычагов, при большом различии в износе колес, когда нарушается параллельность оси заднего и переднего мостов.
Водитель чувствует колебания авто, раскачку на поворотах и во время торможения. Причиной тому может явиться выход из строя амортизаторов либо сломалась рессора или иная деталь подвески.
Избыточные вибрации во время езды говорят о несоответствующем давлении шин, либо об износе ступичных подшипников или заднего амортизатора, также о поломке рессоры.
Во время движения вы слышите стук подвески — обратите внимание на амортизатор или диски колес — возможно, они пришли в негодность.
Скрип или стук амортизатора говорят об их скором износе, быть может, произошла деформация кожуха или крепления поршня и резервуара ослабли. Осмотрите все внимательно, на предмет утечки жидкости.
Если протектор шин стерт неравномерно, возможно, имеет место разбалансировка колес. Также важно проверить шарниры и втулки — могли разболтаться. К этой проблеме часто приводят и поврежденные диски и нарушенная геометрия передних колес.
Во время торможения раздается отчетливый скрип — указывает на неисправность амортизатора, стабилизатора или частей крепления, на просевшую пружину.
Текут амортизаторы. Нужно проверить сальники штока, быть может, жидкость вытекает из-за попадания на кромку сальника инородных частиц.
Амортизатор не дает нужного сопротивления при ходе сжатия. Это может быть следствием негерметичности клапана, изношенности направляющей втулки или же штока.
Если наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, необходимо срочно предпринять меры.
Диагностика ходовой
Износ ходовой части — одна из самых распространенных проблем. Из-за постоянных вибраций и колебаний ходовка выходит из строя. Поэтому очень важно периодически проводить диагностику каждые 20 000 км, а то и быстрее. Устройство ходовки у каждого автомобиля одинаковое, но условия эксплуатации разные. Поэтому если машина еще не прошла отмеренный километраж, но ходила по бездорожью или проявляет признаки неисправности, лучше не откладывать проверку в долгий ящик.
Диагностику ходовой необходимо проходить в специализированных проверенных автосервисах, дабы получить точную и достоверную информацию. Не стоит делать это самостоятельно, если нет квалификации и специализированного оборудования.
Как это происходит
Современная диагностика проводится в несколько ступеней, для большей достоверности. Поэтапно это выглядит так:
Первичным этапом проверки становится сбор всей необходимой информации от автовладельца, что позволяет обнаружить проблемный сегмент, чтобы не тестировать все устройство;
Затем транспортное средство загоняют на специализированный стенд;
В процессе тестирования авто осмотрят на подъемнике;
Проверят на компьютере.
Обычно после проверки автовладелец получает информацию о состоянии таких деталей, как рычаги, пружины, амортизаторы, опорные чашки, рулевые наконечники, шаровые опоры, ступичные подшипники, узлы.
Квалифицированные мастера проверят гидросистему, тормозные колодки, шланги, диски и барабаны. После тестирования дадут заключение и рекомендации по ремонту.
Ремонт ходовки
Устройство ходовой часто дает сбой, поэтому ремонт важно и нужно производить своевременно, иначе есть риск попадания в критическую ситуацию на дороге. По заключению диагностов становится видно какие части ходовой пора отремонтировать или заменить. Самые распространенные сегменты работы по ремонту ходовой это:
Передняя подвеска;
Задняя подвеска;
Необходимость замены стойки, пружины или амортизатора
Могут потребоваться замены следующих узлов устройства ходовой:
Сайлентблок;
Шаровая опора;
Рулевой наконечник;
Рулевая рейка;
Рулевой механизм;
Ступичный подшипник;
Граната.
Очень важно приобретать оригинальные запчасти на ваш авто иначе ремонт может стать для автовладельца сущим кошмаром, а трата денег — бесполезной. Приобретая некачественную или неподходящую деталь на устройство можно получить кота в мешке. Деталь может не подойти, может работать не так как нужно или выйти из строя очень рано, не отслужив своего срока.
Не стоит экономить на диагностике и ремонте — исправный автомобиль залог вашей безопасности на дороге.
Рубрика сайта: Ходовая часть автомобиля
Устройство и принцип работы рулевой рейкиРулевое управление
Рулевая рейка – элемент рулевого управления, силовой узел, с помощью которого передние колеса автомобиля синхронно поворачиваются в ту сторону, в которую
Устройство рулевой колонки автомобиляРулевое управление
Рулевая колонка является частью системы рулевого управления автомобиля. Ее функция в общем устройстве заключается в передаче крутящего момента от рулевого
Устройство и принцип работы насоса гидроусилителя руляРулевое управление
Несмотря на огромную популярность и повсеместное распространение электроусилителей, гидравлический усилитель рулевого управления все еще занимает прочные
Что выбрать: гидроусилитель или электроусилитель руляРулевое управление
Современный автомобиль сложно представить без усилителя рулевого управления, облегчающего водителю поворот руля. На данный момент наиболее популярны два
Виды и параметры колесных дисковКолесные диски и шины
Колесный диск является одним из составляющих элементов колеса автомобиля. Он служит основой для крепления шины, а также для передачи на нее крутящего момента
Классификация и описание тормозной жидкости DOTТормозная система
Тормозная жидкость представляет собой специальное вещество, которое заполняет тормозную систему автомобиля и играет в ее работе важнейшую роль.
Описание и принцип работы системы EBDТормозная система
Аббревиатура EBD расшифровывается как «Electronic Brake Distribution», что в переводе означает «электронная система распределения тормозных усилий»
Устройство и принцип работы барабанных тормозовТормозная система
Тормозные механизмы фрикционного типа, то есть работающие за счет силы трения, подразделяются на барабанные и дисковые. Барабанный тормозной механизм в
Виды, устройство и принцип работы дисковых тормозовТормозная система
Дисковые гидравлические тормоза являются одной из разновидностей тормозных механизмов фрикционного типа. Их вращающаяся часть представлена тормозным диском
Устройство и виды рулевого приводаРулевое управление
Рулевой привод представляет собой механизм, состоящий из рычагов, тяг и шаровых шарниров и предназначенный для передачи усилия от рулевого механизма к
Неисправности ходовой части автомобиля
При эксплуатации автомобиля на отечественных дорогах постоянное внимание необходимо уделять состоянию ходовой части.
Ходовая часть автомобиля, ходовая, подвеска – это все слова-синонимы, описывающие одну из неотъемлемых частей Вашего автомобиля. Ходовая часть – это совокупность узлов и деталей, обеспечивающих комфорт, динамику и управляемость Вашего автомобиля во время движения. Любой водитель, профессионал он или нет, интуитивно или на слух чувствует свой автомобиль. И когда, при движении на разных скоростях, он вдруг начинает слышать какие-то посторонние звуки, появляется вопрос, а что это может быть. И очень часто причина посторонних шумов кроется в неисправности ходовой части автомобиля.
В процессе эксплуатации в подвеске автомобиля могут возникнуть неисправности, связанные с износом и поломками деталей. Техническое состояние ходовой части может быть оценено по отклонениям размеров деталей от обеспечиваемых при сборке на заводе и допустимым износам к зазорам в основных сопряженных деталях, а также по состоянию рабочих поверхностей деталей подвески.
Большая часть неисправностей подвески автомобиля возникает либо неожиданно, например, после езды по плохой дороге либо проявляются постепенно, в течение иногда довольно длительного периода времени. О приближающемся выходе какой-либо детали из строя и, соответственно, ремонте ходовой начинают предупреждать как посторонние звуки, исходящие со стороны неисправного механизма, так и «неадекватное поведение» вашего автомобиля.
Предупреждение: Перед определением неисправности подвески проверьте давление в шинах, отсутствие подтормаживания колес и установку на автомобиле одинаковых шин.
Возможные неисправности ходовой части автомобиля.
Увод автомобиля в сторону от прямолинейного движения
Нарушены углы установки передних колес.
Неодинаковое давление воздуха в шинах.
Деформация рычагов передней подвески.
Неодинаковая жесткость пружин.
Повреждение верхней опоры одной из телескопических стоек.
Неправильный зазор в подшипниках колес передней подвески.
Значительная разница в износе колёс.
Нарушение параллельности осей переднего и заднего мостов.
Деформация лонжерона рамы.
Колебания кузова, раскачивание на поворотах и при торможении
Вышли из строя амортизаторы.
Ослабли или сломались рессоры и детали подвески.
Износился или поврежден поперечный стабилизатор или его втулки.
Повышенное осевое биение шины или колеса.
Повышенные вибрации при движении
Давление в шинах не соответствует норме.
Неудовлетворительное состояние подшипников ступиц колес.
Износились или повреждены шарниры рулевого привода или нижний шарнир подвески.
Неправильно отрегулированы углы установки колес.
Раскрутились гайки или болты крепления колес.
Изношены задние амортизаторы.
Повреждены рессоры.
Не отбалансированы передние колеса. При этом вибрация чувствуется на рулевом колесе.
Не сбалансированы задние колеса. При этом вибрация передается на весь автомобиль.
Повреждение или деформация колес.
Подвеска стучит или издает шумы во время движения автомобиля
Ослабли болты крепления амортизаторов или штанги стабилизатора поперечной устойчивости.
Вышли из строя амортизаторы.
Износились резино-металлические шарниры рычагов или шаровые шарниры рычагов подвески.
Сломалась пружина.
Значительный дисбаланс колес.
Повышенный зазор или износ в подшипниках колес.
деформация дисков колес.
Часто «пробивает» подвеску
Постоянные перегрузки автомобиля.
В шарнирах увеличился зазор или они были повреждены.
Деформация шины или диска.
В подшипниках ступиц передних колес установлен слишком большой зазор.
Дисбаланс колес.
Деформированы оси нижнего рычага, поворотный кулак, рычаги подвески, элементы передка кузова или поперечины подвески.
Вышел из строя амортизатор.
Повреждена рессора.
Сильная изношенность или повреждение шлицев задней полуоси либо вкладыша крепления заднего амортизатора.
Осадка пружин подвески.
Стучат и скрипят амортизаторы
В проушинах износились резиновые втулки.
Вследствие ударов деформировался кожух.
Утечка жидкости.
Ослабло крепление поршня или резервуара.
Амортизаторы недостаточно хорошо закреплены.
Сломались детали амортизаторов.
Повышенный или неравномерный износ шин
Износились шарниры и втулки подвески.
Дисбаланс колес.
Нарушены углы установки передних колес.
Повреждение дисков колес.
Деформация рычага подвески.
Грубый стиль вождения, слишком высокая скорость на поворотах.
Неравномерное торможение колес.
При торможении и на поворотах появляется громкий скрип
Неисправны амортизаторы.
Повреждена или просела пружина подвески или неисправны элементы подвески.
Повреждение стабилизатора поперечной устойчивости или элементов его крепления.
Подтекание жидкости из амортизаторов
Износ или разрушения сальника штока.
Попадание на уплотнительные кромки сальника посторонних механических частиц.
Забоины, риски, задиры на штоке.
Чрезмерное количество жидкости в амортизаторе.
Недостаточное сопротивление амортизатора при ходе сжатия.
Негерметичность клапана сжатия.
Недостаточное количество жидкости из-за утечки.
Износ направляющей втулки и штока.
Загрязнение жидкости механическими примесями.
Износ или разрушение дисков клапана сжатия.
Я твой подвеска рычаг шатал: как проводят диагностику ходовой части
Зачем нужна диагностика?
Начнём с простого вопроса: почему иногда нужно проверять подвеску?
Первый случай – хрестоматийный. То есть что-то внизу стучит, лязгает, щёлкает, а иногда – грохочет и отдаёт в руль и пятую точку. Это – особо запущенный случай, когда менять надо уже обычно не копеечный сайлентблок, а сразу несколько элементов. В этом случае проведение диагностики поможет выявить все неисправные детали, тут всё очевидно.
Вторая ситуация – плановая диагностика, и она, разумеется, предпочтительнее первого случая, потому как своевременный ремонт обычно на порядок дешевле ремонта «аварийного».
Ну, и третий вариант – подержанное авто. В случае покупки автомобиля с пробегом даже незначительные дефекты в ходовой части могут быть поводом для торга, а иногда – отказа от покупки. Многие эту процедуру при покупке доверяют специалистам сервиса, но покупает машину не мастер (которому в общем и целом плевать, что вы там себе купите), а вы – тот самый человек, которому потом придётся этот автомобиль содержать. Именно поэтому желательно осматривать машину снизу вместе со специалистом СТО – так шансы найти «косяки» в ходовой могут существенно увеличиться.
Про рычаги и стойки
Приношу свои извинения владельцам премиальных автомобилей с пневматическими подвесками или сложными многорычажками. О диагностике таких подвесок мы поговорим в следующий раз, сегодня же речь пойдёт о самых простых типах подвесок: передней МакФерсон и задней полузависимой балке. Это – самые распространённые конструкции на бюджетных автомобилях. Начнём с передней.
История независимой подвески МакФерсон довольно долгая: в следующем году можно будет смело сдвинуть бокалы за её семидесятилетие. В 1948 году подвеску инженера GM Эрла Макферсона использовали на автомобиле Ford Vedette. Впрочем, есть мнение, что хитрый американец идею независимой подвески украл у чуть менее удачливого итальянца Гвидо Форнака, который предлагал её Фиату. Даже если это хотя бы отчасти правда, Макферсон значительно переработал идею Форнака и довёл её до ума.
Так же было бы несправедливо считать, что всё, что сделал Макферсон, – это убрал верхний рычаг с шаровой опорой в двухрычажной подвеске и придумал, как крепить амортизатор к крылу с помощью чашек и опорных подшипников. Подвеска получилась более лёгкой, дешёвой и отлично подходила для массового производства в недорогих серийных автомобилях. За идею ухватился Форд (массово и недорого – то, что нужно!), и уже на более поздних Ford Zephyr 1950 года и Ford Consul 1951 года подвеска типа МакФерсон использовалась безоговорочно (в ситуации с Vedette о серийном производстве говорить, наверное, рано – французское подразделение Ford France SA за шесть лет выпустило их не слишком большим тиражом, и про автомобиль бы забыли, если бы он не стал первым с МакФерсоном). Итак, что же придумал американский изобретатель?
Основным отличием новой подвески было то, что она стала независимой, но не намного дороже распространённой в то время балки. Основные элементы конструкции – подрамник, нижние рычаги, амортизационные стойки с пружинами, поворотный кулак и стабилизатор поперечной устойчивости. Есть, конечно, и более мелкие детали (шаровые опоры, стойки стабилизатора, сайлентблоки и прочее), но вряд ли их можно назвать основными частями подвески. Тем не менее, как раз их неисправности встречаются чаще всего.
В целом же подвеска получилась очень надёжной, хотя вначале механики не были в восторге от конструкции. Им, например, не нравилась довольно сложная процедура замены амортизатора, а способ крепления верхней части стойки к кузову через опорный подшипник вызывал их опасения за ресурс кузова (к тому же несущий кузов тогда сам по себе был штукой новой и не вполне оценённой, хотя именно подвеска Макферсона стала первой независимой передней подвеской на автомобиле с таким типом кузова).
Нельзя сказать, что подвеска МакФерсон имеет очевидные слабые места, отличающиеся пониженным ресурсом. Многое зависит от особенностей подвески этого типа в конкретном автомобиле (например, Мерседес W124 не мог похвастаться долговечностью стоек стабилизатора из листовой стали, а про слабые шаровые опоры нашей вазовской «классики» знают, наверное, все). Не менее важную роль играют условия эксплуатации (например, езда по асфальту с ямами скорее убьёт шаровые опоры, а частые выезды на просёлок с большими перепадами без ударных нагрузок – амортизаторы).
О том, что такое полузависимая задняя подвеска, мы уже говорили. Там стучать в принципе нечему, а если что-то стучит, то нет слов, чтобы описать степень запущенности автомобиля. Это либо полностью сухие амортизаторы, либо драные в клочья сайлентблоки балки, либо сломанная пружина. Но это не значит, что осматривать там нечего. Например, банальный износ сайлентбоков балки значительно снижает управляемость, что особенно заметно будет в колее. Ну, а про езду с сухими амортизаторами даже говорить не буду – как весело прыгает такая машина, знают многие.
На этом теоретическую часть позвольте считать законченной, давайте смотреть автомобиль во всей его красе (или безобразии – диагностика скажет точно).
Передняя подвеска
Диагностика передней подвески начинается с… поднятия крышки капота. Да, пока машина стоит на земле (это важно, подвеска должна быть под нагрузкой), осматриваем верхние опоры стоек. Нас в первую очередь интересует зазор между чашкой и кузовом (брызговиком). На фотографии видно, что в зазор проходит отвёртка.
Пока ничего страшного в этом нет, но если зазор приблизится к полутора сантиметрам – верный признак неизбежности замены верхних подушек. Ну, и заодно пытаемся раскачать машину: если она делает более двух качаний после окончания раскачки – амортизаторы пора менять (по-моему, это первое, что делает любой потенциальный покупатель средней степени грамотности, это классика жанра). Теперь машину можно поднять на домкрат (лучше все же на гидроподъемник) и посмотреть на амортизаторы сбоку: никаких подтёков быть не должно. Если же они есть, то задумываемся о новых амортизаторах.
Теперь пришла пора взять машину за колёса, точнее, за одно. Колесо качаем в обоих направлениях, и вправо-влево, и вверх-вниз. В первом случае можно услышать стуки рулевой тяги или (что бывает чаще) наконечника тяги. Если такой обнаруживается, то придётся позвать помощника, и пока один будет дёргать колесо, второй сможет определить причину звука точнее. Для этого надо будет хорошенько ухватиться за тягу и посмотреть, где появляется люфт – в рейке или в наконечнике.
Посторонний звук при раскачке вверх-вниз говорит об износе шаровой опоры. Впрочем, если никакого звука или люфта нет, это ещё не значит, что она в порядке, её будет необходимо проверить ещё раз уже с помощью монтировки (об этом чуть ниже).
Теперь просто раскручиваем колесо. Наша задача – оценить состояние ступичного подшипника. Если слышен гул или скрежет – ему пора на помойку прямо сейчас. Теперь ещё раз раскручиваем колесо и одной рукой хватаемся за пружину. Если подшипник только собирается отдать богу ролики, то на пружине будет ощущаться характерная вибрация. Если она чувствуется, то скоро появятся и гул, скрежет и, может быть, новый подшипник.
Берём в руки монтажку и лезем под машину. Вот тут точно уже никакой домкрат не поможет – нужен подъемник, так что без автосервиса не обойтись.
Сначала проверяем сайлентблоки рычагов. Их надо будет двигать как в продольном, так и в поперечном направлениях, используя в качестве опоры подрамник. Небольшой люфт будет обязательно (резина не может не деформироваться), но и он заметен только после приложения существенного усилия. Сайлентблоков четыре (по два на рычаг), и если какой-то из них люфтит больше остальных, это будет сразу заметно.
Теперь возвращаемся к шаровой опоре. Сильный износ будет заметен, если обеими руками покачать рычаг около шаровой вверх-вниз. Сомневаетесь в своих силах – монтажка вам в помощь. Вставляем её между кулаком и рычагом и качаем – тут люфта быть не должно вообще.
Рулевая рейка не относится к подвеске, но её существенный износ можно также диагностировать руками: берёмся за тягу и шатаем её вверх-вниз. Никакого люфта или стука быть не должно. Впрочем, их отсутствие – условие необходимое, но не достаточное, как говорят математики. То есть если ничего не стучит, это ещё не говорит об идеальном состоянии рейки, там подводных камней может быть много. Зато если люфт есть, её точно нужно будет ремонтировать или менять.
Теперь проверяем стабилизатор поперечной устойчивости. Сам стабилизатор сломать невозможно (можно, конечно, погнуть, но для этого нужен талант), поэтому смотрим сначала втулки. Просовываем монтажку между подрамником и стабилизатором около втулки и качаем, желательно – сильно. Если втулка от возраста стала овальной, то стабилизатор будет в ней «гулять». Затем проверяем его крепления в рычагах. Тут способ один: попытаться монтажкой раскачать болты, если люфтят – надо будет заменить резинки.
И последними смотрим стойки стабилизатора. Худший случай – это если сломалась сама стойка, такое бывает, тем более что на наших дорогах их вообще можно считать расходным материалом. На некоторых машинах можно увидеть дефект на резиновых частях, но это не наш случай.
Итак, спереди осмотрено почти всё, остаётся проверить нижнюю подушку двигателя (и/или КПП, тут всё зависит от модели автомобиля), которая никак не входит в ходовую часть, но призывно торчит снизу, а иногда требует слишком частого осмотра (привет, любители Пежо!). Качаем так же монтажкой – руками и глазами тут ничего не сделаешь. Зато с помощью монтажки дефект обнаружить несложно, разрыв подушки обычно виден сразу.
Теперь переходим назад
Задняя подвеска
Начинаем процедуру с колёс – так же, как и спереди. Но сзади нет шаровых опор, поэтому проверяем пока только подшипники ступиц. Так же крутим, слушая звук, затем кладём руку на пружину. Если ничего подозрительного нет (люфта, звука или вибрации), то подшипник можно считать исправным. Лезем под машину.
Смотрим амортизаторы. Сначала ищем следы подтёков, затем с помощью монтажки проверяем сайлентблоки внизу амортизаторов. Идеально было бы заметить расслоение сайлентблока, но вряд ли получится увидеть его без опыта.
Зато отслоение резины от втулок на сайлентблоке балки не заметить невозможно: тут и зацепиться монтажкой проще, и деталь крупнее. Правда, я как-то видел машину, где износ этого сайлентблока был виден невооружённым глазом: он был просто порван, и балка висела на болту в кронштейне. Хотя в этом случае стук будет хорошо слышен на ходу, а вот в случае возрастного износа звуков балка издавать не будет, хотя отчасти дефект будет заметен на глаз (неправильный развал заметить можно). И, наконец, смотрим на пружины. То, что они просели ещё при Советской власти, заметить можно не всегда, а вот если пружина сломана – это видно.
Вообще задняя полузависимая подвеска достаточно «молчалива» в силу простоты конструкции. Подержанный автомобиль скажет о необходимости её ремонта очень неважной управляемостью, не более. Это, конечно, опасно, но вряд ли там возможен дорогой ремонт, если не придётся менять балку на старом премиальном классе (было время, когда и там сзади не было многорычажек), ремонт такой подвески не будет слишком дорогим. Хотя изношенная в край подвеска заставит задуматься о том, что владелец за машиной не следил вообще, и если в планах есть покупка такого автомобиля, лучше десять раз подумать.
Тут отдельной строкой можно упомянуть торсионные балки машин концерна Peugeot-Citroen с подшипниками в рычагах – они к дешевым никак относиться не могут, полный ребилд конструкции тянет на 50-60 тысяч. Но поскольку тема специфическая, мы вернемся к ней отдельно.
Вместо заключения
Как видите, «пошатать» подвеску не так сложно. Делать это нужно периодически, особенно если условия эксплуатации автомобиля тяжёлые, а всё ТО уже давно перешло от дилера в гараж и ограничено самостоятельной заменой масла и воздушного фильтра. Не стоит забывать, что вырванная шаровая опора, заклинивший ступичный подшипник, да и просто вытекшие амортизаторы или изношенные сайлентблоки могут привести к очень печальным последствиям, виноват в которых будет только владелец автомобиля и никто больше.
За помощь в подготовке материала благодарим сеть специализированных магазинов и автосервисов «Логан-Шоп»
(СПб, ул. Возрождения, д. 33, тел.: 928-32-12)
Опрос
А вы проверяете состояние своей подвески?
Всего голосов:
Ходовая часть — это… Что такое Ходовая часть?
Ходовая часть локомотивов
Ходовая часть у разных видов локомотивов выполняется по-разному, в зависимости от вида силовой установки. В настоящее время все локомотивы опираются на две тележки, обеспечивающие локомотиву максимальную плавность хода и вписывание в кривые. Тележки могут быть четырёхколёсными или шестиколёсными. Шестиколёсные тележки делаются для мощных локомотивов с большой силой тяги. В случае необходимости дальнейшего увеличения мощности локомотив делают двухсекционным, то есть выполняют в виде двух локомотивов, соединённых между собой.
Тележки электровозов
см. также Осевая формула тепловоза и электровоза, Электровоз (раздел Конструкция)
Тележка электровоза состоит из рамы, колёсных пар с буксами, рессорного подвешивания и тормозного оборудования. К тележкам крепят тяговые электродвигатели. У электровозов с несочленёнными тележками тяговые усилия передаются упряжными приборами (автосцепками), расположенными на раме кузова. Рама кузова опирается на тележки через специальные опорные устройства.
Рама тележки состоит из двух продольных балок — боковин и соединяющих их поперечных балок.
Колёсные пары воспринимают вес электровоза, на них передается крутящий момент тяговых электродвигателей.
На современных электровозах применяют, как правило, индивидуальный привод. При этом различают два вида подвески тяговых электродвигателей — опорно-осевую и рамную.
Тележки тепловозов
У большинства тепловозов главная рама кузова опирается на две трехосные тележки через восемь боковых опор. Тележки имеют раму, опоры, буксы, колёсные пары, рессорное подвешивание и тормозное оборудование.
Ходовая часть вагонов включает в себя колёсные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание, воспринимающие от вагона нагрузку и обеспечивающие его безопасное и плавное движение. В четырехосных и многоосных вагонах эти элементы объединены в тележки, обеспечивающие более легкое прохождение вагонов в кривых участках и более плавный ход.
Колесные пары
Колёсная пара, состоящая из оси и двух наглухо закреплённых на ней колес диаметром 950…1050 мм, воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы.
Буксы
Буксы служат для передачи давления от вагона на шейки осей колёсных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колёсной пары.
Рессоры
Для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний вагона при прохождении по неровностям пути между рамой вагона и колёсной парой размещают систему упругих элементов и гасителей калебаний (ресорное подвешивание). В качестве упругих элементов применяют винтовые пружины, листовые рессоры, резинометаллические элементы и пневматические рессоры (резинокордовые оболочки, заполненные воздухом).
Гасители колебаний
Гасители колебаний предназначены для создания сил, обеспечивающих устранение или уменьшение амплитуды колебаний вагонов или его частей. На дорогах России наиболее широкое распространение получили гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Принцип действия гидравлических гасителей заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости под действием растягивающих или сжимающих сил с помощью поршневой системы из одной полости цилиндра в другую.
В фрикционных гасителях колебаний силы трения возникают при вертикальном и горизонтальном перемещениях клиньев гасителя, трущихся о фрикционные планки, укреплённые на колонках боковин тележек.
Тележки вагонов
По числу осей тележки бывают двух-, трех-, четырех- и многоосные. Наибольшее распространение получили двухосные тележки.
На тележках пассажирских вагонов устанавливаются гидравлические гасители колебаний совместно с пружинными рессорами. Для смягчения боковых толчков от набегания гребня колёс на рельсы при входе в кривые тележки оборудуют возвращающими устройствами (люльками). Тележки пассажирских вагонов имеют двойное рессорное подвешивание, обеспечивающие бо́льшую плавность хода. (см. рисунок)
В тележках грузовых вагонов используются фрикционные гасители колебаний, они не имеют люлечного устройства и имеют, как правило, одинарное рессорное подвешивание. (см. рисунок). Восмиосные полувагоны и цистерны устанавливаются на четырехосные тележки, основой которых являются те же двухосные, но связанные между собой штампосварной соединительной балкой.
Тележки большинства изотермических вагонов отличаются от грузовых двойным рессорным подвешиванием — центральное подвешивание на листовых замкнутых рессорах, буксовое на пружинах.
Тележки скоростных поездов
Ходовая часть автомобиля
Ходовая часть состоит из:
передней и задней подвески колес
колес и шин
Ходовая часть автомобиля предназначена для перемещения автомобиля по дороге, причем с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы действующие на автомобиль.
Находясь в салоне легкового автомобиля, водитель и пассажиры испытывают медленные колебания с большими амплитудами, и быстрые колебания с малыми амплитудами. От быстрых колебаний защищает мягкая обивка сидений, резиновые опоры двигателя, коробки передач и так далее. Защитой от медленных колебаний служат упругие элементы подвески, колеса и шины.
Ходовая часть трамваев
Литература
Общий курс железных дорог / Ю. И. Ефименко, М. М. Уздин, В. И. Ковалёв — М.: Издательский центр «Академия», 2005. ISBN 5-7695-2046-9